Неизвестный святой земли Вологодской

0
208
Время на чтение 5 минут
Вид на Успенский собор Кирило-Белозерского монастыря
Вид на Успенский собор Кирило-Белозерского монастыря
Вологодскую епархию не случайно называют «Северной Фиваидой». Поклониться ее святыням приезжают не только из России, но и из ближнего и дальнего зарубежья. В числе наиболее посещаемых мест - Кирилло-Белозерский монастырь. Одни едут туда поклониться мощам преподобного Кирилла Белозерского, другие - полюбоваться великолепным архитектурным ансамблем, общая протяженность стен которого 2 километра - самая большая в России, и Сиверским озером.

Но, к сожалению, мало кто знает, что за алтарем Успенского собора похоронен архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иаков (Поспелов), местночтимый святой Тульской и Вологодской епархий, много сделавший для сохранения духовного наследия преподобного Кирилла Белозерского, а также для спасения храмов вверенной ему обители от разрушения.

Преподобный Иаков родился в 1818 году, в Тульской епархии, в семье священника. После окончания местной духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, на последнем курсе которой принял монашество. По окончании обучения иеромонах Иаков преподавал в Орловской духовной семинарии, а позднее был инспектором в Харьковской семинарии, где, кроме исполнения инспекторских обязанностей, писал также учебные пособия по богословским дисциплинам.

В 1852 году архимандрит Иаков был назначен настоятелем Посольской церкви в Риме. В Риме же вскоре вышли и его книги «Путешествие в Бар-град» и «Краткие заметки о Римской Церкви». Заметим, что вскоре после его назначения началась Крымская война, в которой православная Российская империя воевала с Османской империей, Англией и Францией. Можно представить, сколь трудным было служение православного человека на католической земле, население которой во время войны относилось враждебно к русским. Возможно, это и было одной из причин того, что в 1856 году, через год после воцарения Александра II, архимандрит Иаков покидает Рим и направляется на служение в Новгородскую епархию, в составе которой с конца XVIII века было Белоозеро. С 1857 по 1866 год он был настоятелем Кирилло-Новоезерского монастыря; здесь архимандрит Иаков составил службу на обретение мощей основателя обители - причем обретение это было в середине XVII века.

В 1866 году архимандрит Иаков переводится в Кирилло-Белозерский монастырь, где будет трудиться до конца жизни. Главной задачей настоятеля было возрождение монашеской жизни по уставу преподобного Кирилла. Одним из первых начинаний нового настоятеля стала борьба с винопитием: братии было запрещено употреблять спиртные напитки, а из монастырских башен, которые сдавались городу в аренду, вывезли бочки с вином. Отныне вино было запрещено даже вносить на территорию обители. На первую неделю Великого поста и Страстную седмицу монастырские ворота были закрыты для мирян.

Но самой большой заслугой архимандрита Иакова было написание жития преподобного Кирилла Белозерского и летописи Кирилло-Белозерского монастыря - первого обобщающего труда по истории обители. Относительно жития основателя обители следует отметить, что существовало житие Пахомия Логофета, написанное в XV веке стилем, сложным для восприятия читателями XIX века. Поэтому настоятель составил новое житие преподобного Кирилла Белозерского, написанное современным языком, с четкой структурой и опорой на исторические источники, чего не было в житии XV века. Можно не покривив душой сказать, что до трудов архимандрита Иакова жители Российской империи не имели никаких сведений по истории Кириллова монастыря и о преподобном Кирилле. А с выходом в 1875 году жития преподобного Кирилла начался новый этап в развитии православного краеведения. С этого времени повсеместно - почти во всех монастырях Белозерья - выходят летописи и другие материалы по истории обителей. И теперь любой паломник мог за небольшое пожертвование прочесть о посещаемой им обители. Как знать, не будь этих творений, сохранилась бы память о наших святых в годы гонений XX века?

Немалое внимание архимандрит Иаков уделял благоустройству монастыря. Белозерские земли в правление Екатерины II вошли в Новгородскую епархию (и находились в ее составе до 30-х годов XX века). Однако это нововведение негативно отразилось на бывших вологодских землях. Новгородские владыки принимали большое участие в работе Святейшего Синода, да и своя епархия была довольно обширной, так что им не всегда хватало времени на окормление новых территорий и вникание в их нужды. В результате все храмы белозерских монастырей, в том числе и храмы обители преподобного Кирилла, постепенно разрушались, а просьбы о материальной поддержке не получали ответа. Так, из-за нехватки денег в Пензенской епархии, в 1798 году по представлению Новгородского митрополита Гавриила, члена Святейшего Синода, был закрыт Ферапонтов монастырь, а средства, предназначенные на его содержание, перешли в Пензенскую епархию. Ветшал Горицкий монастырь. Известно, что на просьбы настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря о ремонте полуразрушенных храмов из Новгородской духовной консистории пришел отказ. Предлагалось просто разобрать ветхие строения.

Но в конце 60-х годов XIX века под началом архимандрита Иакова были отремонтированы храмы, обновлялись фрески Успенского собора, Введенской церкви и ныне действующего храма преподобного Кирилла. В 1874 году были построены каменные стены с проезжими воротами у Кузнечной и Мережной башен. В 1886 году по инициативе отца Иакова, который был благочинным белозерских монастырей, возвели часовню на горе Маура, на месте первой кельи преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских.

По ходатайству архимандрита Иакова с монастырской территории вывели уездную тюрьму и духовное училище, существовавшие на территории обители с XVIII века.

Надгробный памятник архимадриту Иакову (Поспелову)
Надгробный памятник архимадриту Иакову (Поспелову)
На духовное просвещение архимандрит Иаков не жалел монастырских и личных средств. Например, здание нового духовного училища на берегу Сиверского озера было построено большей частью на пожертвованные монастырем кирпич и деньги. Неслучайно по окончании строительства в 1880 году преподобный Иаков был избран почетным попечителем Кирилловского духовного училища. По его же инициативе в крепостной стене монастыря вместо женской гостиницы открыли церковно-приходскую школу. За свой счет архимандрит покупал для нее учебники и письменные принадлежности. Также ученикам покупали хлеб, а на праздники - булки. Позднее для них устроили бесплатную столовую, на покупку продуктов для которой архимандрит Иаков давал 300 рублей из личных сбережений.

Как отмечали современники, отец Иаков тратил на благотворительность почти все личные средства, помогая нуждающимся продуктами, лекарствами, одеждой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после его смерти в 1896 году все его имущество состояло из клобука, двух подрясников, двух ряс и шубы. Причем «лишние» подрясник и ряса сохранились только потому, что были подарком епископа Тихона Можайского.

На погребение архимандрита Иакова собралось более 6 тысяч человек, при том что население города Кириллова составляло чуть более 4 тысяч человек. В течение многих лет после кончины преподобного Иакова на страницах «Новгородских епархиальных ведомостей» о нем печатались воспоминания, в которых высоко оценивался его вклад в развитие монашеской жизни.

Надеемся, что теперь паломники, побывав в обители преподобного Кирилла, поклонятся и преподобному Иакову - первому историку Кирилловой обители, составителю жития преподобного Кирилла Белозерского, которое продается в монастырской лавке, и наместнику, сохранившему храмы Белозерского края от разрушения.


Владимир Липовецкий,
помощник секретаря епархиальной комиссии по православному краеведению


http://www.pravoslavie.ru/put/53452.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Липовецкий
Все статьи Владимир Липовецкий
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22