Священномученик Александр Харьковский: «Пойте все!»

0
367
Время на чтение 9 минут
В 1948 году в Благовещенский собор Харькова, которому двумя годами ранее был присвоен кафедральный статус, сохраняемый и поныне, из Покровского монастыря были перенесены мощи свт. Мелетия и находившиеся в музее мощи свт. Афанасия Лубенского (Пателлария), патриарха Константинопольского, которого народ называл и называет Афанасием Сидящим (он и теперь, после кончины, сидит на своем троне). 

Сегодня в этом храме находятся честные мощи трех святителей: третьей святыней Благовещенского собора с 1993 года являются мощи священномученика Александра (Петровского), принявшего мученическую кончину в 1940 году, на 89-м году жизни.   Архиепископ Александр Петровский - своим архипастырским служением и мученическим страданием - восполнил лик святых, «в земли нашей просиявших, вплел в венец бессмертной славы свою верность и любовь к Богу, Его Святой Церкви и нашему многострадальному православному народу». С августа 2000 года он почитается всем православным миром как общероссийский святой Александр Харьковский (с мая 1993 года был прославлен в лике местночтимых святых Харьковской епархии).   Совсем недавно в районе города, где проживают преимущественно тракторостроители некогда знаменитого тракторного завода (ХТЗ), в стиле южнорусского барокко возведен большой и красивый светло-голубой Храм священномученика Александра, архиепископа Харьковского (архитекторы М. М. Киреев, А. В. Ткаченко, П. Г. Чечельницкий). 
 

  Храм в честь священномученика Александра, архиепископа Харьковского 

 

Память священномученика Александра (Петровского), архиепископа Харьковского почитается (cкончался 24 мая 1940 года) в день его мученической кончины, а также 19 мая (1 июня по новому стилю) вместе с памятью священномучеников Слободского края Онуфрия (Гагалюка), Константина (Дьякова) и других. На иконе, установленной у алтаря Благовещенского собора над гробницей священномученика Александра, они так и написаны все вместе. На переднем плане, в центре, изображен святитель Афанасий Лубенский, держащий в руках Чудотворную икону Богородицы Озерянской, стоящий в ряду со святителями Иоасафом Белгородским и Мелетием Харьковским, а также священномучениками Онуфрием (Гагалюком), Александром (Петровским) и Константином (Дьяковым). За спинами молитвенных защитников града Харькова разных эпох, идущих навстречу сегодняшним православным харьковцам, - сонм новомучеников, известных и безымянных; на иконе виден и сам город, с его живыми и убиенными храмами.  

  «Образ святых Слободского края» на Крестном ходе у северного поклонного креста на въезде в Харьков. 29 мая 2011 года  

 

В Житиях святых, составленных Псковско-Печерским монастырем, сообщается, что священномученик архиепископ Александр (Петровский) родился 23 августа 1851 года в городе Луцке Волынской губернии в семье диакона и окончил 4 класса Волынской Духовной Семинарии, затем служил учителем народной школы. Отца потерял рано, некоторое время жил с матерью, которую очень любил. По смерти ее, он стал жить, как говорилось тогда, «рассеянной жизнью».  

Однажды, возвратясь домой поздней ночью, он лег у себя в комнате, отделенной занавеской от комнаты, где прежде почивала его покойная мать. Внезапно ему привиделось, как занавесь раздвинулась, вошла матушка и сказала: оставь это все и поступай в монастырь. Молодой человек резко переменил образ жизни, и в 1900 году в московском Донском монастыре принял монашеский постриг, где вскоре был рукоположен во иеромонахи и назначен наместником Донского монастыря с возведением в сан архимандрита.  

Судьба священномученика Александра складывалась, конечно же, промыслительно. С 1903 года он стал экономом и казначеем Туркестанского архиерейского дома, членом Туркестанского учительского совета, консистории и императорского Палестинского общества. В 1906 году был назначен казначеем Жировицкого Успенского монастыря, а в 1910 году был переведен настоятелем Лубенского Спасо-Преображенского монастыря.   В 1911 году, по сентябрьском прославлении святителя Иоасафа Белгородского, архимандрит Александр организовал крестный ход из Лубенского монастыря в Белгород, в котором участвовало несколько сотен человек.  

В декабре 1917 года только что избранным на Всероссийском Поместном Соборе Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Тихоном он был назначен настоятелем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В своих проповедях открыто осуждал большевиков и после ухода немецких войск обитель покинул. В 1918 году переехал в Полтаву, где жил при архиепископе Феофане (Быстрове).  

