Шеф-редактор "Однако. Украина" Семен Уралов намедни высказал мысль ровно о том, о чем мне думалось в эти дни: «По большому счету, у нашего фрагментированного постсоветского общества не осталось ничего, кроме Дня Победы».
Я всегда говорю как о последней русской скрепе о Православии, о единой Русской Церкви. Однако, в самом деле, хотя Русский мир пребывает всецело в лоне православной духовной парадигмы, День Победы охватывает и сцепляет гораздо большее число людей и новейших государственных и псевдогосударственных образований, совместно победивших в страшной войне с жутким врагом, а я бы сказал, с самим диаволом.
Подчеркну очевидное для меня: и саму Великую Отечественную войну, и Великую Победу, и самое празднование Дня Победы следует рассматривать прежде всего как духовный акт, как события нашей духовной истории. В этом смысле День Победы есть наш последний бастион.
В этом свете мне представляется телевизионная картинка, которую мы увидели и услышали 9 мая с киевского пресловутого Майдана Незалежности, каким-то не то унылым недоразумением, не то чьей-то продуманной акцией отторжения. Смотреть на это тошнилово было печально, но необходимо: мы же должны испивать нашу чашу, коль нам ее подносят. Ну, я опять-таки - в метафизическом смысле.
Началось-то все накануне. Я не буду погружаться в размышления об аутентичных постановлениях Тернопольского и Львовского местных советов о запрещении массовых празднований Дня Победы, о сжигании красного флага в этот день во Львове и о драке за красный флаг в Тернополе, об ублюдочных репликах всяких «черкасских народных рухов» про «дэнь побЕды» (это у них такой стеб, они говорят даже не «День Перемоги», а подчеркивая «москальский» характер Праздника). Не буду фиксироваться на репликах политиков, которые считают этот праздник «неоднозначным», а тем паче тех единиц, для кого этот праздник вовсе враждебен, то есть тех политиков Украины, которые тем самым становятся на сторону нашего побежденного врага - германского нацизма, фашизма.
Я хочу сказать сначала о том, что ни в канунном обращении-«поздравлении», ни в словах речи на Майдане у президента Украины мы прочили и услышали замену (подмену): вместо «Великая Отечественная» - «Вторая Мировая», термин, усиленно нам навязываемый с начала «толерантных европейско-интеграционных» времен.
Обращение от 8 мая поднесено было в прессе, я бы сказал, шокирующе: «Президент Украины Виктор Янукович обратился к народу Украины в связи с Днями памяти и примирения».
!!!!!
Кто придумал эту формулировку? Какой такой Лёвочкин или какая такая Герман? «Дни памяти и примирения». Что за бред? Примирения кого с кем? Нацистов с победившими? Коллаборантов с Советской (Красной) Армией? Бандеровцев и необандеровцев с большинством населения Украины? Запретителей празднования Дня Победы и сжигателей победительной символики - с празднующими День Победы как день святой, со слезами памятных потерь? Нет слов.
И вот сам президентский текст полностью: «Уважаемые соотечественники! В эти майские дни Украина вместе с другими государствами чтит память погибших во Второй мировой войне. Суровая правда о трагедии, принесшей огромные человеческие и материальные потери, беспримерное мужество на фронтах, тяжелый труд в тылу никогда не будут забыты. Украина как одна из наиболее пострадавших стран последовательно проводит миролюбивую внешнюю политику, выступает активным участником мировых интеграционных процессов в сфере безопасности и является инициатором создания механизмов предотвращения возможных кризисных явлений, прилагая значительные усилия для выполнения взятых на себя обязательств. Убежден, такая взвешенная позиция нашего государства, поддерживаемая мировым сообществом, является достойной и правильной. Мы свято чтим память миллионов жертв минувшей мировой войны».
Как говорится, пичалька. Особенно если помнить, что прежде Януковичу пришлось отменить крымский саммит, на который отказались приехать практически все руководители европейских государств.
Примерно с теми же тезисами, но более развернутыми, президент вышел и на желто-синий Майдан. Вышел он без Георгиевской ленты на лацкане, но зато с жовто-блакитной. Тут тонкость: это не просто государственная символика в праздничный день, заимствованная, к слову у шведской; именно с этими цветами в петлицах сражались против Красной армии бандеровцы-эсэсманы, коллаборанты.
Вообще на Майдане не было ни единого намека на символику Великой Отечественной войны: ни Георгиевских лент (а это и лента Орденов Славы, и медали за победу над Германией), ни советских победных стягов. Лишь мелькал на световом меж увеличенных веток сирени на экране сцены, убранной в жовто-блакитные цвета, остаток от Ордена Великой Отечественной войны: золотые серп и молот на белом круге в его центре были заменены красным фоном и датами «1941-1945». Облик ордена был непривычен, я долго всматривался, что же там в его центре. Однако Вторая мировая война, о которой только и говорят теперь в укро-официозе, прошла не в эти годы; началась она в 1939, коли на то пошло. То есть путаница была допущена (или подпущена) и здесь, как и вообще во всей самостийной украинской историко-идеологической доктрине.
