С прибытием Р. Муда (на фото) ситуация в этой ближневосточной стране перешла в новую плоскость. По словам заместителя генерального секретаря ООН по вопросам проведения миротворческих операций Эрве Ладсуса, «к концу мая размещение наблюдателей в полном объеме будет завершено». В Сирии будут размещены порядка 300 международных военных наблюдателей, призванных контролировать соблюдение соглашения о прекращении огня между властями и вооруженной оппозицией.
Об этом было объявлено 12 апреля в соответствии с мирным планом спецпредставителя ООН Кофи Аннана, и первые наблюдатели прибыли в Сирию в середине апреля. По свидетельству Эрве Ладсуса, «присутствие наблюдателей явно повлияло на улучшение ситуации». Одновременно представитель ООН призвал все стороны конфликта «принять дополнительные шаги для прекращения огня». Сам генсек ООН Пан Ги Мун убежден, что руководитель наблюдательной миссии в Сирии «принесет с собой на свою новую должность обширный опыт командования и знание миротворчества, приобретенные за время службы на национальном и международном уровнях».
Теперь международные представители могут, что называется, «на месте» отслеживать развитие ситуации в Сирии. Однако само по себе это отнюдь не является гарантией предотвращения новой эскалации напряженности и не снимает с повестки дня иностранное военное вмешательство в дела суверенного государства.
Как показывает опыт других международных миротворческих операций, деятельность размещенных в том или ином конфликтном регионе наблюдателей с мандатом ООН, ОБСЕ или Европейского союза слишком часто носит односторонний, ангажированный характер.
Эта деятельность преследует цель создать хотя бы минимальную правовую и пропагандистскую основу для последующего военного вмешательства в интересах одной из сторон противостояния - как правило, под гуманитарными лозунгами.
Наиболее полно данный механизм переформатирования ситуации в интересах конкретных западных держав был отработан на Балканах и прежде всего в Косово. Неслучайно нынешний глава наблюдателей в Сирии 54-летний Роберт Муд имеет богатый опыт оперативной работы именно в Косовском крае, куда он дважды - в 1999-2000 и 2002 годах (то есть вскоре после окончания натовских бомбардировок Югославии) - был командирован в состав действующих под командованием НАТО многонациональных сил КФОР. Эти силы вплоть до настоящего времени фактически играют роль вооруженного прикрытия албанских сепаратистов в их противостоянии с косовскими сербами. Не новичок Роберт Муд и в Сирии. В 2009-2011 году он уже возглавлял там наблюдательную миссию ООН. Впрочем, о реальных результатах подобного «наблюдения» может свидетельствовать фактическая гражданская война, развернувшаяся в стране в 2011 году при активном вмешательстве извне. Правда, сам норвежский генерал с удовольствием вспоминает свои предыдущие визиты в Сирию: «Я влюбился в Дамаск в 2009 году. Меня никогда еще не принимали с такой теплотой».
Агентство «Рейтер» в своем комментарии, посвященном нынешнему назначению норвежского генерала, образно назвало последнего «ветераном борьбы за ближневосточные перемирия (помимо Сирии, он еще работал в составе сил ООН в Ливане в 1980-е годы - П.И.)». За плечами Роберта Муда - учеба в норвежском и американском военных колледжах, а также в колледже НАТО в Риме. В свою очередь, профессор в области изучения проблем миротворческих операций британского Университета Брэдфорда Пол Роджерс убежден, что именно «балканский опыт является очень мощным применительно к сложности ситуации». Кроме того, он убежден, что Норвегия «имеет репутацию нации, последовательно приверженной миру. Таким образом, норвежец прибывает с дополнительным кредитом доверия».
Правда, ссылки на «природное миролюбие» норвежцев выглядят сомнительными, учитывая активное даже по меркам НАТО участие данной страны в военных операциях на Балканах и в Ливии.
Неслучайно многие международные эксперты проводят между Косово и Сирией несколько иные параллели. В частности, французский специалист Жан-Батист Вильмер в интервью местному изданию Le Point весьма недвусмысленно заметил, что вооруженное вмешательство извне в дела суверенной страны (как это было в случае с Югославией) «может пройти вне рамок ООН и все равно быть легитимным, даже если и останется незаконным по существующим понятиям международного права». При этом вмешательство Североатлантического альянса в косовский конфликт в 1999 году он объявил одновременно «незаконным и легитимным», поскольку оно-де соответствовало критериям «моральной легитимности». Более того, говоря об опыте подобных операций, начиная с Балкан и заканчивая Ливией, Жан-Батист Вильмер даже утверждает, что «свержение режима» может являться одной из «необходимых мер» защиты мирного населения. Эксперт торонтского Института имени Маккензи по изучению терроризма, революций и пропаганды Джон Томпсон также подчеркивает, что «быстрое, решительное, целенаправленное вмешательство с четкими и ограниченными целями может быть полезным».
