Практические вопросы о десятине

0
447
Время на чтение 7 минут

Обсуждают вопрос о десятине - как-то вдруг и широко. Никаких сомнений по поводу того, что десятину платить надо, у меня нет. Но есть вопросы, которые надо разъяснить нам, прихожанам.

С чего платить и кому?

Родион Юрьев
Родион Николаевич Юрьев

Во-первых, с чего надлежит платить десятину. С доходами наёмных работников всё ясно - есть зарплата, - с неё и плати. Но вопрос всё равно остаётся - платить ли с «чистой» суммы - то есть после уплаты всех налогов или с «грязной» (до уплаты)? Сложнее с самозанятыми и предпринимателями. У них формально общая сумма доходов может быть большой, но значительно больше и расходы (на выплату зарплат, прочих вознаграждений, расходы на закупку, аренду, налоги). Следует ли их вычитать из суммы облагаемого десятиной дохода или нет? Ещё момент, касающийся «десятинооблагаемой базы» - имущество. Облагается оно отдельно или нет? Если у меня есть квартира, которая сколько-то стоит, - требуется ли её облагать также? Это не столько к квартирам имеет отношение, сколько к разного рода акциям. Ведь многие миллионеры и миллиардеры не являются таковыми в смысле наличия у них денег, - они только владеют соответствующими пакетами акций, которые лишь оцениваются на рынке в какую-то цену.

Во-вторых, что считается десятиной? Этот вопрос нужно осветить с нескольких сторон - с точки зрения субъекта: кто может быть получателем десятины: приход, благотворительное церковное учреждение, конкретный священник или нуждающийся человек? С точки зрения наличия встречного предоставления - можно ли считать пожертвованием в смысле десятины, если оно предоставляется в обмен на: свечи, поминание, молебен? Или десятина - это только абсолютно безвозмездный платёж (не связанный, например, с поминанием на проскомидии)? Можно ли десятину сдавать не только в один приход, но в разные, - будет ли она складываться или нет?

Десятина и управление приходом

Почему-то к вопросу о десятине пытаются привязать вопрос об управлении приходом. По-моему, это попытка внедрить в Церкви лживое выражение «деньги налогоплательщиков». Никаких «денег налогоплательщиков» не существует. Есть деньги, принадлежащие частным лицам, а есть деньги, принадлежащие государству. Государство (как и Церковь) является самостоятельным субъектом, и не обязано ни отчитываться перед своими гражданами (прихожанами), ни вообще связывать себя какими-либо обязательствами, в том числе финансовыми иначе, как по собственному усмотрению. Если наше государство решило когда-то в 1905-м году, что будет публиковать бюджет и утверждать его при участии некоей общественности, то это не значит, что оно не может передумать и это право у общественности отобрать. Никаких дополнительных прав уплата налога гражданину не даёт и давать не может. Наоборот, не уплата приведёт его в тюрьму. То же касается и уплаты десятины. Платишь десятину - молодец, откладываешь капитал в Царствии Небесном. Ни малейших дополнительных прав по этому поводу у тебя не возникает, никаких, например, прав «голоса в жизни прихода». То, что за рубежом платящие прихожане контролируют расходы своих приходов - лично для меня - такое же извращение, как сама демократия. Как это, интересно, я буду задавать вопрос батюшке: «Вот кружечного сбора в этом месяце было 100 000 рублей, 20000 я вижу, потрачены на электричество и отопление, а где ещё 80000?» И что же, батюшка, настоятель, какой-нибудь маститый протоиерей, например, о. Димитрий Смирнов, будет должен мне давать отчёт в этом? Да это будет просто хамство с моей стороны даже думать о таких вопросах. Это, опять же повторюсь, не мои деньги, и не деньги прихожан, а деньги прихода, а глава этого прихода - настоятель и никто из прихожан не вправе ему задавать подобных вопросов. Если «у них там» на Западе что-то по-другому, - это их проблемы, а не наши.

О приходской жизни

Много сейчас беспокойных высказываний об отсутствии привязанности прихожан к конкретному приходу. Мне не кажется это проблемой вообще. Миряне участвуют в Литургии, во Всенощной, в прочих Богослужениях. Какая разница - в каком храме? Разве от того, что мирянин сегодня пришёл в один храм, а завтра - в другой, Литургия стала для него другой?

Другое дело - хорошо, когда в приходе есть община, которая как-то вне Литургии ещё составляет общение между прихожанами. Многим людям это нужно, ценно, и для них важно объединяться, ездить вместе в паломничества, делать благие дела совместно с другими. Но это не значит, что это единственно верный путь к спасению, даже, по моему личному мнению, это вообще не имеет прямого отношения к спасению, - есть общинная жизнь на приходе или нет и является конкретный мирянин членом такой общины или нет. И не всем нужна эта общинная жизнь. Ведь существуют общежительные монастыри, а есть скитский устав, есть монастыри, в которых всё общее (сейчас такие более распространены в России), а есть - своекоштные (Пюхтицкий, например). В хозяйственном, бытовом отношении, в общежительном сейчас легче, в своекоштном - тяжелее, но к святости можно идти и там, и там.

