Где ты цельность, разладу противная?

0
271
Время на чтение 4 минуты

Что же мешает человеку быть, не потеряв себя?

Отсутствие целостного, нерасщеплённого видения мира, жизни. Почему нам это трудно? Как трудно первокласснику увидеть связь прилежной учёбы в школе с будущей профессиональной жизнью, так же трудно многим взрослым увидеть свою жизнь в перспективе вечности. Ни у первоклассника, ни у взрослого подобного опыта нет. Но ведь это не исключает реальности существования ни профессионального будущего первоклассника, ни перспективы вечности для взрослого. Первоклассник верит взрослому, стремится выполнить его ожидания и поэтому старается хорошо учиться, перспектива будущего для него отсутствует: он живёт настоящим. В этом смысле он безответственен - ответственность лежит на родителях.

Отрицание пока ещё неизвестного, неясного будущего делает восприятие жизни нецелостным, фрагментарным. Жизнь воспринимается лишь как отдельные, не связанные между собой эпизоды, не имеющие смысла и значения. Это та иллюзия, которая принимается человеком за жизнь. Целостное восприятие жизни предполагает живую осмысленную связь прошлого, настоящего и будущего, где настоящее - результат прошлого, что делает настоящее ответственным за будущее.

«Зачем думать о будущем? Нужно жить настоящим, живи сейчас и не думай о том, что будет завтра, радуйся жизни и наслаждайся», - так рассуждает современный человек, кстати, недалеко ушедший от первоклассника. Так как именно включение перспективы будущего делает жизнь осмысленной. Хотя у первоклассника по сравнению с таким взрослым есть преимущество: у него всё-таки есть ответственность, пусть и лежит она на родителях. А у такого взрослого, перепутавшего призывы психотерапии, построенные на принципе жизни «здесь и сейчас», похоже, ответственности почти нет. Для невротических состояний это вполне обоснованно, так как проблемы этих людей связаны либо с тревогой за будущее, либо с какими-то травмирующими последствиями прошлого. Для здоровых людей включение в свою жизнь перспективы будущего, с целью ответственного и целостного восприятия жизни, не исключает умение жить в настоящем. Жить в настоящем и жить настоящим не одно и то же. Жить в настоящем - значит жить (где?) во времени: аспект условий жизни. А жить настоящим - значит жить (чем?) врéменным: смысловой аспект. Маленькая деталь, а меняется весь жизненный контекст. Можно и нужно жить в настоящем, включая перспективу будущего как такой план бытия, который проявится в виде последствий так, как бабочка на переводной картинке, - будучи вначале невидимой, она превращается в прекрасного синего мотылька с белыми узорами на крыльях.

Включение перспективы будущего в жизнь настоящую пролагает причинно-следственную связь между ними. Но значит ли это, что человек должен жить неясным, не существующим пока, беспредметным будущим? Нет, но его будущее - учитывать, принимать в свою жизнь, соединяя все её мгновения в единый временной поток. Именно будущее, которое часто игнорируется, делает жизнь осмысленной, создаёт жизненную перспективу. Это каждый человек знает на собственном опыте. Отнимите у человека его будущее, его перспективу - он растеряется. Как растеряется ушедший на пенсию человек, живший до этого насыщенной профессиональной жизнью, как растеряется тяжелобольной, лишённый жизненной перспективы, как растеряется человек, потерявший работу, семью и т. п. Многие кризисы в жизни человека связаны с потерей жизненной перспективы, будущего. Важность принятия отдалённого или более близкого будущего придаёт жизни смысл. И это самое главное.

Примером жизни, в которой потеряна целостность, является история героя рассказа Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Жил человек, имел семью. Все его устремления были направлены на карьеру, хлопоты по устройству быта, и вообще он считал, что жизнь должна быть приятной, лёгкой и приличной (сейчас говорят «достойной»). Тяжёлая болезнь заставила посмотреть его на свою жизнь другими глазами. Открылось другое видение жизни, то, которого не имел он прежде. Не имел, потому что мешало суетное. И лишь приближение смерти заставило его осознать всю суетность жизни, в которой и вспомнить-то нечего: дела службы, мебель, шторы, радостная суета переезда на новую квартиру, - всё было не главным, все это было отчуждено от него, от его личности. Лишь далёкие воспоминания детства оказались для него значительными и тесно связанными с чем-то очень личным и важным. Ничего, кроме некоторых воспоминаний детства, не мог он выделить в качестве событий своей жизни. Жизнь, как оказалось, протекла мимо него, а ему думалось, что он жил. Жуткое признание несостоявшейся жизни. Возвращаясь к разговору с молодыми людьми, которые боятся родить хотя бы одного ребёнка, отметим, что именно сын Ивана Ильича своим состраданием к отцу положил начало его спасению, и Толстой это гениально подметил и описал.

Точка смерти - точка пересмотра жизни, её оценки, когда перед человеком со всей ясностью встаёт вопрос: как я жил, что сделал, что мог бы сделать и не сделал? Человек даёт оценку качеству прожитой жизни перед лицом смерти. Никто этого не избежит. Мы этого не переживали, но от этого она не становится менее реальной. Научиться жить каждую минуту нелегко. Но такой навык можно приобрести. Что для этого нужно? Решимость. А для начала, возможно, тишина с шелестом листвы в море волнующего ветра, или пение птиц в пробудившемся лесу, или дружеская беседа, а может, просто молчание. Стоит заглянуть в прошлое и оценить прожитую жизнь без сильной досады за совершённые промахи, с решительным желанием пробуждения. И это уже не мало.

http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/45466.php
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Михайловна Коган
Все статьи Ирина Михайловна Коган
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22