Евгений Федорович Козин в советском прошлом - секретарь
парторганизации крупнейшего цеха СЭПО, а затем - зам. гендиректора этого
производственного объединения. Сегодня он - пенсионер. И совершенно
незаменимый человек для Саратовской митрополии. Владыка Лонгин сравнил
его как-то с евангельской вдовой, которая своей тихой настойчивостью
заставила безбожного и бесстыдного судью поступить по закону (см.: Лк
18, 2-6). И впрямь...
- Евгений Федорович, в чем секрет Вашего
общения с чиновниками всех рангов и мастей? Как Вам удается добиваться
от них решений в пользу Церкви?
- Главное здесь - терпение.
Но
терпение нужно не только для того, чтобы отстоять право Церкви на
исторически принадлежавшее ей здание или участок земли. Терпение,
настойчивость и последовательность во всем привели бывшего заводского
парторга ко Христу.
- Да, шаг за шагом,- соглашается он теперь,- шаг за шагом...
В день, когда мы должны были встретиться для записи интервью, у него разбило машину, стоявшую во дворе под окнами: ураган сорвал откуда-то сверху оконный переплет. В автосервисе назвали сумму. С этого веселого обстоятельства и началась наша беседа:
- Если бы у меня двадцать лет назад вот так машину разбило - какая это была бы каторга! Я не спал бы ночами, я все время думал бы о том, почему это случилось, кто виноват и что мне теперь делать. А теперь я знаю, чем я должен жить и что есть истинная ценность. Конечно, мысли нехорошие - за что мне, мол, это и так далее - они возникают, но я о них на исповеди скажу. Потому что эти мысли - дурь самая настоящая. Я это понял, когда стал читать книги святых: аввы Дорофея, Иоанна Лествичника... Без этих книг у меня не получилось бы жить просто. Выбрасывать из души все ненужные тяжести. Душа человеческая - она ведь что угодно выдумать может, как угодно себя накрутить. Но если ты верующий человек, ты знаешь: субботний вечер, воскресное утро - ты в церкви, и там твоя душа должна прийти в норму.
- В той, прежней, советской, бесцерковной жизни - были какие-то звонки, знаки будущего?
- Были. В 77-м году я участвовал в строительстве заводского жилого дома на месте снесенного барака и сараев. И нашел там две иконы - Иверский образ Божией Матери и Спаса Вседержителя. Я их бережно завернул, принес домой и спрятал. Я был парторгом, но прятал дома иконы, вот так это происходило со мной.
Очень большим и очень непростым для меня событием стало крещение моих двоих детей. Именно тогда я был секретарем парторганизации. Первый раз жена попыталась окрестить дочку в Киеве, во Владимирском соборе, но я воспротивился категорически. Как партийный работник я сталкивался с такими ситуациями, знал, как расправляются с людьми, решившимися крестить ребенка. Мы поссорились с женой, она плакала... И я сам очень переживал, хотя ничего жене не говорил. У меня было чувство вины - за то, что я из страха не дал крестить ребенка...
- Именно из страха, из-за тревоги за семью? Никаких принципиальных, идейных возражений не было?
- Нет, конечно! Через год в Полтаве жена с тещей окрестили обоих детей тайком от меня, а меня поставили пред фактом. Я прослезился. Я был очень рад, что мои дети крещены на историческом для России месте - на поле Полтавской битвы.
В 90-х годах мы с женой уже частенько заходили в церковь, сначала только ставили свечки, потом научились подавать записки, потом - первые паломнические поездки, в Троице-Сергиеву Лавру, в Дивеево... А потом в семье случилось горе (смерть сына - Ред.), и после этого нам уже не было другой дороги. После того, что случилось, мы без Церкви уже не могли.
Однако Евгений Федорович - натура деятельная. И Церковь он сразу воспринял - как область своей ответственности. «Надо потрудиться, чтоб твоя церковь была красивой»,- говорит он теперь, не выделяя слова «твоя». Твоя, а чья же - само собой разумеется. Труды на благо Церкви начались тогда - в 1999-м.