С 1919 года архимандрит Александр - настоятель скитской церкви бывшего Козельщанского Рождества Богородицы женского монастыря Полтавской губернии. Обитель эта была тогда многолюдной и богатой - с прекрасным храмом, типографией, иконописной мастерской. Служило там двенадцать священников (!), нашедших пристанище после закрытия церквей. «Забыть нельзя, - писал свидетель, - как они пели акафист Живоносному Гробу. Мощным хором раздавался припев: «Радуйся, Живоносный Гробе, из него же Христос воскресе». Были между ними замечательные люди - подвижники, певцы, проповедники. Сегодня мы на эти воспоминания-свидетельства смотрим сквозь слезную трагическую череду безбожных десятилетий. В годы наиболее яростных гонений на Церковь часть сестер, до пятидесяти человек, переместились на реку Псел, где образовался скит, духовником коего стал архимандрит Александр. Он обладал прекрасным тенором и умел вдохновить народ на общее пение. Козельщанский монастырь был закрыт, как и все храмы поблизости. Старосте одного из них удавалось с большим трудом отстаивать скит, и туда собиралась масса народа со всей округи. «Пойте все!» - обращался архимандрит Александр к народу, и молящиеся подхватывали все молитвословия всенощного бдения или литургии. Служба совершалась истово, по уставу, всенощная тянулась не меньше четырех часов - и проходила с большим подъемом. 
 

  Прижизненное фото святителя Александра Харьковского  

 

А в 1932 году старосту и архимандрита Александра вызвали в «сельсовет» и скитскую деятельность запретили. В этом же году архимандрит Александр стал наместником Киево-Николаевского монастыря, был возведен в сан епископа, с 30 октября 1932 года он - епископ Уманский, викарий Киевской епархии, с 25 августа 1933 года - епископ Винницкий. С 1937 года - возведен в архиепископский сан.  

20 мая 1937 года митрополитом Константином (Дьяковым) он был назначен архиепископом Харьковским, где быстро приобрел всеобщую любовь, как и в прежних местах служения.   Был архиепископ Александр человеком необыкновенно живым, общительным, ласковым и умел стойкость свою сочетать с удивительной выдержкой, которая проявлялась во всем.   В Харькове осталось тогда всего три действующих церкви: Трехсвятительская, («Гольберговская») и две на Холодной горе - Озерянская и Казанская. А впоследствии в городе Харькове и по всей Харьковщине оставался единственным храмом Канонической Православной Церкви Свято-Казанский храм, в котором владыка Александр своим архипастырским ревностным словом согревал и укреплял боголюбивый православный народ Слобожанщины в годы безвременья.   

 

  Харьковская церковь в честь Иконы Божией Матери Казанской сегодня    

 

Как и для многих православных иерархов того времени, наступил роковой день и для владыки Александра.  

Справка из областного архива Службы безопасности Украины от 14 мая 1993 года за № 6012258 гласит: «Петровский Александр Феофанович, 1851 года рождения (число и месяц не указаны), уроженец города Луцка Волынской губернии (бывшая Польша), до ареста архиепископ - Управляющий Тихоновской епархией Украины, проживал по адресу г. Харьков, Павловка, ул. Софиевская, дом 33. 28 июля 1938 г. архиепископ Александр был арестован УНКВД по Харьковской области по подозрению в контрреволюционной пропаганде и агитации», якобы являясь участником антисоветской церковной организации «Иоаннитов»; также он был обвинен в шпионаже в пользу Польши.  

