Любящим творчество Шмелёва - неудивительно. Радостно.
В Алуште в разгар Гражданской войны, в 1918 году, Иван Сергеевич написал небольшую повесть - «Неупиваемая чаша». Это шедевр, без которого русская литература - «не полная», и русский человек - «не весь».
Повесть, на первый взгляд, о том, как возникла, какими душевными силами, каким житейским опытом сотворена икона, почитаемая народом чудотворной. Но это рассказ и о том, какими душевными движениями созидалась вообще Святая Русь, рассказ о разрушении грязи и греха и явлении божественной, спасительной благодатной красоты и силы.
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
1.
Икона «Неупиваемая Чаша» была прославлена во Владычном монастыре Серпухова в 1878 году и почитается помощницей человеку в его борьбе с болезнью пьянства, курения, наркомании. Икона была словно б дарована нам в тот момент, когда водочное море стало подтапливать Русь. Не случаен, конечно, и Серпухов - форпост русского княжества, стоявший крепостью на пути и монголо-татарских, и литовско-польских завоевателей.
Сказание о явлении чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» было записано монахиней Елизаветой, которая прислуживала святой иконе до своей кончины (†1910). Матушка Елизавета рассказывает, что «один крестьянин Тульской губернии Евфремовского уезда, отставной николаевский солдат, с пенсией, имел слабость к вину. Он пропивал всё в доме и всю пенсию и дошел до нищенского состояния. В довершение бедственности у него отнялись ноги. Но и при этом он не переставал пить. Находясь в таком разладе душевном, телесном и материальном, он видит однажды сон: приходит к нему старичок благообразного вида и говорит ему: "Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров и душою и телом". Но крестьянин, несмотря на то что сон, видимо, был необыкновенный, не пошёл в Серпухов, потому что не знал, как добраться туда без ног и без гроша денег...».
По преданию, ещё дважды солдату являлся старец.
Путь от Ефремова до Серпухова в те времена был не близок. Это сегодня расстояние в 225 километров на автобусе можно преодолеть за 3 часа.
Обезноженный крестьянин двигался на четвереньках. Таков был страх Божий. Нам бы так в святых делах. Сказание продолжает о страдальце: «По лежащим на пути селениям останавливался для отдыха и подкрепления пищей. На одной из таких остановок старушка-крестьянка приняла его на ночлег, напоила и, в облегчение болезненности ног, растерла их и уложила больного и усталого путника на печь. И вот что тогда случилось: ночью, проснувшись, путник почувствовал приятное ощущение в ногах и тут же с большой осторожностью, спуская их с печи, пробует встать на ноги. Хотя и очень слабо, но он может стоять на ногах!..»
Да ведь и Церковь учит: сделай к Богу шаг, Он только этого ждёт, сразу и руку подаст!
Добрался страдалец в Серпухов уже на костылях. И действительно была найдена во Владычнем монастыре необыкновенная икона, на обороте которой обнаружилась надпись «Неупиваемая Чаша». Был отслужен молебен... А в образе старца Варлаама - строителя монастыря, к чьей раке подвели путника, он узнал являвшегося ему во сне старца.
2.
Шмелёв, конечно, бывал в Серпухове, видел чудотворную икону. Судя по всему, слышал он и другие подробности о её явлении.
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Покровский храм Серпуховского Высоцкого монастыря, город Серпухов
В повести своей он показывает, что начально икона была без Младенца. Шмелёв описывает первое впечатление от иконы, созданной бывшим крепостным Ильёй Шароновым, гениальным самородком, «другим Рублевым», учившимся в Италии. Впечатление даёт он через взгляд дьячка Каплюги, учившего когда-то Илью грамоте. Илья умирал: «Приказал Илья снять покрывало, и увидали все Святую с золотой Чашей. Лик Богоматери был у неё - дивно прекрасный! - снежно-белый убрус, осыпанный играющими жемчугами и бирюзой, и "поражающие" - показалось дьячку - глаза. Подивился Каплюга, почему без Младенца писана, не уставно, но смотрел и не мог отвести взора. И совсем убогий, полунемой, кривоногий скотник Степашка смотрел и сказал - Радостная». А потом: «Принял монастырь Ильину икону - Неупиваемая Чаша - дар посмертный. Дивились настоятельница и старые: знал хорошо Илья уставное ликописание, а живописал Пречистую с чашей, как мученицу, и без Младенца. И смущение было в душах их. Но иеромонах Сергий сказал:
- Чаша сия и есть Младенец. Писали древние христиане знаком: писали Рыбу, и Дверь, и Лозу Виноградную - знамение, сокровенное от злых... По малу времени стали шептаться сёстры, что является им во сне та икона - Неупиваемая Чаша. Говорили старым монахиням и на духу иеромонаху. Стали видеть во снах и старые. И пошел по монастырю слух: чудесная та икона. Тогда поехала настоятельница к архиерею. Положил архиерей: не оглашать до времени, а проверить со всею строгостью и с сердцем чистым, дабы не соблазнялись, а пока записать все под клятвой. И стала вести строгую запись ученая монахиня...»