Лично я стараюсь держаться на некотором расстоянии от приходской жизни в городах. Подойдёшь ближе - неизбежно будешь вовлечен в водоворот местных событий, будешь терпеть искушения, - для этого нужно много терпения и умения не слышать и не видеть грехов своего брата, а этому мне - учиться и учиться. Да это и не нужно никому. Реально костяк обычного городского прихода - это батюшка и его помощники: свещницы, алтарники, хористы, уборщицы. На мой взгляд - это очень правильная организация, потому что настоятель такого прихода - и начальник, и отец, и пастырь. Это значит, что никто ему не имеет права перечить, и отчитываться он должен не перед уборщицей или мной (а чем я лучше этой уборщицы?), а перед епископом. Именно епископ имеет право спрашивать с настоятеля и в финансовом, и в духовном отношении. Есть какие-то претензии у прихожан - обличите его лично, обличите публично, а потом - пишите правильный донос в епархию, епископ разберётся. Но вообще-то писать доносы епископу, опять же, по моему мнению, возможно только в том случае - если священник отвергает Православие (то есть уходит в какой-нибудь раскол, проповедует ересь или совершает какое-то страшное личное преступление, совершенно выходящее из ряда вон). Во всех остальных случаях - не нравится, - иди на Литургию в соседний храм. Лично меня вообще не интересуют слухи, так сильно волнующие интернет-аудиторию (подозреваю, что в большинстве - неверующую) - часы, квартиры, «жирные попы на мерседесах». И даже если представить, что настоятель храма, куда мы обыкновенно ходим, будет тратить деньги храма на некоторые излишества, - покупать автомобили и вообще роскошествовать, - я не осмелюсь поставить ему это в вину. Для меня - это его личное дело, не касающееся меня ни в коей мере, и даже переходить из-за этого в другой храм я не буду и исповедоваться ему же и буду.

Вообще-то случаи заимствования из церковной кассы мне кажутся фантастическими плодами больного воображения людей, далёких от Церкви. Объясню, почему. Начну с того, что я в храм хожу с младенчества, и за 30 с лишним лет посещения множества церквей в разных городах России и за рубежом ни разу нигде не видел ни одного «жирного попа на мерседесе» . Могу это засвидетельствовать под присягой. Толстых батюшек видел, иномарки видел, но чтобы вот какую-то роскошь - не видел нигде и никогда. Может быть, где-то они и есть, эти «жирные попы», дай им Бог здоровья и спасения, но видели их, в основном, досужие пользователи «живого журнала», а им я не верю. Правда, некоторые и церковные люди мне говорят, что есть такие, ну, может быть, может быть. Подаждь им, Господи, здоровья и спасения!

Но даже если представить себе такого «жирного попа на мерседесе», - как он может приобрести этот мерседес из церковной кассы? Ни в какой церковной кассе не может найтись таких денег. Любой, кто хоть как-то знаком с экономикой приходов, это подтвердит. Если и есть у него мерседес, то это кто-то из прихожан ему подарил. То есть, по-другому сказать, я - подарил батюшке машину, таково было моё собственное решение, а тут кто-то из интернета мне же за это упрекает. Да это моё личное дело, кому и что я дарю, - жене ли своей шубу, детям ли конфеты, священнику ли машину. Если кто-то ставит это моей жене в вину, - это хамство не столько даже по отношению к жене, сколько ко мне. И если батюшку попрекают моим подарком, - то это оскорбление в мой адрес, а не в его. Впрочем, это уже мои теоретические рассуждения, поскольку никаких машин я никому не дарил и сам не имею.

Недавно читал где-то статью, в которой автор критически выражался по поводу своего знакомого батюшки, что у него в контактах забиты телефоны прихожан по признаку их пожертвований - «Мария, колбаса» или что-то в этом роде. По мнению автора, это как-то нехорошо. Но на самом деле об этом надо спросить не автора, а рабу Божию Марию. Мне вот не только не обидно, но, напротив, даже повод некий для гордыни появляется, если мой телефон батюшка запишет как «юрист» и будет позванивать по некоторым вопросам. Если бы я колбасой торговал, - я бы ему с удовольствием колбасу отправлял, а если он и имя моё запишет, - это и вовсе для меня удача, - значит, поминать будет, - а что мне ещё нужно? Даже, между прочим, экономическая выгода мне от этого бы была, потому как у меня, по причина большого количества накопленных предков с 1408-го года в записочках уже давно за 400 имён, это каждая подача на проскомидию 1000-1500 рублей в зависимости от храма, а иные ещё и хотят, чтобы не более 10 имён было на записке (меня поэтому и интересует вопрос о том, входит ли в десятину пожертвование на поминовение). И ежели я такому батюшке эти записочки вручу, и он моих родственников поминать будет, так я уж и вовсе рад буду, пусть хоть по ночам звонит, консультируется.

На селе ситуация другая, - там батюшка один на село, да и весь приход - 3 бабушки, некого в регистрационные документы записать. Страсти, конечно, и среди трёх бабушек разгораются нешуточные, но тут уже деваться некуда, - больше некому. Там поневоле приходится быть членом общины.

Я постарался написать весь текст от первого лица, чтобы не было ощущения, что я присваиваю себе какое-то право говорить от чьего-то имени. Это лишь мои собственные ощущения, возможно, неправильные. А вопросы по поводу десятины - никакие не риторические и не подковыристые, а действительно требующие лично для меня ответа, поэтому я надеюсь, что какой-нибудь уважаемый батюшка их разъяснит популярно, а лучше бы, во избежание разночтений, чтобы было какое-то соборное решение.

http://rusk.ru/st.php?idar=55030

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Родион Николаевич Юрьев
Кто ответит за страшную ковид-смертность в России?
Об итогах 2021 года и прогнозах на год 2022-й
31.01.2022
Очевидные ответы на обывательские рекомендации
Мысли после прочтения текста Сергея Глазьева
11.01.2022
Почему я против введения QR-кодов?
Нужна всеобщая принудительная вакцинация!
07.12.2021
Ковид: что делать?
Россия — вымирает, пора это понять, и вымирает прямо сейчас
06.11.2021
Идёт четвёртая волна ковида
Может быть она, наконец, вразумит антипрививочников
29.10.2021
Все статьи Родион Николаевич Юрьев
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06