НАВЕКИ,
БЕЗ НАДЕЖДЫ
После праведнейшего суда Божьего осуждённые, услышав своё последнее решение: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и его ангелам» (Мф.
25, 41), пойдут в место вечной своей погибели, на место вечного
наказания - в геенну. С этого момента наступит для этих несчастных душ
второй период их вечного страдания, вечного мучения и душе и телу:
полное, совершенное мучение для человека-грешника. Осуждённые, хотя и
вместе пребывают, однако лишены возможности видеть и познавать друг
друга. Гееннское состояние совершенно лишено света: там царит духовная
тьма, потому что делающие на земле зло - ненавидят свет.
Понятие «погибель» безусловно принадлежит состоянию душ в геенне. Сюда поступают плотоугодники, чревоугодники и себялюбцы. «Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме; они мыслят о земном» (Флп.
13, 19).Следовательно, жертвою геенны будут все неверующие в Господа
Иисуса Христа, Сына Божьего, ради нас пришедшего на землю, и как Сам
учил: «неверующий уже осужден» (Ин. 3, 18).
Всё решительно в геенне противоположно раю. Как дню противоположна
ночь, жизни - смерть, добру - зло, свету - тьма, богатству - бедность,
здравию - болезнь и т.д. Следовательно, опираясь на то, что ап. Павел
сказал нам о рае и его красотах, всё противоположное этому мы должны
относить к геенне, к состоянию, которое было приготовлено Богом не
человеку, а дьяволу. Как решительно человек не может составить себе
понятия о рае и его блаженстве, так точно, следовательно, он не может
себе представить геенны и всех её ужасов. Если отвратителен и нестерпим
порок, то в какой же степени отвратительности и невыносимости должен
быть для них отец его - дьявол?! Каково же должно быть сообщество с
ним?
Вот как рассуждает о состоянии отверженных душ во втором периоде
Златоустый: «Когда отойдем туда, то, если покажем и самое сильное
раскаяние, никакой уже не получим от того пользы; но, сколько ни будем
скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысячекратно, никто
и с конца перста не капнет на нас, объятых пламенем; напротив, мы
услышим то же, что и несчастный богач в аде, - что «пропасть велика
между нами и вами», и никто не поможет.
Как царство небесное, так и геенна, по предвидению Божьему, уготованы
от вечности. Первое - для ангелов и блаженных душ, и вторая для падших
ангелов - злых духов, а следовательно и для сообщников их - злых душ,
нераскаявшихся грешников. Итак, прежде всего геенна предназначена для
злых духов и душ, и природа геенны соответствует тонкой эфирной природе
своих обитателей. Как в доме Отца небесного много обителей, так точно и
в аду, по свидетельству 3 кн. Ездры, есть многие обители, называемые
затворами, хранилищами душ (а не вместилищем трупов).
Теперь посмотрим отдельно на адские затворы. Их значение, на основании св. Писания, следующее.
Евреи загробное состояние осуждённых душ называют геенною (по
еврейски абадон), что видно из раввинских книг: «соберутся как
побежденные собираются в подземной бездне, и повинные геенне заключены
будут в геенне». Пророк и царь Давид вечную участь грешников за гробом,
их загробное состояние - геенну - изображает в таком виде: «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер - их доля из чаши» (Пс.
11, 6). Чтобы сколько-нибудь приблизить понятие народа к представлению
вечного загробного наказания грешников, Пророк описывает наказание
Содома и Гоморры с окрестными городами. Эту кару на земле Пророк берёт
за образ, символ наказания грешников за гробом. О чаше вечного
наказания Пророк пишет: «Ибо чаша в руке Господа... её будут пить все нечестивые земли» (Пс.
75, 8). Так и Сам Иисус Христос в предсмертной Своей молитве в саду
Гефсиманском предстоящие Свои страдания, заменяющие наказание мира,
называл чашей. Об этой чаше вечного наказания свидетельствует и
пророчество Иеремии, которому повелевается от Бога взять чашу и напоить
Иерусалим, и князей, и сопредельные народы. «Так говорит Господь Бог Израилев: возьми чашу вина нерастворенного от руки Моей, и напои все народы, к ним же Я пошлю тебя». Пророк Исайя пишет: «И
будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их
не умрет, и огонь не угаснет: и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис. 66, 24).
