Несколько дней назад по новостным лентам побежало сообщение: "Протоиерей Ипатий Барышкин, клирик Московской патриархии РПЦ назвал Патриарха Кирилла «лицемером», а прошедший накануне молебен в защиту поруганных святынь и церкви - «спектаклем для властей и прессы". Либеральные сетевые издания охотно перепечатали текст, появившийся впервые на ресурсе так называемых "суздальских раскольников". В нем "протоиерей" поносил не только Патриарха, но и вообще всех участников молебна - "лицемерное шоу лжемассовости и лжесоборности. Спектакль для властей и прессы. Заказные гуляния под иконами и крестами в плотном кольце из 14 000 омоновцев. Из сердец участников массовки уходят остатки веры (у большинства их уже и не было), а из душ организаторов - остатки совести".
Очень быстро выяснилось, что никакого "протоиерея Ипатия Барышкина" в "Московской патриархии РПЦ" никогда не было, и персонаж этот является чисто виртуальным; были даже высказаны правдоподобные предположения о том, чей именно это виртуал. Нимало не смутясь, редакция ресурса заявила о том, что у журналиста "есть право на псевдоним". Право на псевдоним, конечно, есть - но в данном случае мы имеем дело не с псевдонимом, а с обманом. Если я начну писать под псевдонимом "Иван Петров" - это будет именно псевдоним. Если "Иван Петров, Доктор Биологических Наук", или "Иван Петров, полковник ФСБ", или "Иван Петров, Епископ Римской Католической Церкви" - это будет именно обман, потому что ни тем, ни другим, ни третьим я не являюсь, и уверять читателя, что текст написан человеком с такими-то регалиями - значит вводить его в заблуждение. "Ипатий Барышкин" никакой не протоиерей Русской Православной Церкви, и подавать его в таком качестве - банальный обман.
Но сама эта ситуация говорит о многом. Человек, удалившийся в раскол, наносит рану Церкви; но самую страшную рану он наносит себе - и она болит. Как будто постоянно слыша обвиняющий голос, недавние раскольники большую часть времени тратят на самооправдание. В самом деле, вывести себя за пределы не только Русской Православной Церкви, но и за пределы всего мирового Православия, признанной и неотъемлемой частью которого она является - это то, что ничем невозможно оправдать. Отсюда и такая тяжелая надрывность в речах раскольников. Главная тема их проповеди - насколько ужасна Русская Православная Церковь и как хорошо, что они ее покинули. Любые упоминания о Христе, о Евангелии, о литургической жизни возникают лишь в контексте нападок на Церковь; любые ссылки на святых Отцов совершаются только в рамках рассуждения на тему "уж Отцы-то, мы точно знаем, не одобрили бы Московский Патриархат".
Целью жизни становится уже не служение Богу, не вечное спасение, а "как бы нам уязвить ненавистную РПЦ МП". Эта цель становится настолько одной, но пламенной страстью, что они готовы блокироваться с кем угодно - хоть с воинствующими безбожниками вроде Невзорова, хоть с Советом Атеистов Рунета, хоть с богохульствующими "художниками"; настолько всепоглощающей, что они уже готовы объявлять непечатную брань молебном и горячо поддерживать прямое хуление имени Божиего - лишь бы назло РПЦ.
В рамках этой печальной тенденции появление "Ипатия Барышкина, клирика Московской патриархии РПЦ" было предсказуемо.
У раскола есть своя неизбежная траектория. Сначала человек думает (или ему это внушают некие духовные силы), что в Церкви не осуществляется Евангельский идеал, и поэтому его нужно осуществить, уйдя из Церкви - в свою, истинную, чистую, непорочную общину, где этот идеал будет осуществлен, и наконец воссияет истинное Христианство. В Церкви идеалу мешают воссиять плохие люди - плохие Епископы, плохие священники, да и миряне какие-то неважнецкие. А вот если мы, хорошие и правильные христиане, все пронизанные евангельским светом, все начитанные в Отцах, все как один воздержанцы, постники, молитвенники, отделимся - то, конечно, воссияем великим воссиянием. На этом этапе человеку предлагают, все же, положительный идеал, обращаются к лучшим чувствам. Желаешь ли ты осуществления идеала? Скорбишь ли о том, что он не совершается в жизни других людей? Потом те же духовные силы подогревают враждебность к тем плохим людям, из-за которых идеал не осуществляется - вот, эти негодные Епископы, священники и миряне такие ужасные люди, так далекие от Христа, как нестерпимо находиться с ними в одной Церкви! Как невыносимо пятнать свою чистоту общением с ними! Сначала человек копит неприязнь внутри Церкви, потом уже открыто с ней порывает - и тут оказывается, что в отколовшихся сообществах никакого воссияния Евангельского идеала не происходит - напротив, их сотрясают скандалы, много худшие тех, из-за которых человек ушел из Церкви. Что тут остается делать? Можно - некоторые, надо сказать, так и поступают - признать свою ошибку, покаяться, вернуться в Церковь, которая всегда готова простить и принять. Но бывает, увы, и по-другому - раз не удается показать миру Евангельский идеал, будем уверять всех (и себя), что Церковь еще хуже - она настолько ужасна, что наше решение уйти из нее все равно оправдано. Похожее иногда бывает с эмигрантами - человек, который не смог прижиться на новом месте, ищет горького утешения в том, что он, хотя бы, выбрался из этой ужасной России, и пестует в себе глубокою неприязнь к ее людям, языку, культуре, истории, с радостью подхватывает все, что только можно сказать о России плохого. И вот постепенно всякое помышление об идеале затухает, а остается только ненависть к "РПЦ МП", которая подчиняет себе все остальное. И речь уже не идет о враждебности к иерархам, или "структуре" - ненавистны уже простые верующие, как те, кто собрались на молебен 22 числа, именно о них говориться "из сердец участников массовки уходят остатки веры (у большинства их уже и не было)".
Популярность этого текста - перепечатанного и сайтом "Эхо Москвы" и "НьюсРу", и многими другими ресурсами, говорит о, скажем мягко, неосторожности многих журналистов в обращении с информацией. Перед тем, как давать шапки типа "священник РПЦ назвал Патриарха так-то и так-то" стоило бы выяснить, священник ли это. Более того, уже напечатав это материал, вполне можно его опровергнуть задним числом - мол, выяснилось, что такого протоиерея в Церкви нет. Увы, готовность некоторых СМИ распространять утки, лишь бы они были достаточно антицерковными, была заметна и раньше.
С антиклерикальными блоггерами дела обстоит также предсказуемо - они активно бросились перепечатывать этот текст, не задавая никаких вопросов о его подлинности, и, конечно, и не подумали потом размещать никаких опровержений. Более того, его продолжали перепечатывать - и активно на него ссылаться - когда обман вскрылся.
Что же, будем иметь это все в виду, когда полетят очередные утки. Но хочется напомнить и о другом - совершив тяжелые грехи и ошибки, не обязательно на них настаивать. В грехе можно покаяться, из раскола можно вернуться. Маска призрачного протоиерея покаяться не может - на то она и маска - а вот живой человек, который скрыт за ней, может прийти в Церковь с покаянием - и его примут.