Плоть и кровь

 
Одними из самых сложных и глубоких являются мои отношения с моим телом. Оно - моя часть, но в то же время нечто особое, способное ощущать боль, но и гораздо меньшее, чем я сам. Так что этими отношениями трудно управлять. Святые отцы-пустынники говорили, что тело - это хороший слуга, но плохой хозяин. Этими словами они хотели сказать, что тело призвано быть в послушании душе, а норовит властвовать над всем существом.

Мои плоть и кровь - это совокупность пределов и реалий, которые меня определяют, но не исчерпывают. Моя душа - местопребывание моего бессмертия, даже если я верю, что мое тело тоже воскреснет в последний день мира сего. Один из пределов моего тела - пространственный. Я здесь и нигде больше. Это единство места тела не распространяется, однако, на мышление, чувство, любовь, которые могут уноситься, подобно ветру и мысли, в места чужедальние.

Я люблю свое тело и считаюсь с ним, ибо это естественно, «ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф. 5: 29). Мы заботимся о теле, даже если оно каждый Божий день тяготит нас болезнями, ставит нам пределы, даже если тело - носитель наших страданий и грехов. Это противоречивое отношение к телу является отношением, в котором мы любим и ненавидим тело одновременно. Тело доставляет нам удовольствие, но оно же причиняет нам тем же путем боль отчуждения. Ибо тело - не что иное, как носитель нашей временности, напоминающий нам каждый день, что мы умрем. Болезни, немощи тела - это все пророчества о нашей неминуемой смерти, которая рано или поздно наступит, и вечный источник терзаний.

Честь, которую я должен оказывать телу, объясняется тем, что оно - храм Духа Святого (см.: См.: 1 Кор. 6: 19). Христос явился в мир во плоти, умер во плоти, воскрес во плоти, вознесся на небо во плоти, дарует нам Тело Свое в Евхаристии, чтобы показать нам ценность нашего тела как жилища временности и преддверия вечности. Ибо все добрые дела и все беззакония мы можем совершить, только когда являемся носителями тела. Тело, таким образом, храм нашей личной свободы, инстанция, решающая вопрос о нашей сущностной вечности.

При всем том святой апостол Павел пишет: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1 Кор. 15: 50). Они останавливаются на пороге бессмертия, чтобы возвратиться в землю, превратиться в цветы и деревья и питать и тех, кто придет, - таких же носителей тела.

Мое тело, однако, не одна только плоть и кровь, но и та уникальная и неповторимая форма, в которой я совершил все свои дела и которая продолжит жить в бессмертии, во всеобщее воскресение. Таким образом, плоть и кровь уходят в землю, а свет или тьма, которые мы стяжали, когда были плотью и кровью, остаются навеки. И тем, что определяет меня в будущем веке, являются не плоть и кровь, а мое сущностное участие в Теле и Крови Христовой, то есть в святой литургии веков, к которой я призван был с самого зачатия своего, чтобы мне самому стать частицей[1], частью Тела Христова, каковым является Его Церковь.

Пост - это именно то духовное врачевство, в котором мы отказываемся от страстей плоти и крови и соединяемся с Телом и Кровью Агнца Божия, становясь одним целым с Ним: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6: 55).

Священник Иоанн Валентин Истрати,
Перевел с румынского Родион Шишков Doxologia.ro

[1] Отец Иоанн употребляет здесь слово miridă, то есть частица, вынимая из просфоры на проскомидии.

http://www.pravoslavie.ru/put/53733.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Иоанн Валентин Истрати:
Приобщение к аду
Беседа с протоиереем Ярославом Антосюком, настоятелем Успенского храма в Кракове
29.10.2014
Все статьи автора