Речь президента была о чем угодно, только не о Памяти собственно Дня Победы. Кажется, это было предвыборное выступление представителя Партии регионов, а не человека, выросшего в стране, потерявшей более 3 млн сограждан в кровавой священной войне. Опять - ненужное «втирание» ветеранам (а именно они сидели перед президентом в креслах на синей дорожке; затем был концерт, без парада) - кравчуковско-ющенковские мантры про евроинтеграционный выбор, про какую-то территориальную целостность, про какой-то суверенитет, про ценности демократии. Хорошо хоть обошлось без высших ценностей, то есть без ЧЕ по футболу, который вроде бы должен начаться через месяц.
Картинка была, повторюсь, очень тоскливой, и по цвету почти одномерной: синий, желтый, сирень. У ветеранов, которые были рады, понятно, как дети, любому привечанию, я заметил Георгиевские ленточки лишь у двоих. Странно.
Эту унынь, а также сообщения с украинского «западного фронта» искупил канал «Перший», который сразу после этого дал полную версию парада на Красной площади, которую мы посмотрели по ОРТ и РТР-Планета еще с 9 утра (по киевскому времени). «Перший» же, как бы во искупление (в самом деле, респект ему!) после московского парада дал изобильно, в большом временном объеме, видеовиды харьковского парада и всех харьковских празднеств, в коих принимали участие как воины разных родов войск, как ретроспективно оснащенные актеры, так и многочисленная прекрасно костюмированная детвора, задействованная в театрализованной композиции. Тут был в изобилии красный цвет убранств и символов, а Ордена Отечественной Войны и Победы - изображены достоверно, и вообще, воинами были вынесены два десятка больших щитов с изображениями боевых наград СССР периода Великой Отечественной, даже Ордена Ленина и Трудового Красного Знамени.
Тот же Первый Национальный телеканал повторил всю трансляцию (Москву и Харьков) целиком 10-го мая. В утешение тем, кто не смог увидеть ее в День Победы и в усладу тем, кто хотел повторить впечатление. При втором просмотре я обратил внимание, что среди фамилий старших офицеров, руководившие боевыми парадными расчетами, проходившими в параде по Красной площади, были и украинские.
Подчеркну: Харьков в этом смысле обухом не перешибешь, и День Победы здесь, как и 23 августа, день освобождения от фашистской нечисти, - даты святые, и это не фигура речи, и не метафора. Харьковские торжества были очень мощными всегда, а в этом году особенно - как на площади Свободы, так и по всему городу - в течение всего дня. В Харьковской трансляции с пл. Свободы прозвучали и марши, песни военных лет и послевоенного периода, звучали грандиозные стихи «Я убит подо Ржевом» и другие памятные строки, ставшие русской, советской поэтической военной классикой. Была и минута молчания, с поминовением имен павших за Харьков воинов (среди трех десятков успевших прозвучать, я отметил на слух две украинские и две еврейские фамилии, остальные - русские).
Потом из репортажей на разных каналах уже мы видели и другие города, как люди праздновали и плакали, и даже в тех же Львове и Тернополе.
Не лишним будет повторить эту статистику: в целом по Украине в более чем 4,7 тыс. населенных пунктов прошло около 7 тыс. массовых мероприятий по случаю празднования Дня Победы, в которых приняло участие два миллиона человек лишь официально. Торжественные мероприятия запланированы Украины. По данным МВД, наиболее многолюдные акции прошли на территории Харьковской, Хмельницкой, Днепропетровской и Киевской областей.
Харьков «зажигал» и вечером: на самой большой площади Европы при стечении не менее сотни тысяч человек состоялся большой праздничный концерт, в котором прямо перед мощным фейерверком, прогремевшим в 23 часа по киевскому времени, народ на площади - а это уже были преимущественно молодые поколения харьковчан и гостей - спел хором знаменитую песню Б. Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал». А на сцене ее запевали, с Георгиевскими ленточками в петлицах, - москвич Олег Газманов, киевская актриса Ольга Сумская, харьковчане Михаил Добкин (губернатор Харьковской области), Геннадий Кернес (мэр Харькова), Александр Фельдман (нардеп, бизнесмен) и еще несколько депутатов-харьковчан. «От Курска и Орла война нас довела до самых вражеских ворот - такие, брат, дела...»
Так пели в День Победы в Харькове. «Нас ждет огонь смертельный, и все ж бессилен он...»
Так всегда будут петь в Харькове.