17 июня 1939 года военным трибуналом Харьковского военного округа владыка Александр был осужден к 10 годам тюремного заключения. После суда архиепископ Александр содержался в тюрьме и оттуда доверил гражданке Иустине Яковлевне Падалкиной (проживавшей по ул. Руставели, № 31-а) получить из его квартиры на Павловке все принадлежавшие ему вещи на сохранение.   5 января 1940 года приговор был отменен, а дело возвращено на доследование. Очевидцы из тюремного персонала утверждали, что владыка Александр был удушен. В архивной же справке 1940 года указано, что архиепископ Александр (Петровский Александр Феофанович) умер в больнице тюрьмы № 1 города Харькова, о чем имеется запись следующего содержания в истории болезни: «Петровский Александр Феофанович, возраст 89 лет поступил 24/V 1940 года в 13 часов 30 минут. Умер 24/V 1940 г. в 18 часов 15 минут. Диагноз окончательный: «Острая сердечная слабость».   Из рассказа работника Харьковского Епархиального Управления Николая Степановича Криворученко (умершего в 1986 году), очевидца тех трагических событий, известно, что в городской судебно-медицинский морг Харькова был привезен из корпуса неизлечимых больных колонии НКВД тюрьмы № 1 труп старика, совершенно раздетого, с номером на ноге и документом на фамилию Петровский с предписанием его захоронения. Но внезапно было получено из тюрьмы другое предписание: труп Петровского немедленно возвратить, так как он был послан по ошибке. Служащие при морге, доктор, бывший иподиакон и привратник, в будущем протоиерей Иоаким (Орехов), перевязав номер с тела владыки на тело неопознанного лица, отправили последнего с документом Петровского в тюрьму, где тело подлежало уничтожению. Им удалось уговорить тюремную охрану, и под предлогом вывоза мусора тело святителя на подводе, присыпанное навозом, было из тюрьмы вывезено. Ночью, при псалмопении и надгробном рыдании, тело священномученика монашествующие и почитатели облачили в архиерейские одежды, после чего было совершено отпевание. Затем тело владыки Александра захоронили на Залютинском кладбище Харькова, в стороне от общего места захоронения, в укромном месте, которое обозначили особым знаком.   В кондаке восьмом Акафиста, написанного в 1993 году, об этом поется так: «Странно бе видити тя нага и обнаженна, и во гноищи поверженна суще, священномучениче Александре, верным чадам твоим, в темнице стражу державших, идеже в истязаниих лютех житие твое скончал еси, всеблаженне. Но и отрада велия бе их, егда в гноищи нощию тело твое извезоша, облекоша, и во псалмех и песнех со слезами, многими погребоша тя благочесно, вопиюще Богу: Аллилуиа».   

 

  Образ и ларец с частицей святых мощей священномученика Александра Харьковского в храме имени святого. Харьков  

 

Могила священномученика Александра, «ада богоборческое нашествие посрамившего», особенно почиталась православными харьковчанами, которые украшали ее живыми цветами.   По прошению Харьковской епархии от 10 февраля 1993 года архиепископ Александр (Пет­ровский) был реабилитирован (на основании статьи 1 Закона Украины от 17 апреля 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине»).   По ходатайству же митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима при наблюдении особой комиссии мощи святителя были изъяты из могилы на Залютинском кладбище и перенесены в Свято-Благовещенский кафедральный собор Харькова и положены в раку, заранее заготовленную настоятелем харьковского Свято-Вознесенского храма протоиереем Михаилом Скориком, где установлены на особом месте - «для молитвенного поклонения боголюбивого православного народа Слобожанщины, с глубоким благоговением почитающего своего Небесного Покровителя, наряду со святыми мощами Святителя Афанасия Цареградского и Лубенского Чудотворца, а также Святителя Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского».  

  Пред гробницей священномученика Александра в кафедральном Благовещенском соборе Харькова  

 

Почитание обретенных святых мощей Святителя Александра приурочено к празднованию чтимой Озерянской иконы Божией Матери 30 октября по старому стилю и 12 ноября по новому.   Из молитвы «Святым священномучеником Онуфрию, Александру, Иннокентию и Константину со новомученики земли Слободския, за имя Божие и Церковь Православную пострадавшим»:«...Вы же, предстателие наша теплейший, помяните нашу немощь, укрепите нас в любве вашей ко Господу и в мужественном стоянии, даже до крове за святую веру православную, и умолите Владыку мира даровати нам и грядущим по нас мир и благоденствие, благорастворение воздухов и умножение плодов земных; от глада, труса, огня и междоусобныя брани, от всяких бед и напастей нас избавити, да непостыдно совершим хождение наше пред Лицем Божиим...»   Исповеднический подвиг харьковского святителя Александра (Петровского) поднят нашей Церковью «из бесславия к вечной земной и небесной славе, а боголюбивый православный народ Слобожанщины приобрел своего нового молитвенника и ходатая пред Богом, память которого в продолжении стояния за веру своих дедов и прадедов будет свято чтиться из рода в род».  

  Харьков. Памятник священномученику Александру Харьковскому

 

http://odnarodyna.com.ua/articles/14/2409.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Матвей Славко
Петров день третьего лета войны
Выставка трех поэм
07.08.2023
Молитвою своею Российстей стране победы на противныя подающий
Преподобный Сергий Радонежский и Киев
05.05.2022
«Война на Украине — духовная...»
Как страна превратилась в террористическую секту
27.04.2022
Возможна ли полная денацификация Украины?
Чего мы ждем от специальной военной операции: мнения экспертов
12.04.2022
«В земли Тавричестей просиявшии...»
15 / 28 декабря - Собор Крымских святых
28.12.2021
Все статьи Матвей Славко
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06