Насколько же «полезным» оказалось вмешательство международного сообщества в события в Косово - которое все чаще приводят сегодня в пример применительно к Сирии? Ответ на это вопрос представляется тем более показательным, что в 1998-1999 годах в сербском крае действовала своя наблюдательная (точнее - Верификационная) миссия, отслеживавшая соблюдение режима прекращения огня между подразделениями югославской армии и сербской полиции - с одной стороны - и отрядами «Армии освобождения Косово» - с другой. Она была размещена на территории края по мандату ОБСЕ в октябре 1998 года и состояла из порядка 1400 международных наблюдателей, которым оказывали содействие 1500 сотрудников местных структур. Возглавил данную миссию американский дипломат и отставной офицер ЦРУ Уильям Уокер, накопивший богатый опыт тайной деятельности в Боливии, Бразилии, Гондурасе, Перу, Аргентине, Панаме и особенно Сальвадоре. В 1985-1988 годах он занимал должность заместителя помощника госсекретаря США по межамериканским делам, отвечая в первую очередь за проведение американской политики в центральноамериканском регионе. В 1988 году Уокер получил назначение на должность посла США в Сальвадоре, где американцы оказывали всестороннюю, в том числе военно-техническую, поддержку властям, боровшимся с левыми партизанами. По странному стечению обстоятельств, именно после его прибытия в Сальвадор в стране достиг максимального размаха террор крайне правых боевиков против мирного населения. Его наиболее кровавой страницей стала трагедия, происшедшая 16 ноября 1989 года. Тогда боевики «эскадронов смерти» ночью ворвались в дома шестерых священников Ордена иезуитов, вытащили их во двор и убили выстрелами в голову, заодно прикончив в качестве нежелательных свидетелей их домочадцев. Этот случай произвел эффект разорвавшейся бомбы даже в США, где неправительственные организации и многие политики потребовали от администрации дать объяснения по поводу дальнейшего оказания сальвадорской военной хунте массированной помощи. Однако в подготовленном госдепартаментом при активном участии Уильяма Уокера специальном докладе «Белая книга: вмешательство в Сальвадоре» акценты были расставлены по-иному. В документе подчеркивалось, что сальвадорским властям приходилось вести войну на два фронта: с поддерживавшим тесные связи с мировым коммунизмом Фронтом национального освобождения и крайне правыми группировками. И в этой войне и сам глава хунты Хосе Наполеон Дуарте, и поддерживающие его США занимают единственно возможную «среднюю линию» - утверждалось в докладе.
Аналогичную политику «двойных стандартов» Запад в лице США и НАТО проводил с середины 1990-х годов и в Косово.
Именно доклад, подготовленный от имени главы Верификационной миссии ОБСЕ Уильяма Уокера, лег в основу формального обоснования решения о начале бомбардировок Югославии авиацией Североатлантического альянса без принятия соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН.
В докладе речь шла об обнаружении наблюдателями Верификационной миссии в январе 1999 года в районе косовского селения Рачак полусотни тел убитых. Согласно выводам Уокера, они являлись мирными албанцами, хладнокровно расстрелянными югославскими военными. Доклад Уокера был размещен в американских средствах массовой информации как сенсационная новость, в то время как документальные съемки, снятые репортерами других информационных агентств, находившимися на месте событий, были срочно сняты с эфира. Выводы Уокера оказались решающими. Три дня спустя после его обнародования тогдашний госсекретарь США Мадлен Олбрайт заявила, что вследствие «резни гражданских лиц» в Рачаке должна быть срочно предпринята решительная военная акция против Югославии.
Позднее авторы книги под красноречивым названием «Знакомьтесь: «Мистер Массакр» Марк Эймс и Мэтт Таибби пришли к выводу о том, что так называемый «инцидент в Рачаке» был постановочным спектаклем, организованным «Армией освобождения Косово» (АОК), чьи командиры переодели собственных убитых боевиков в крестьянские одежды. А совместное расследование, проведенное французскими газетами Le Monde и Le Figaro при участии национального телевидения, показало, что сам Уильям Уокер либо был введен в заблуждение лидерами АОК, либо сознательно использовал фальшивую информацию для того, чтобы обеспечить пропагандистское прикрытие для операции НАТО. Известно, что «правой рукой» Уокера в Косово был его военный советник британский генерал-майор Джон Древенкевич, а «тыловую поддержку» им оказывали представители неправительственной организации «Врачи без границ». Основатель последних и будущий первый глава Миссии ООН в Косово Бернар Кушнер, в свою очередь, поддерживал тесные контакты с политическим лидером АОК Хашимом Тачи.
Насколько высока вероятность повторения аналогичного сценария в Сирии?
По имеющейся информации, именно доклады Роберта Муда станут главным аргументом для принятия решения о целесообразности полномасштабного иностранного вмешательства в сирийские дела.