Иисус Христос символом загробного вечного состояния грешников в
геенне берёт предмет, к которому евреи в Его время питали страх, ужас и
отвращение. Это - долина Еввомова, некогда прекраснейшая, находящаяся
подле Иерусалима к северо-востоку; небольшой поток протекает по ней, и
потом опоясывает часть города. Когда евреи сильно предавались
идолослужению, то в этой долине совершались отвратительные служения
Молоху. Этот сирский идол был медный, с телячьей головою, увенчанной
царской короной; руки его протянуты были так, как если бы готовы были
схватить кого-либо. Ему приносили в жертву детей, именно: зажигали
внутри идола огонь, и когда он раскалялся, бросали ему на протянутые
руки бедных детей, где они тотчас сжигались. Чтобы заглушить крик
детей, во время этих жертвоприношений обыкновенно поднимали сильный
крик и шум, употребляя при этом разные инструменты. После же плена
вавилонского, когда иудеи получили совершенное отвращение к
идолопоклонству, у них явилось отвращение и к этому месту; оно было
запущено; в него свозились все нечистоты из города; тут же совершаемы
были иногда и смертные казни; воздух в этом месте был заражен; для
очищения его постоянно горел огонь. Место стало страшным и
отвратительным, и прозвано было долиной огненной. Это-то место и было
избрано Спасителем образом, символом вечных мучений грешников в
загробной жизни.
Свойство червя неусыпного и огня неугасимого описывает отчасти
Василий Великий: «Когда чувствуешь порыв к какому-нибудь греху, тогда
призови пред умственные твои очи страшный оный, никому из смертных
нестерпимый суд Христов, где сидит Судья на высоком и превознесенном
престоле; вся же тварь в трепете и страхе предстоит перед славным и
светлым Его пришествием. Все предстанут перед Ним для испытания, кто
что сделал во время жизни. Тех, которые в жизни много зла творили,
окружат некие страшные и грозные ангелы, взирающие на огонь
уготованный, огнём дышащие по причине страшного намерения, вид имеющие
подобный ночи, по причине печали и отвращения от человеков. Потом
представь себе бездну, непроницаемую тьму и огонь мрачный, который
имеет свойства жечь, но не имеет света. Представь род безчисленных
червей, ядовитых и плотоядных, которые всегда едят, но никогда не
насыщаются, и своими укусами причиняют несносные боли. Представь,
наконец, жесточайшее наказание: безчестие и вечный стыд! И этого ты
бойся».
Наказание огнём, сожжение - есть самая жестокая казнь, и потому огонь
вечный, которому преданы будут грешники, есть, без сомнения, высшая
степень мучения. Этот огонь был уготован дьяволу и ангелам его; не для
человека назначено это мучение, но для возмутившихся против Бога злых
духов с их князем. Но так как грешники делаются как бы сообщниками злых
духов, то и получают вместе с ними одинаковое наказание - огонь
вечный.
Что это за место называемое Спасителем тьмою? Светом св. Писание
называет надежду; следовательно, тьма есть отчаяние. Итак, тьма
кромешная есть место, навеки лишённое всякой надежды. А без надежды нет
жизни. Здесь нет надежды умереть, быть уничтоженным. В продолжении
всей вечности - ужас и отчаяние.
Бездна
означает то место вечного мучения, которое не имеет дна, место
бездонное, место мучения, по слову Писания, страшное для самого
дьявола. Злые духи в стране Гадаринской просили Господа Иисуса Христа
не мучить их прежде времени и не отсылать в бездну. Слово «бездна»
употреблено в Апокалипсисе.
Греховное состояние души на земле, по учению Господа Иисуса Христа,
есть состояние мертвенное, и нравственный суд уже над ним произнесен: «осужден».
Мертвенное состояние души, как показывают опыты, всегда чуждо, лишено
кротости и смирения, и ему не понятна небесная радость. Чем заняты
постоянно ум и сердце людей, преданных пороку? Это известно всем. О чём
постоянно пекутся славолюбец, сластолюбец, сребролюбец?.. Вкушают ли
они когда тот сладкий, неземной покой?
О разных степенях загробного гееннского состояния вот учение Самого Господа: «тот
раб, который знал волю Господина своего, и не был готов и не делал по
воле Его, бит будет много. А не знавший воли Господина и сделавший
достойное наказания - бит будет меньше. И от всякого, кому дано много,
много и потребуется: и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.
12. 47-48).
Св. Василий Великий: «Надобно знать, что выражения: «бит будет много» и «бит будет мало»
означают не конец, а разность мучения. Ибо если Бог есть праведный
судья не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его,
то иной может быть достойным огня неугасимого (или слабейшего или
более дожигающего), другой - червя неумирающего, но опять или сноснее
или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, а иной -
геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, и другой -
тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой, от
усиленных мучений, и до скрежета зубов. Сама тьма кромешная, без
сомнения, показывает, что есть в ней нечто и внутреннее. И сказанное в
Притчах: «во дне ада», даёт возможность понять, что некоторые хотя находятся во аде, но не на дне ада, и терпят легчайшее мучение».
