Храм и цирк

0
383
Время на чтение 5 минут

На днях группа политических активистов пыталась провести "антипутинский молебен". Широко известный в узких кругах Роман Доброхотов со своими друзьями пришел на площадь перед Храмом Христа Спасителя, чтобы, как он говорил, "по всем канонам" провести "молитву" за "за изгнание бесов из страны". Эти слова говорят только о крайнем его невежестве в отношении церковных канонов - молитва в Церкви совершается "за", а не "против". Церковь не занимается черной магией, наведением сглаза и порчи. Церковь молится о "здравии, спасении и во всем благом поспешении", а не о причинении вреда кому-либо. Если бы у оппозиции существовал лидер, теоретически способный занять президентский пост - молится за него было бы вполне возможно. А вот молиться "против" - довольно странно.

Более того, святой Апостол Павел заповедует Церкви "совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. (1Тим.2:1-4)". Когда Церковь возносит молитвы "за" (а не "против") начальствующих, она просто и прямо следует слову Божию. Это - не что-то, что появилось позже, не "средневековое наслоение", не "наследие синодального периода" - это непосредственно Апостольская заповедь.

Православная Церковь не есть Церковь интеллигентская, или журналистская, или прогрессивно-общественная - Православная Церковь есть Церковь Апостольская, и именно Апостолам она и следует. Не желаете повиноваться Апостольскому слову? Дело ваше, но тогда не пытайтесь называть ваши действия "каноничными". Более того, само слово "Христиане" означает, в библейском контексте (Деян. 11:26) именно "ученики Апостолов". Оно не означает - и не может означать - людей, которые исполняют заповедь Апостола ровно наоборот.

Апостол Павел пишет свое послание, находясь под властью языческой Римской Империи, которая вовсе не была безгрешной вообще и дружественной к христианам в особенности. "Цари и начальствующие" могли быть вопиюще грешными людьми или даже прямыми гонителями Христиан - но Церковь, отражая благость Божию ко всему творению, возносила молитву и за них. Эта молитва не означает - и не означала никогда - согласия со всеми действиям начальствующих. Священники и молящиеся миряне - не шаманы, обеспечивающие "своим" поддержку "тайных сил". Молитва приносит страну, власти и воинства пред лицо Божие, прося, чтобы Он управил все, происходящее в нашей стране так, как это угодно Ему - а не самим по себе начальствующим и даже не нам, возносящим эти молитвы.

Молебны совершают православные люди - то есть люди, открыто разделяющие веру Церкви и участвующие в ее литургической практике. Люди, не разделяющие веры Церкви, совершать канонических молебнов не могут, потому что молебен есть исповедание веры, и именно Православной, он содержит вполне ясные вероисповедные утверждения, которые молящиеся произносят от своего имени. Если человек произносит от своего лица слова, в которые он откровенно не верит - это просто значит, что он не придает им ни малейшего значения, и просто не молится и не собирается молиться. Произнесение ряда канонических молитв человеком, который под ними не подписывается и не собирается - это никак не "каноничный молебен".

Когда политические активисты молятся "против" - это попытка именно шаманства, примитивной магии. Попытка эта выдает определенное, и весьма бедственное состояние умов. Верующий человек - хотя бы и настроенный к власти весьма критически - не станет участвовать в таком "молебне" как в неуместном и кощунственном. Атеист - не станет потому, что сочтет ниже своего достоинства притворяться молящимся.

Когда человек фиглярски пародирует молитву - он не является ни честным верующим, ни честным атеистом, его просто невозможно воспринимать всерьез. Если человек клоунствует в самых серьезных вопросах, которые есть, то что от него ожидать в вопросах менее серьезных - вопросах политики? Если даже слова молитвы, исходящие из его уст, откровенно и нескрываемо фальшивы, то каким его словам вообще можно верить? Такое впечатление, впрочем, что Доброхотов со товарищи просто не собираются заниматься политикой, стремиться к власти, решать стоящие перед обществом проблемы - все что им нужно, это попасть в новости с какой угодно нелепой и дурацкой клоунадой. Что же, у некоторых есть такая болезненная психологическая потребность - быть в центре скандала. И, обычно, быть в центре скандала им удается. Но это - единственное, что им удается в жизни.

Но происшедшее у Храма Христа Спасителя обнаружило и еще одну проблему - и, похоже, более серьезную. Фиглярство и хулиганство откровенных противников Церкви - дело людей внешних, пока Церкви чуждых. Их поведение, каким бы нелепым оно ни было, не бросает тени на Церковь. Гораздо серьезнее - реакция людей, которые выступают как бы в защиту Церкви, против либеральных фигляров. Мотивы этих православных активистов могут быть вполне искренними - вот только со стороны это производит впечатление скорее удручающее.

Когда православный активист (это видно на видеосьемке) начинает кропить водой (предположительно, святой) активиста либерального, тот лезет в драку, его вовремя перехватывают омоновцы, и, пока они ведут его в автобус, православный активист продолжает бежать за ними и брызгать на него водой, громко уверяя, что тот - бесноватый, это отнюдь не выглядит "благопристойно и чинно". Не желая никого обидеть, приходится заметить, что выглядит это как раз непристойно и бесчинно. Возникают недоуменные вопросы о том, что это за "священнодействие", можно ли мирянину по собственному своему почину кропить водой тех, кто явно не желает быть окропленным? Насколько церковна такая практика? Если это попытка экзорцизма, изгнания беса, то как вообще Церковь относится к действиям мирян, которые самочинно объявляют тех или иных людей бесноватыми и самочинно пытаются изгонять из них бесов?

Ее более огорчительными выгладят некоторые фотографии с места событий - православный активист держит за горло того же буйного либерального активиста, на каждой руке которого висит по омоновцу. Назидательно ли такое зрелище? Служит ли оно к славе святой Церкви и спасению душ? Боюсь, что нет.

Молодым людям бывает свойственна драчливость - "фа" дерется с "антифой", "пацаны с нашего раёна" с "соседскими", идеологические мотивы тут вторичны, первично то, о чем сказал поэт - "Будьте милостивы, братцы!/ Дайте чуточку подраться. /Распроклятый тот карась/Поносил меня вчерась /При честном при всем собранье/Неподобной разной бранью..." Найдутся желающие подраться и за "святое Православие" поразбивать носы либеральным карасям за неподобную их брань - только нужно ли это Церкви? Такое ли свидетельство о Православии мы хотим явить миру? Надо сказать и еще одну важную вещь - в уличных драках дело часто не кончается разбитыми носами. В них иногда убивают. Чей труп явится первым - "православного ерша" или "либерального карася" - сказать сложно. Можно сказать только то, что если противостояние будет приобретать физический характер, он обязательно будет. Нужен ли там труп у дверей Церкви? Очевидно, все мы согласны в том, что нет. А это значит, что любой православный активизм требует очень внимательного пастырского попечения.

http://www.radonezh.ru/analytic/16250.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06