Скандал вокруг выставки "Ikons" напоминает историю с пастушком и волками, только наоборот. Пастушку перестали верить после ложных тревог - устроителю выставки перестали верить после тревог истинных. К пастушку наконец явились настоящие волки - на Марата Гельмана бегут "иной с ружьем, иной с дубьем" когда волков, в данном случае, нет. В обоих случаях мы имеем дело с репутационной проблемой - пастушок приобрел репутацию лжеца и ему не поверили, даже когда он сказал правду, Гельман приобрел репутацию кощунника и его гонят вон даже в том случае, когда он не кощунствует.
Сама по себе выставка ikons не была кощунственной - но ей досталось из-за репутации куратора. Если человек приобрел себе известность, выставляя кощунственные коллажи из икон, клизмы, изображающие луковицы церквей или обезьян в форме с ветеранскими медалями, большинство сограждан будут совсем не рады его видеть - даже если на этот раз он не замышляет никаких безобразий. Налогоплательщики могут быть особенно недовольны тем, что такого рода деятельность поддерживается государством. Случай достаточно понятный - хотя реакция на него может потребовать некоторого анализа. Борис Фаликов в Газете.ру, например, пишет: "РПЦ все прочнее занимает место идеологического отдела Кремля и все больше напоминает своих предшественников из КПСС... И тем самым вольно или невольно вписалась в нишу, которую еще недавно занимал ее идеологический враг." Попробуем - те, кто застал те времена - представить себе, что какая-либо газета открыто выступает против Партии и ее идеологии... Как-то не получается. Попробовал бы автор в то время публично обрушиться на политику и взгляды Партии - он бы очень и очень быстро почувствовал огромную разницу. Автор задается растерянно-возмущенным вопросом относительно кубанских протестов - "Откуда же взялись такие злоба и ненависть?". Насчет злобы и ненависти он столь же преувеличивает, как и насчет КПСС - вот недавний поджог храма - это действительно ненависть и злоба. А мирная демонстрация рассерженных кубанцев - это еще нет. Не только же жители столиц имеют право быть рассерженными и устраивать демонстрации.
Но причина их негативной реакции понятна. Можно напомнить об одой фундаментальной особенности человеческих отношений - принципе взаимности. Негодяи будут враждебны и к тем, кто проявляет к ним искреннее расположение; святые будут любить преследующих их врагов. Большинство же людей - не особенно порочных, и не особенно святых - склонны отвечать добром на добро, уважением на уважение, и испытывать неприязнь к тем, кто выказывает им ненависть и презрение.
Глумиться над почитаемыми религиозными и национальными символами - значит избирать наиболее доходчивый путь для выражения своей ненависти и презрения к людям. Святые вас пожалеют; но большинство обычных людей испытают к вам взаимные чувства. Это можно считать проявлением их нравственного несовершенства, но увы, так устроен этот мир - люди будут склонны проявлять взаимность. Снобизм, крайнее и демонстративное презрение к ценностям и чувствам людей - не очень эффективный способ стяжать народную любовь. Вы не знали? Что же, будем надеяться, теперь знаете. И тут дело не в Русской Православной Церкви - люди таковы примерно везде, реакция на тяжкое намеренное оскорбление религиозных и национальных чувств везде будет негативной, различаясь только по степени резкости.
Если у людей словосочетание "современное (или "актуальное") искусство ассоциируется с рубкой икон топором, злобным глумлением над святынями, издевательскими насмешками над ветеранами, публичным употреблением курицы теми устами, где нет зубов, обливанием мочой, рисованием огромного размера непристойностей и тому подобным - то не стоит удивляться, что граждане отнюдь не желают видеть у себя "выставки современного искусства". Даже если данная конкретная выставка вполне невинна. Но кто виноват в том, что у "современного искусства" сложилась такая репутация? РПЦ МП? Кубанские казаки? В самом деле, кто?
Да, среди тех, кто представил свои работы на выставку ikons, были люди вполне чуждые богохульств и безобразий, они и оказались пострадавшими - и по большей части, невинно. Но от кого? Кто создал ситуацию, в которой сами слова "современный художник" означают хулигана, провокатора, похабника - кого угодно, кроме собственно художника?
Еще одна статья - "Мертвый хватает живого" появилась в НГ-религия. Ее автор, культуролог Роман Владимирович Багдасаров пишет: "Причина неприятия РПЦ современного искусства коренится в отсутствии в этой организации творческого потенциала." Но может быть причина неприятия "современного искусства" лежит в несколько более очевидных вещах? Если мне, скажем, не нравится, когда на обезьяну одевают форму и ветеранские медали "30 лет Победы, 40 лет Победы, 50 лет Победы, 60 лет Вооруженных сил СССР" то точно ли это потому, что у меня нет творческого потенциала? Может быть, мой творческий потенциал (есть он у меня или нет) тут просто не причем, а все дело в том что у меня есть определенные ценности, и я считаю, что ветераны заслуживают уважения и благодарности, а не издевательств? Далее автор продолжает: "Монополия на веру со стороны религиозных организаций должна быть раз и навсегда разрушена в общественном сознании. Нам пора понять, что быть христианином (и шире - верующим) не значит быть членом определенной религиозной организации." Вообще-то слово "христианин" имеет библейское происхождение и значит именно "член Апостольской Церкви, ученик Апостолов", см. первое употребление этого слова в Писании: "Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. (Деян.11:26)" Но это несколько другой вопрос - если вы, как "художественное сообщество", создали себе настолько негативную репутацию, что вас решительно не хотят видеть - никакие религиозные организации тут не виноваты, и никакие разрушения монополий тут не помогут.
Помогут некоторые меры по исправлению репутации - мол, мы оставили прежнее хулиганство в прошлом, теперь будем заниматься вещами может и не слишком понятными, но безобидными. Мол, был такой период, искали скандальной славы, больше не будем.
Печально, что в скандале с Ikons пострадали люди, которые не виноваты в сложившейся у современного искусства (и лично Марата Гельмана) репутации. Но борьба с РПЦ тут делу не поможет. Поможет исправление тех, кто хочет, и размежевание с теми, кто не хочет. Церковь как раз верит в покаяние - в то, что упавши в яму, необязательно рыть дальше, а заблудившись, можно и выйти на правильный путь. И лично Гельман, и другие представители "художественной" тусовки могут исправить пути свои и показать, что они больше не издеватели, не хулители и не кощунники. Тогда и проблем с выставками не будет возникать.