Св. Иоанн Златоустый: «Кто больше получит наставления, тот должен
вытерпеть большую казнь за преступление. Чем мы сведущее и
могущественнее, тем тяжелее будем наказаны за грехи. Если ты богат, от
тебя требуется больше пожертвований, нежели от бедного; ежели умён,
больше послушания; если обличён властью, покажи блистательнейшие
заслуги. Так и во всём прочем ты дашь отчёт по мере сил своих. Отходящий
туда со множеством добрых и злых дел получит некоторое облегчение и в
наказании в муках тамошних; напротив, кто не имея добрых дел, принесёт
только злые, тот сказать нельзя сколько пострадает, будучи отослан в
вечную муку».
Поскольку сами грехи имеют свои степени, то и наказание одного рода
будут отличаться по степени, чему служит свидетельством слово Господа -
«отраднее» - два раза высказанное: 1) «Истинно говорю вам, отраднее будет земле Содомской и Гоморской в день суда, нежели городу тому» (Мф.
10, 15). Господь говорит, что после всеобщего суда наказание содомлян и
гоморрян будет легче, нежели наказание отвергших проповедь
апостольскую. 2) «Но говорю вам, Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам» (Мф. 11, 22).
Иисус Христос о степени наказания, соответствующей степени виновности, высказался о поступках фарисеев так: «Фарисеи снедают домы вдовиц, и виною далече (т.е. лицемерно, долго) молятся; сии приимут лишнее осуждение».
Иисус Христос так учил о вечности мучения: «если соблазняет
тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с
двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не
умирает, и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки
ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть
ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь
не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с
одним глазом войти в царство Божье, нежели с двумя глазами быть
ввержену в геенну огненную: где червь их не умирает и огонь не угасает». Тоже предостережение приводится у ев. Марка и у ев. Матфея.
О вечном наказании грешников за гробом, а следовательно и о вечной муке их свидетельствует Иоанн Богослов: «и
дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя
ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его, и принимающие
начертание имени его» (Отк. 14, 11); «а диавол, прельщавший
их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут
мучиться день и ночь во веки веков» ( Отк. 20, 10).
Были, и может быть, и теперь есть немало ложных умствовате-лей,
мудрствующих по плоти, будто бы вечное мучение - невозможно, а
возможно только временное, и приводят свои ложные доводы. Это -
ученики-последователи Оригена, учившего, что демоны и грешные души в
геенне будут мучиться только до известного времени, после которого они
опять обратятся в первобытное состояние безгрешности. Пятый Вселенский
собор осудил и отверг это лжеучение, как совершенно не согласное со
здравым разумом, противное истине и противоречащее слову Божьему,
оскорбляющее таинство Искупления рода человеческого единственно
заслугами Сына Божьего, Господа нашего Иисуса Христа, даровавшего
только одним в Него верующим жизнь вечную. Все же отвергшие Его идут в
муку, не временную, а, как Сам Иисус Христос учит, в муку вечную.
Вечные мучения оригенисты находят несогласными с милосердием Божьим, и в
своём заблуждении не замечают того, что, отвергая вечность мучения,
делают Бога несправедливым, воздающим блаженство и достойным, и
недостойным, и способным и неспособным, награждающим всех без
исключения - и желающих, и не желающих блаженства.
И царство небесное и геенна ищутся на земле, а за гробом люди
наследуют то, чего здесь искали, короче, для чего на земле жили по
собственной своей воле, а не по принуждению. Рай и геенна приобретаются
добровольно. Если качества души за гробом не могут изменяться, то
злой не способен быть и жителем рая, где царствует любовь; так точно,
как ещё на земле порочные люди не бывают в обществе людей
нравственных. Не потому, что последние их не примут, но единственно
потому, что те неспособны.
По своей безконечной премудрости и благодати, Бог сотворил человека
по Своей святейшей воле, не требуя на то хотения, желания, согласия
человека; и сотворил для блаженства. Но чтобы человек и на земле и за
гробом блаженствовал, необходимо для этого со стороны человека
деятельное желание получить блаженство, без чего одна всемогущая
благодать не спасёт человека: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Следовательно,
души, не ищущие на земле царства Божьего и правды Его, могут ли
когда-либо за гробом обрести его? Только просящим и даётся.
