Книга «Беспощадная толерантность» появилась на прилавках московских магазинов в конце апреля и уже взорвала Интернет (отклики в бумажных СМИ автору этих строк пока не попадались). Нет-нет, новый Гоголь не явился и Достоевский тоже - они по-прежнему, как грибы, не растут. Это всего лишь сборник написанных разными авторами фантастических рассказов. Жанр вообще-то на любителей, к числу коих я не принадлежу. Книгу, тем не менее, прочла с интересом. Думаю, заинтересуются многие - по причинам, связанным не столько с фантастикой, сколько с реальностью.
Вовсе не хочу сказать, что «Беспощадная толерантность» - это прямо-таки вклад в мировую литературу. Честно говоря, Олдос Хаксли в своей бессмертной антиутопии «О дивный новый мир» написал на сходную тему куда круче. Но Хаксли творил в 1932 году и не сталкивался со многими из тех вызовов современной жизни, которые уже стали пугающей реальностью в западных странах и не сегодня-завтра обрушатся на нас. Об этих вызовах, собственно, и напоминают авторы, чьи рассказы вошли в сборник.
Как всегда в подобных изданиях, что-то получилось лучше, что-то хуже. Не называю понравившиеся мне произведения, поскольку мой вкус не эталон и у других читателей могут возникнуть иные предпочтения. Но удивляет злоба, с которой на книгу ополчились некоторые критики. Один рецензент вообще не смог найти цензурных слов, и потому разразился сплошь нецензурными, благо Сеть всё выдержит. Другой, озаглавив свой опус «Здравствуйте, доктор Геббельс!», авторов приравнял к фашистам, а их произведения, через заковыристую метафору, сравнил с фекалиями. Для потенциальных читателей тоже нашел добрые слова. Но при этом рецензия выдержана в стиле: «Боюсь, не слишком ли я для вас культурен». К примеру, в одном рассказе мелькает реминисценция из Фолкнера, и критик закипает от негодования: не могут чумазые на фортепьянах играть! Не по рангу этим мерзким фашистам знать, кто такой Фолкнер!
Как-то странно всё это. Толерантные вы наши, одним понравилось, другим не понравилось, но зачем же кричать-то, зачем стулья ломать? Это неприлично, в конце концов.
Причина столь бурной реакции видна уже из аннотации к сборнику: «Есть ли предел толерантности? Куда приведет человечество тотальная терпимость - в мир, где запрещены слова «мать» и «отец», традиционные отношения считаются дикостью и варварством, а многоцветие «радужного» будущего давным-давно стало обыкновенной повседневностью? В мир, где агрессивное нашествие иных культур и идеологий целиком подминает под себя гостеприимных хозяев? И чем это может грозить государству и обществу?».
Вот оно что. Авторы сборника посягнули на священных коров современного либерализма: права ЛГБТ-сообщества и мигрантов. Такое не прощается. Для тех, кто не в теме: ЛГБТ - это лесбиянки, гомосексуалисты, бисексуалы, транссексуалы. Их «радужный» флаг - на обложке книги. Короче, это «приверженцы нетрадиционной сексуальной ориентации», как говорят теперь. Раньше говорили попросту - извращенцы. У нас в России пока еще можно так говорить. Еще можно называть извращения извращениями, говорить, что это противоестественно, что это мерзость перед Богом. Во многих странах, как известно - уже нельзя. Адекватная оценка этих явлений (в терминах ЛГБТ - «гомофобия») там преследуется по закону. Примеры у всех перед глазами: в СМИ постоянно мелькают сюжеты о том, как навязывают свои взгляды и образ жизни сексуальные меньшинства. В США студент университета, католик, посмел неодобрительно отозваться о гомосексуализме и тут же вылетел из вуза. Еще легко отделался. В Англии дедушка-опекун запрещал внучке читать книгу об однополых браках, рекомендованную школьной программой,- лишился и опекунства, и внучки. В той же Англии - совсем недавний случай - стариков, владельцев маленького отеля, затаскали по судам и разорили за то, что отказались предоставить парочке путешествующих геев номер с двухспальной кроватью. В Вене действует детский сад «Забава и забота», где мальчикам объясняют, что они должны быть кроткими и уступчивыми, дарят им косметички, знакомят с массажем; девочек учат работать с инструментами, играть в футбол, поощряют стремление настаивать на своем, добиваться желаемого криком и кулаками. Цель - воспитание «половариабельного» человека. Одна из устроительниц, Рената Браунер - видный австрийский политик, представитель социал-демократической партии. Даже страны третьего мира стараются не отставать: в Бразилии с 2008 года в школьную программу с 1-го по 9-й класс официально введен предмет «Сексуальное разнообразие». Тогдашний президент, социалист Луис Лула да Силва, объявил гомофобию «самой извращенной болезнью, когда-либо поражавшей человеческий ум».
