Что ожидает культуру: модернизация или постмодернизация?

0
204
Время на чтение 4 минуты
В среду, 23 мая Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин выступил с речью, в которой призвал к модернизации культуры. О модернизации культуры заговорили не так давно, но подобная конструкция уже достаточно примелькалась. Однако содержание этой модной формулы не очень понятно.

Что такое модернизация? Это - приведение объекта модернизации в соответствии с духом (требованиями) времени. Каков же ныне дух времени? Очевидно, он сформирован постмодернизмом. В этих условиях модернизация грозит обернуться «постмодернизацией». Господин Нарышкин в своей речи сослался на Дмитрия Сергеевича Лихачева, предостерегавшего от остановки в культурной жизни, «неизбежно ведущей страну к упадку и переходу ее в разряд третьестепенных цивилизаций». Однако при «постмодернизация» вместо «остановки культуры» мы получим индустрию симулякров. Иного результата, кроме как поощрения процессов, имитирующих культурную динамику, ожидать не приходится.

Понимает ли это Председатель Государственной Думы? Во всяком случае, он четко осознает, какими должны быть проявления дискурса модернизации в приложении к культуре. Например, призывая к модернизации учебных заведений в сфере культуры, господин Нарышкин предлагает поощрять выбор новых форм искусства. Классическое, традиционное искусство из тренда модернизации явно выпадает.

Однако, что в культуре можно по-настоящему модернизировать?Создание смыслов? Их восприятие? Все это слишком далеко от технологии. Модернизация предполагает определенную управляемость: достижение результата должно достигаться целенаправленно. Иначе процесс оказывается нетехнологичным, а стало быть, несоответствующим духу времени. Технологию можно построить не внутри культуры, а вокруг нее. Эта околокультурное переустройство и станет сутью «программы по модернизации», если посыл Нарышкина получит дальнейшее развитие.

Прежде всего, естественно, будет затронута экономическая составляющая. Культура должна приносить деньги - и в государственный бюджет в том числе (сегодня же - это чисто расходная статья). Для этого к культуре планируется привязать туризм и средства информации. Председатель Госдумы мечтает о результате: «Во многих зарубежных странах они дают значимую долю ВВП, работают на серьезный рост экономики. Это, считаю, один из магистральных путей к подъему и нашей культуры».  Как должна работать эта связка, понятно: культура будет сведена к культурным объектам, на которые станут возить туристов, а тем, кто не сможет приехать лично, - организовывать виртуальные ознакомления. Подобный подход позволяет абстрагироваться от содержания и полностью переключиться на форму и количество культурных объектов. На местах это уже реализовывается: в Кемерово культурный процесс закручивается вокруг ненайденного снежного человека, в Пермской области в число туристических объектов попало «место посадки НЛО», в Екатеринбургской области создали «Духовный центр Урала». За этим громким именем скрывается эксплуатация мощей святого праведного Симеона Верхотурского местной туристической индустрией. Поощряется «духовный туризм», подменяющий подлинное паломничество. Таким образом, культурная модернизация, с одной стороны, способствует «облегчению» элементов традиционной культуры (утрате глубины, переходу от личностного погружения к массовым коммуникациям), а с другой стороны, наполняет культурное поле ложными, пустыми и малоценными элементами. Культуры становится «больше», но качество ее явно теряется.

 

 

Еще одно направление модернизации определяется как «меценатство». Слово это приходится брать в кавычки, поскольку те меценаты, о которых говорит господин Нарышкин, скорее, не ценители искусства, а расчетливые дельцы или опытные пиарщики. Современные спонсоры культуры в большей своей части - не меценаты, а инвесторы. Они хотят получить какие-то бонусы от своих вложений. Это понятно всем, и самому Нарышкину, конечно же, тоже, поскольку о меценатстве он говорит, применяясь к «эффективной поддержке всех тех, кто готов участвовать в создании новой экономической базы современной культуры». Для участников процесса должно быть предусмотрено вознаграждение.

Модернизация никак не ложится на те законы, которые действуют в настоящее время. Актуальные «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» приняты еще в 1992 году, и во многом сохраняют отношение к культуре советской эпохи (культура в них считается атрибутом народа со всеми вытекающими последствиями). На рассмотрение Государственной Думы еще осенью прошлого года был внесен принципиально  новый закон «О культуре», провоцирующий сегментацию и полную либерализацию культурного пространства. Нарышкин назвал этот закон «наработанным», но признал, что он «вызывает вопросы» у общества. Вероятно, текст закона еще будет обсуждаться, но парадигма модернизации требует воспринимать культуру как технологическую форму, безотносительно к ее содержанию. Именно этим обеспечивается технологичность культурного процесса. А, следовательно, основные те моменты в новом законе, которые нам кажутся особенно опасными, будут стараться сохранить.

Из фильма СТЕНА группы Пинк Флойд
Из фильма СТЕНА группы Пинк Флойд

К сожалению, приходится признать, что смена первого лица в государстве не привела к изменению дискурса. Модернизация по-прежнему оказывается удобным шаблоном, с помощью которого продолжается реформирование цивилизационной матрицы нашей страны. В нашем понимании это реформирование граничит с разрушением.

http://www.taday.ru/text/1617528.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Основной вопрос стихотворения
Человек должен самореализоваться, и если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать
03.09.2024
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06