Преступление, совершённое на земле, ведёт за собой двоякое
наказание; удаление от мирного семейства и покоя и пребывание на
чужбине с несением различных тягостей, неприятностей среди немирного
общества. Точно так же и загробное наказание для грешника - двоякое:
лишение небесного, родного отечества и лицезрения Божьего, а также
заключение в геенне, где плач и скрежет зубов и где огонь неугасающий.
В геенне всякое чувство будет страдать особенною скорбью. Так, глаза
будут страдать от темноты и дыма, а если гееннский огонь сколько-нибудь
запылает, то только для большого страха и трепета осуждённых, для
того, чтобы они могли видеть страшные образы демонов, лицезрение
которых само страшнее всякой муки, и для того, чтобы видеть мучимые
лица грешников, с которыми в этой жизни вместе прогневали грехами
своими Господа; уши услышат только непрестанный шум рыданий, жалоб и
проклятий; обоняние будет страдать от смрада; вкус - от сильной жажды и
страшного голода. Деятельность ума составит невидение, незнание Бога;
деятельность сердца - ненависть к Богу, и деятельность воли - хула на
Бога. Состояние погибших есть состояние ожесточённое против Бога и
всего божественного, всего истинного, доброго и прекрасного.
Огонь, так часто упоминаемый в св. Писании, пишет московский
митрополит Филарет, действует совершенно отдельно от мучений совести;
не принимать продолжительных мук означало бы только поощрять преступный
произвол. Духовные тела осуждённых людей, конечно, не останутся без
соответственного им вещественного наказания, так как и суд будет
судить за дела и души и тела. И чем тоньше будут тела духовные, тем
мучительнее будет действие огня, соответственно грехам и свойствам их.
Св. Феофилакт пишет, что червь и огонь, терзающие грешников в геенне,
есть совесть грешника. Действие совести он уподобляет действию
вечного угрызения червя и жжения огня.
Впрочем, объяснение, что червь неумирающий знаменует внутреннее
мучение, есть только мнение частное и преимущественно при надлежит
западной Церкви. Православная Церковь признаёт червя - червём, не
пытаясь объяснить то, о чём сказано просто, без объяснения. Василий
Великий адского червя признаёт существующим действительно, а не
иносказательно, не мечтательно и отвлеченно. Иоанн Златоустый также
помещает червя в числе чувственных мук геенны.
Слова Писания о райском наслаждении и об адской муке следует
принимать просто и прямо, настаивает Тихон Задонский: «В мире
случающееся неблагополучие есть некая тень и образ будущего и вечного
неблагополучия. Тяжко здесь вмененным быти между злодеями, к злым
людям и безчестным причислиться; но далеко тяжче будет причтенным быть
дьяволу и злым ангелам его, и с ними заедино вменяться вечно. Тяжко
здесь у мучителя некоего под властию быть, и от него наругание,
посмеяние и всякое насилие и озлобление терпеть; но далеко тяжче будет у
сатаны, противника Божьего, быть во власти, и от него поручение,
посмеяние и озлобление терпеть вечно. Тяжко здесь биение, страдание,
болезнь, огневицу, лихорадку, зубную болезнь и расслабление тела
терпеть; но далеко тяжче будет терпеть вечно жжение огня гееннского,
болезнь лютую и несносную, скрежет зубов. Тяжко здесь в темнице сидеть,
лишаться света и никакого не чувствовать утешения: но далеко тяжче
сидеть в адской темнице и никогда света не видеть, и всего лишиться
утешения вечного. Тяжко здесь жажду терпеть и желать, но не иметь
прохлаждения; но тяжче будет вечно. Познавай же вечное страдание от
временного, и берегись, да не впадёшь в него. Ныне сходи умом в ад,
чтобы потом душой и телом не сойти. Помышляй об этом, сравнивай
временное страдание с вечным и прогонишь таковым размышлением, как
бичом, суету от сердца твоего».
«Те, - пишет Василий Великий, - которые делали зло, воскреснут на
поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление
соделанных ими грехов. И, может быть, страшнее тьмы и вечного огня
будет тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея
пред глазами следы греха, соделанного в плоти, подобно какой-то
невыводимой краске, навсегда оставшейся в памяти душ их».