Сначала в плане создания «гуманитарных коридоров», а затем в формате оказания прямой военно-технической поддержки так называемой «Свободной сирийской армии», ведущей вооруженную борьбу с правительством. Что же касается реальной способности наблюдателей сыграть роль буфера при разведении враждующих сторон, то она вызывает серьезные сомнения, учитывая их немногочисленность - порядка 300 человек - и запрет на применение оружия. В «плане Аннана» функции наблюдателей достаточно расплывчато определены как осуществление «эффективного механизма наблюдения по линии ООН», на основании которого развернется «инклюзивный политический процесс под руководством сирийцев». В этой связи важную роль может сыграть национальная принадлежность самого генерала Муда и его подчиненных. Ведь власти Сирии уже дали понять, что не потерпят присутствия в стране представителей так называемой «Группы друзей демократической Сирии», объединившей в своих рядах страны, наиболее активно добивающиеся свержения Башара Асада, - в том числе США, Францию, Великобританию, Германию, Катар, Саудовскую Аравию и Турцию. «Запад в целом, похоже, слишком очарован своей политикой кнута и привык прибегать к карательным мерам, не попробовав вначале другие методы и средства» - напоминает в этой связи обозреватель американского издания Forbes Марк Адоманис.
Сам Роберт Муд, впрочем, не склонен драматизировать сложившуюся ситуацию, поскольку остается привержен своему миротворческому кредо, сформулированному еще в 2009 году в интервью ливанской газете The Daily Star: «Вы не должны приходить как слон в посудную лавку и диктовать людям. Это не работает».
В этой связи стоит напомнить, что наиболее крупномасштабная миротворческая операция на Балканах в 1990-е годы - в Боснии и Герцеговине - потребовала размещения 60 тысяч военнослужащих, имевших в своем распоряжении танки и самолеты.
Понятно, что задействование аналогичных по составу и боевым возможностям сил в Сирии потребует принятия политического решения со стороны США и ведущих западноевропейских стран - которое, по имеющейся информации, пока не принято. По мнению аналитика исследовательской «Группы «Евразия» Айхама Камеля, причина этого кроется в предвыборной президентской кампании, разворачивающейся в США. Она вынуждает администрацию президента Барака Обамы учитывать целый спектр факторов, в том числе настроения собственного общественного мнения. «В настоящее время мы еще не достигли той стадии, когда США и западные державы имеют желание или возможность осуществить широкомасштабное вмешательство в Сирии» - полагает Айхам Камель. «Мы находимся на той стадии, когда каждый рассматривает различные опции, поскольку первоначальная стратегия не привела к уходу Асада, а уровень насилия только повысился». Кроме того, США и их ближайшим союзникам в деле свержения Башара Асада необходимо максимально консолидировать мировую общественность, поскольку - говоря словами американского эксперта в области геополитики Массачусетского технологического института Ноама Хомского - перспективы участия американцев в сирийском конфликте «зависят в значительной мере от того, насколько возможно сдерживание и подавление «второй супердержавы» (мирового общественного мнения)».
Как справедливо отмечает отставной британский бригадный генерал, сотрудник лондонского Международного института стратегических исследований Бен Бэрри, «из резолюции Совета Безопасности ООН неясно, какую ответственность несут сирийцы за то, чтобы облегчить наблюдателям работу». В этом плане стоит напомнить, что действовавшая ранее в Сирии наблюдательная миссия Лиги арабских государств (ЛАГ) фактически провалилась, поскольку оппозиция отказалась сотрудничать с ее представителями. Она обвинила их в стремлении всего лишь «выиграть время» для президента Асада. К тому же тот факт, что во главе миссии ЛАГ встал суданский генерал Мохаммед аль-Даби, автоматически девальвировал ее значимость в глазах США, находящихся в антагонизме с властями Хартума. Следует также учитывать, что Вашингтон и другие глобальные игроки рассматривают развитие ситуации в Сирии в более широком региональном контексте. В частности, по свидетельству экспертов близкого к американскому разведсообществу Национального разведывательного совета США, следует говорить о потенциально взрывоопасном общем геополитическом ареале, включающем в себя, помимо Сирии, также Ирак, Иран, Турцию и Саудовскую Аравию.
Первой серьезной проверкой для уже прибывших в Сирию наблюдателей станут парламентские выборы, запланированные на 7 мая.
Они пройдут на основе новой конституции страны, принятой подавляющим большинством голосов на референдуме 26 февраля. Оппозиция уже заявила о непризнании новой конституции и всех решений, принятых на ее основе, что автоматически означает непризнание выборов и возможный новый виток противостояния. Пока же Роберт Муд настроен сдержанно-оптимистически. Между сторонами конфликта «все еще сохраняется сильное недоверие», тем не менее, наблюдатели «свидетельствуют об имеющихся позитивных сигналах в разных местах» - заявил он на пресс-конференции в гостинице «Ас-Сафир» в городе Хомс вечером 3 мая.
Искендеров Петр Ахмедович - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук
http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/sirijskij_mirotvorec_s_kosovskim_opytom_952.htm