- Нужно было изъять здание храма в честь Рождества Христова из областной собственности и передать его епархии. У нас была цель - провести первое богослужение в этих стенах 7 января 2000 года - на двухтысячелетие Рождества Христова, в храме в честь Рождества. Но в храме-то был кожвендиспансер. И добиться его передачи было невероятно сложно, потому что первые лица области были против, и мне пришлось действовать помимо них. 4 января я вошел в кабинет главврача со всеми документами, и дальше - собрали добровольную бригаду, человек пять-шесть, работали днем и ночью, сломали две стены, устроили алтарь, привезли все необходимое. Рано утром седьмого, перед самой службой, получили от владыки Александра (архиепископ Саратовский и Вольский (Тимофеев), 1941-2003 - Ред.) официальное разрешение и антиминс - и отец Александр Пестряков совершил Литургию. На нее собралось больше пятидесяти человек, хотя никакого оповещения, по сути, не было - просто друг от друга люди узнавали, что в диспансере, в Рождественском храме то есть, на Рождество будут служить.
- Вы рассказывали мне, помнится, что ваше воцерковление шло трудно, что вы долго не могли почувствовать ту благодать, ту радость, о которой слышали от священников.
- Не только слышал, но и видел. Большинство священников после службы - страшно усталые, еле держатся на ногах, но на лицах, в глазах какая-то удивительная радость. Но ко мне эта радость приходила постепенно. Это сейчас я не устаю, бывая на богослужениях. А на первых порах мне было очень сложно. Но я знал: усталость, физическая боль от долгого стояния - все это быстро пройдет, а то, что в душе, то останется. Надо себя заставлять, чтобы перейти в какой-то момент Рубикон, какой-то перевал - и... что-то такое сработает внутри у тебя помимо твоей собственной воли, и ты почувствуешь эту благодать. Но вообще это тайна - то, что происходит с человеком, это тайна Божия, я это давно понял и давно из этого исхожу: то, что с тобой происходит, не надо пытаться умом постичь. Болит у тебя?.. Значит, так надо. Устаешь на службе - значит, надо. Долго не чувствуешь радости, не открывается благодать - значит, надо, чтоб это долго продолжалось.
- Вы многоопытный паломник, объездили едва ли не все русские монастыри, бывали и на Синае, и в Греции, и на Афоне. Почему это было Вам так нужно, за чем именно Вы отправлялись каждый раз?
- Чтобы укрепиться и вооружиться духом. Такой вот символический эпизод: на Афоне мне пришлось добираться пешком до русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Там никто не ходит без посоха, потому что заросли густые и в них прячутся змеи. У меня посоха не было, поскольку я не ждал такого: что придется идти пешком. И вот, я оглядываюсь - и вижу посох, прислоненный к забору, будто специально для меня. И я сделал вывод навсегда: Господь обязательно пошлет помощь тому, кто следует по Его дороге. Он приведет в его жизнь людей, которые его поддержат. У меня много друзей, которые помогают - не мне лично, нет, а возрождению Русской Церкви.
Последние годы Евгений Федорович занимался возвращением Церкви двух объектов: здания на Лермонтова, 14, это бывшая Свято-Владимирская богадельня с домовой церковью во имя Святой Троицы, и зданий Спасо-Преображенского мужского монастыря. И то и другое удалось вернуть. Он рассказывает мне о возвращении здания на Лермонтова. Эта одиссея, эта хроника бюрократической карусели с бесконечными «Вы не так оформили...», «Вы не к нам обращайтесь...» и «Не вы одни это здание хотите» заняла бы несколько полос нашей газеты. Результат известен: в ближайшее время в отвоеванном здании начнет работать учебно-просветительский центр митрополии, а в Спасо-Преображенской обители уже возрождается монашеская жизнь... Здесь надо подчеркнуть: пенсионер Козин не занимает в митрополии никакой должности; работу, которая в иных условиях потребовала бы целого штата юристов, выполняет, по его собственному выражению, в порядке благотворительности.
Мы с Евгением Федоровичем познакомились два года назад, и я помню, как поразили меня тогда его слова: «Та часть моей жизни, которая проходит в Церкви,- самая светлая и радостная. Все, что делаю здесь, я делаю от чистого сердца и со спокойной совестью».
- А от чего же раньше-то была неспокойна совесть? Разве Вы трудились не на благо общества, людей?
- Общество, государство, благо людей - это все были лозунги, а работал я ради зарплаты, ради себя и семьи.
- А сейчас?
- А сейчас - ради себя, и семьи, и внуков (их четверо - Ред.), ради Дома Божиего и ради всех, кто придет в него и обретет в нем спасительную благодать.
Подготовила Марина Бирюкова
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60464&Itemid=5