По учению Самого Господа Иисуса Христа, геенну наследуют неверующие, некрещенные: «Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем»
(Ин. 3. 36). Как из веры вытекает покорность и послушание, так,
наоборот, из неверия - упорство и непослушание, упорное неверие -
погибель, и таковой неверующий не увидит жизни вечной. Один путь ко
спасению - вера в Искупителя; поэтому неверующие отходят в вечность
грешниками, состоящими под гневом Божьим, непримирёнными с Богом. И
гнев Божий пребывает на таковых грешниках. Здесь, на земле, солнце
светит и праведникам и грешникам, и дождь орошает и тех и других, и
самая благодать часто действует и через недостойных, так как мы,
например, освящаемся и от недостойных священников. Однако эти дела их
не оправдают, и они, будучи лукавыми, хотя бы, по свидетельству ап.
Павла, говорили и ангельскими языками, всё-таки пойдут во ад за своё
лукавое сердце. «Я никогда не знал (не любил) вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.
7, 23). В другом месте Господь Иисус Христос прямо учил, что жителями
геенны будут все немилосердные, как чуждые заповеданной им любви.
Геенну наследуют из крещенных - хулители Св. Духа, т.е. ожесточённые,
нераскаявшиеся грешники.
Отчаянная злоба составляет характер злых духов; лица их похожи на
безобразные лица злодеев и преступников между человеками. Этот характер
запечатлен на лицах погибших душ в геенне.
Если всё зло на земле, все бедствия, скорби, болезни, неудачи, обиды и
тому подобное есть только едва приметная тень будущего злого страдания
в первом периоде в геенне, то каково же должно быть бедствие
осуждённых в геенне второго периода? Подобного ничего не было ни на
земле, ни в самом наказании грешников в первый период.
О невыносимости такого наказания приведем рассказ Святогор-ца. Сколь
невыразимо мучительно пребывание в геенне, показывает пример одного
расслабленного, который, изнемогая в духе терпения, с воплем просил
Господа прекратить его страдальческую жизнь. «Хорошо, - сказал
явившийся больному ангел. - Господь соизволяет на твою молитву; Он
прекращает твою временную жизнь, только с условием: вместо одного года
страдания на земле, которыми каждый человек, как золото в огне,
очищается, согласен ли ты пробыть три часа в вечных мучениях? Испытай,
что значит вечные муки в геенне, куда идут все грешники; впрочем,
испытай их только в течение трёх часов, а после молитвами св. Церкви ты
будешь спасён». Страдалец задумался. Год страданий на земле - это
ужасное продолжение времени! «Согласен в геенну», - ответил он наконец
Ангелу. Ангел тихо поднял его страдальческую душу, и, заключивши её в
ад, удалился от страдальца со словами утешения: «Через три часа явлюсь
за тобой».
Мрак, теснота, неизъяснимые грешнические вопли, духи злобы в их
адском безобразии, всё это слилось для несчастного страдальца в
невыносимый страх и томление. Он всюду видел и слышал только страдания
и ни ползвука радости в необъятной бездне ада; одни лишь огненные
глаза демонов сверкали в преисподней тьме, и носились перед ним их
исполинские тени, готовые сдавить его, пожрать и сжечь своим гееннским
дыханием. Бедный страдалец затрепетал и закричал; но на его крик
отвечала только адская бездна своим замирающим вдали эхом. Ему казалось,
что целые века страданий протекли уже, с минуты на минуту ждал он к
себе светоносного ангела, но ангела не было. Наконец, страдалец
отчаялся в его возвращении и, скрежеща зубами, застонал, но никто не
внимал его воплям. Все грешники, томившиеся в бездне гееннской, были
заняты собой, своим собственным только мучением. И ужасные демоны в
адской радости издевались над мучениями грешников. Наконец, тихий свет
ангельской славы разлился над бездною. С райской улыбкой приступил
ангел к этому страдальцу и спросил: «Что, каково тебе, брат?» «Не думал
я, чтобы в устах ангельских могла быть ложь, - прошептал едва слышным,
прерывающимся от страданий голосом страдалец. - Ты обещался меня взять
отсюда через три часа, а между тем целые века протекли в моих
невыразимых страданиях». - «Помилуй, что за годы, что за века? -
кротко и с улыбкою отвечал ангел, - час только прошел со времени моего
отсутствия, и два часа ещё сидеть тебе здесь». «Как два часа? - в
испуге спросил-страдалец. - Два часа? А разве час только прошел? Ох!..
Не могу более терпеть; нет сил! Лучше на земле буду страдать годы и
века, даже до последнего дня, до самого пришествия Христова на суд,
только возьми меня отсюда. Пожалей меня!» - со стоном воззвал
заключавший, простирая руки к светлому ангелу, - и был возвращён на
землю.
http://pravpiter.ru/