К тому времени и добрался до монастыря путник. Шмелёв называет его «Мартын убогий».
Каждый может увидеть себя в нём, даже и не алкоголик или наркоман, у каждого своя душевная хворь.
И свершилось чудо, «пошли всей обителью и увидели: стоит солдат Мартын, а кругом него много народу, потому что день был базарный. Босой был Мартын и всем показывал свои ноги. Дивились сестры - были те ноги, как у всех здоровых, и крестным знамением свидетельствовали и настоятельница, и старые, что еще вчера были те ноги запухшие от воды, как бревна, и желтые, как нарывы...».
И вот уж архиерей «прибыл с духовной комиссией и лицезрел самолично. И долгое время не мог отвести взора от неописуемо радостного лика. Сказал проникновенно: - Не по уставу писано; но выражение великого Смысла явно. И повелел ученому архиерейскому мастеру, до лика не прикасаясь, изобразить Младенца, в Чаше стоящего: будет сия икона по ликописному списку - Знамение...».
И стал притекать в Серпухов народ, жаждущий избавиться от греха пьянства. «Стала округа почитать ту икону и за избавление от пьяного недуга, стала считать своей и наименовала по-своему - Упиваемая Чаша...»
«Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15; 11)
3.
В 1919 году, когда в «белом» Симферополе была опубликована повесть Шмелёва, в Серпухове закрыли монастырь, монахинь изгнали; чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. Через десять лет Серпуховскую кафедру возглавил известный несчастный епископ Мануил (Лемешевский). Он восстановил почитание святыни и благословил сделать с неё восемь списков. Но тогда же безбожные власти закрыли и Никольский собор, святыни были свалены на берег реки Нары и сожжены. Первообраз чудотворной иконы бесследно исчез.
В 1980-х стараниями настоятеля серпуховской церкви Пророка Илии иеромонаха Иосифа (Балабанова) было восстановлено почитание образа «Неупиваемая Чаша». В 1991 году отец Иосиф, уже в сане архимандрита (ныне он епископ Биробиджанский), стал наместником возрождаемого в Серпухове Высоцкого монастыря.
А в следующем году, в 1992-м, иконописец Александр Соколов создал новую икону. Образ прославился чудотворениями. Ныне этот почитаемый образ, украшенный серебряной ризой и с вставленной частью пояса Пресвятой Богородицы, известен всему православному миру. В 1997 году по благословению Патриарха Алексия II празднование иконы «Неупиваемая Чаша» было внесено в Православный календарь.
Автор этих записок видел Серпухове людей, опустившихся, измятых жизнью, пришедших вымолить исцеление.
Почитание иконы распространилось по всей Руси.
Несколько лет назад чудотворный образ побывал и в киевских специальных лечебных заведениях. В старинном посёлке Глеваха под Киевом больничный храм психоневрологического диспансера освящён в честь дивной иконы «Неупиваемая чаша». В древнем Чернигове возведён новый храм в честь этого святого образа.
В Алушту список с иконы привезён из Серпухова и подарен музею И.С. Шмелёва.
Единственный на территории СНГ музей известного русского писателя И. Шмелева открыт в 1993 году в Алуште
Ежегодно 18 мая икона «Неупиваемая Чаша» крестным ходом, в сопровождении духовенства и мирян, проносится от храма - через суету городскую, вдоль моря - то бурного, то тихого, сквозь горные ветра, осеняя пространства, - к дому Шмелёва.
Каждому дано услышать слова, исходящие от образа, переданные нам: «Пей из Моей Чаши, Мартын убогий, - и исцелишься».http://odnarodyna.com.ua/articles/14/2399.html#c304434