В рассказах, представленных в «Беспощадной толерантности», все эти тенденции доведены до логического конца, до полного абсурда. Ну и что, авторы имеют на это право, на то и существует художественная литература, сатира, фантастика, антиутопия. Да и где он, логический конец? На исходе 1980-х мы получили возможность читать запрещенную прежде антиутопию «О дивный новый мир». Там, напомню, много-много одинаковых детей взращивается в пробирках, а самые непристойные слова - отец и мать. Это казалось гротеском. Но прошло около двух десятилетий - и вот вам, пожалуйста, попытки клонирования, экстракорпоральные «дети-снежинки», суррогатное материнство, однополые семьи с правом усыновления и, как следствие, «родитель № 1» и «родитель № 2». Не увидим ли мы завтра наяву то, о чем предупреждают - пока еще только предупреждают! - авторы «Беспощадной толерантности»?
Логический конец, похоже, придет вместе с апокалипсисом. Как дошли мы до жизни такой, когда извращенное становится нормой, а нормальное отношение к извращениям в культурнейших странах преследуется по закону? Совершенно очевидно, что это - результат секуляризации. Если человек - мера всех вещей, если Библия не авторитет, значит, допустимо всё, что угодно. Гомосексуалисты - не грешники, не развратники, они нормальные, просто они другие. Пусть создают однополые семьи, совет им да любовь.
Вовсе не призываю к тому, чтобы гомосексуалистов бросали в тюрьмы и концлагеря. Я вообще против концлагерей для кого бы то ни было. Христианство учит нас ненавидеть грех, но не грешника. Гомосексуализм как таковой - не преступление, а именно грех, но на то нам и дарована Господом свобода, чтобы мы сами решали - грешить или не грешить. Праведность из-под палки немногого стоит, и до тех пор, пока гомосексуалисты не ущемляют права других, пускай себе живут как хотят. Но парадокс в том, что в обществе, которое в борьбе за права человека потеряло религиозное измерение жизни, эти самые права человека тоже летят в тартарары. Если гомосексуалисты не извращенцы, а просто «другие», почему не дать сладкой парочке ребенка на усыновление? Об отнятом у этого ребенка праве вырасти - при иных обстоятельствах - нормальным человеком лучше не заикаться. Что значит «нормальное» или «ненормальное» в мире, где утрачена вертикаль? Всё нормально, ваша Библия нам не указ, пусть расцветают сто цветов.
Христианство - это последняя крепость, сохраняющая то, что в европейской культуре веками почиталось нормой, последний оплот свободы в тоталитарной уравниловке. Потому и ненавидят Церковь приверженцы содомского кошмара и их скрытые адепты. Если можно кривляться и орать похабную песню в храме, почему нельзя сменить биологический пол или взять однополого партнера? А либеральные СМИ потом отмажут: паскудство назовут перформансом либо смелой гражданской акцией, а арестованных участниц этого паскудства - узницами совести. Без всякого этой самой совести зазрения... От слов, от правильных наименований зависит, между прочим, очень многое: ведь нынешняя содомская вакханалия начиналась с того, что вместо слова «пол» стали говорить «гендер» (об этом интересующиеся могут почитать в статье известного немецкого социолога Габриэлы Куби «Актуализация гендерной проблематики - секретная революция», pravoslavie.ru/jurnal/45514.htm). Потому, наверное, книга рассказов, где нормальное названо нормальным, а ненормальное - ненормальным, и вызвала такую странную реакцию.
Никакой оголтелой ксенофобии или «гомофобии» в книге, кстати, нет. Напротив, в рассказе «С жемчужными крыльями» авторские симпатии явно на стороне не скинхедов, а их жертв. В рассказе «Теория невербальной евгеники» несчастный гомик, замученный гестаповцами, вызывает сочувствие, а нацисты - омерзение. Совершенно нормальный человеческий подход. Жизнь сложна и не сводима к примитивным формулам, всякое в ней бывает. Впрочем, в рецензии, о которой говорилось выше, наличие в книге подобных рассказов объяснено весьма хитроумно: составитель якобы поместил их для того, чтобы было чем оправдываться, когда привлекут за развязывание и разжигание. Но такое чтение в сердцах попросту некорректно. Вообще, для того, чтобы придать побольше убедительности своему гневному пафосу, критик порой грубо искажает сюжеты: один из лучших, на мой взгляд, рассказов сборника, «Дом для чебурашки», пересказан так, что родной автор не узнает.
Впрочем, столь бурная реакция на «Беспощадную толерантность» свидетельствует о том, что участники сборника метко попали в болевые точки. Ну, а шум в Интернете популярности и раскупаемости книги не повредит, скорее, напротив.
Оксана Гаркавенко
Газета «Православная вера» № 10 (461), 2012 г.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60528&Itemid=10393