Что же мешает человеку быть, не потеряв себя?
Отсутствие целостного, нерасщеплённого видения мира, жизни. Почему нам это трудно? Как трудно первокласснику увидеть связь прилежной учёбы в школе с будущей профессиональной жизнью, так же трудно многим взрослым увидеть свою жизнь в перспективе вечности. Ни у первоклассника, ни у взрослого подобного опыта нет. Но ведь это не исключает реальности существования ни профессионального будущего первоклассника, ни перспективы вечности для взрослого. Первоклассник верит взрослому, стремится выполнить его ожидания и поэтому старается хорошо учиться, перспектива будущего для него отсутствует: он живёт настоящим. В этом смысле он безответственен - ответственность лежит на родителях.
Отрицание пока ещё неизвестного, неясного будущего делает восприятие жизни нецелостным, фрагментарным. Жизнь воспринимается лишь как отдельные, не связанные между собой эпизоды, не имеющие смысла и значения. Это та иллюзия, которая принимается человеком за жизнь. Целостное восприятие жизни предполагает живую осмысленную связь прошлого, настоящего и будущего, где настоящее - результат прошлого, что делает настоящее ответственным за будущее.
«Зачем думать о будущем? Нужно жить настоящим, живи сейчас и не думай о том, что будет завтра, радуйся жизни и наслаждайся», - так рассуждает современный человек, кстати, недалеко ушедший от первоклассника. Так как именно включение перспективы будущего делает жизнь осмысленной. Хотя у первоклассника по сравнению с таким взрослым есть преимущество: у него всё-таки есть ответственность, пусть и лежит она на родителях. А у такого взрослого, перепутавшего призывы психотерапии, построенные на принципе жизни «здесь и сейчас», похоже, ответственности почти нет. Для невротических состояний это вполне обоснованно, так как проблемы этих людей связаны либо с тревогой за будущее, либо с какими-то травмирующими последствиями прошлого. Для здоровых людей включение в свою жизнь перспективы будущего, с целью ответственного и целостного восприятия жизни, не исключает умение жить в настоящем. Жить в настоящем и жить настоящим не одно и то же. Жить в настоящем - значит жить (где?) во времени: аспект условий жизни. А жить настоящим - значит жить (чем?) врéменным: смысловой аспект. Маленькая деталь, а меняется весь жизненный контекст. Можно и нужно жить в настоящем, включая перспективу будущего как такой план бытия, который проявится в виде последствий так, как бабочка на переводной картинке, - будучи вначале невидимой, она превращается в прекрасного синего мотылька с белыми узорами на крыльях.
Включение перспективы будущего в жизнь настоящую пролагает причинно-следственную связь между ними. Но значит ли это, что человек должен жить неясным, не существующим пока, беспредметным будущим? Нет, но его будущее - учитывать, принимать в свою жизнь, соединяя все её мгновения в единый временной поток. Именно будущее, которое часто игнорируется, делает жизнь осмысленной, создаёт жизненную перспективу. Это каждый человек знает на собственном опыте. Отнимите у человека его будущее, его перспективу - он растеряется. Как растеряется ушедший на пенсию человек, живший до этого насыщенной профессиональной жизнью, как растеряется тяжелобольной, лишённый жизненной перспективы, как растеряется человек, потерявший работу, семью и т. п. Многие кризисы в жизни человека связаны с потерей жизненной перспективы, будущего. Важность принятия отдалённого или более близкого будущего придаёт жизни смысл. И это самое главное.
Примером жизни, в которой потеряна целостность, является история героя рассказа Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Жил человек, имел семью. Все его устремления были направлены на карьеру, хлопоты по устройству быта, и вообще он считал, что жизнь должна быть приятной, лёгкой и приличной (сейчас говорят «достойной»). Тяжёлая болезнь заставила посмотреть его на свою жизнь другими глазами. Открылось другое видение жизни, то, которого не имел он прежде. Не имел, потому что мешало суетное. И лишь приближение смерти заставило его осознать всю суетность жизни, в которой и вспомнить-то нечего: дела службы, мебель, шторы, радостная суета переезда на новую квартиру, - всё было не главным, все это было отчуждено от него, от его личности. Лишь далёкие воспоминания детства оказались для него значительными и тесно связанными с чем-то очень личным и важным. Ничего, кроме некоторых воспоминаний детства, не мог он выделить в качестве событий своей жизни. Жизнь, как оказалось, протекла мимо него, а ему думалось, что он жил. Жуткое признание несостоявшейся жизни. Возвращаясь к разговору с молодыми людьми, которые боятся родить хотя бы одного ребёнка, отметим, что именно сын Ивана Ильича своим состраданием к отцу положил начало его спасению, и Толстой это гениально подметил и описал.
Точка смерти - точка пересмотра жизни, её оценки, когда перед человеком со всей ясностью встаёт вопрос: как я жил, что сделал, что мог бы сделать и не сделал? Человек даёт оценку качеству прожитой жизни перед лицом смерти. Никто этого не избежит. Мы этого не переживали, но от этого она не становится менее реальной. Научиться жить каждую минуту нелегко. Но такой навык можно приобрести. Что для этого нужно? Решимость. А для начала, возможно, тишина с шелестом листвы в море волнующего ветра, или пение птиц в пробудившемся лесу, или дружеская беседа, а может, просто молчание. Стоит заглянуть в прошлое и оценить прожитую жизнь без сильной досады за совершённые промахи, с решительным желанием пробуждения. И это уже не мало.http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/45466.php