Я бы назвал этот день историческим. Запомним его: 22 апреля 2012 г., в неслучайное Фомино воскресение, завершающее Светлую пасхальную седмицу, православный русский народ вышел по всем городам к кафедральным соборам на молитвенное стояние за отчую веру. Такого мы не видывали на нашем веку и не слыхивали. На Волхонке у главного собора страны, Храма Христа Спасителя, собрались люди разных сословий и возрастов, многие пришли семьями, с детьми, приехали из Подмосковья, из далеких приходов, из Беларуси и Украины.
Просто настали такие времена. Тревожные. События последних недель, осквернение православных святынь в восьми храмах нашей Церкви, словно по отмашке прошедшее чуть ли не по всей России - в Москве, Краснодаре, Хабаровске, Невинномысске, Великом Устюге, - стали очень болезненным уколом в сердца православных русских людей, а потому они откликнулись на призыв Церкви консолидироваться и выступить в общем молитвенном предстоянии: помолиться о душах осквернителей, об их вразумлении, а также о спасении Отечества. Ибо в год 400-летия победы над Смутой мы снова видим признаки смутных времен, узнаем повсеместные черты действия врага, напоминающие картины накануне бездны, которую поэт Лермонтов когда-то предрек в своих пророческих строках: «Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет...», а поэт-футурист Хлебников предвосхитил в поэме, назвав «Некто 1917».Русский мыслитель Василий Розанов сказал: «Церковь есть не только корень русской культуры... она есть и вершина русской культуры». Эту во многом верную мысль хочется усилить: не только корень культуры, но корень русского человека как такового. Вне Церкви, вне веры, вне святынь русский человек становится чаще всего (не скажу, что стопроцентно) скотиной. Ограничусь Достоевским: «Русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может... вникните в православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации. ...В судьбах настоящих и в судьбах будущих православного христианства, - в том и заключена вся идея народа русского, в том его служение Христу и жажда подвига за Христа. Жажда эта истинная, великая и не переставаемая в народе нашем с древнейших времен, непрестанная, может быть, никогда, - и это чрезвычайно важный факт в характеристике народа нашего и государства нашего... Народ русский в огромном большинстве своем - православен и живет идеей православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею отчетливо и научно».
И вот важное, к теме нашей заметки: «Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного». Тут в самый раз отсыл к Достоевскому завершить его суждением о том, что русский человек без Бога - дрянь.На эти поразительные и глубокие суждения нашего классика ответила страшная безбожная русская реальность ХХ века. И вот реплика из начала третьего тысячелетия по Рождестве Христовом. «Во время «перестройки» наша страна рухнула в ад, - пишет блогер А. Гончаров. - Она попала туда не как Христос Пантократор, а как грешник, продавший свое первородство за гамбургер и чипсы. Россия не взошла на Голгофу, а впрыгнула на вершину Вавилонской башни, стоящей на дне последнего круга геенны. Хотели мы достать головой и руками до потребительских небес - дотянулись лишь до первой ступеньки католического чистилища. А отсюда ни Христа, ни Александра Матросова не видать, только мелькают перед глазами розовые штаны «пуссек» и белые «болотные» ленточки, привязанные к бамперу BMW».
Образно, страстно, сильно сказано, с упоминанием последних реалий нашей жизни, в частности дикой, кощунственной акции молодых женщин 21 февраля с.г. пред алтарем Храма Христа Спасителя. Добавим сюда также иные факты: в ночь на 12 апреля злоумышленники облили бензином и подожгли входную дверь храма Дмитрия Солунского в Краснодаре. В Ростовской области в канун Пасхи вандалы разрисовали черной краской стены часовни в поселке Каменоломни, построенной в память о погибших в Афганистане, Чечне и при аварии на Чернобыльской АЭС.
«Я чуть не заплакала, когда на минуту представила, что же будет творится в душах осквернителей, когда к ним придет осознание того, что они сделали! - восклицает в Фэйсбуке Наталья Солнцева. - Спаси Господи нас от бесов, заставляющих людей сходить с ума настолько, чтобы поднять руку на святое. Спаси Господи их души, прости и помилуй, ибо не ведают, что творят!»
Святитель Игнатий Брянчанинов еще в первой половине XIX в. говорил, что нравственное падение предшествует падению государства. Мы знаем свою историю и понимаем страшную правоту святителя. Собственно, осквернения святынь, состоявшиеся в последнее время, как раз всячески подтверждают мысль Достоевского о «дряни».
Но! 22 апреля после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя на северной паперти кафедрального собора при неописуемом стечении православного люда (по уточненным данным МВД, собралось 65 тыс. человек) было совершено молебное пение в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени.
Перед началом молебна из храма были вынесены святыни - ковчег с частицей Ризы Господней и Гвоздем от Креста Господня, а также святыни, подвергшиеся осквернению и специально к этому дню доставленные с севера и юга страны: поклонный крест Крест-распятие высотой 3,5 метра, изрезанный 20 марта в Покровском кафедральном соборе г. Невинномысска Ставропольского края, 5 из 30 икон, порубленных топором 6 марта в храме Прокопия Праведного г. Великого Устюга Вологодской области и Казанский образ Божией Матери из великоустюжского храма Георгия Победоносца, простреленный в начале 1920-х.
«Сию пострадавшую святыню мне довелось ныне нести и держать...» - делится настоятель храма преподобного Серафима Саровского при Московском психоневрологическом интернате №16 протоиерей Константин Кобелев.Крестным ходом святыни были обнесены вокруг собора, после чего к собравшимся с Первосвятительским словом обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Приведем несколько цитат из выступления Предстоятеля нашей Церкви, подчеркнувшего, что совсем особым образом Евангельская история Иисуса Христа отобразилась в жизни нашего народа в XX веке, «превзойдя все примеры кровавого уничтожения наследия Христова. Нигде, никогда, ни в одной стране не было сделано то, что было сделано у нас. Для того чтобы исторгнуть саму память, убивали священников, монахов, монахинь, верующих людей, взрывали храмы - мы знаем, что произошло и на этом месте. Кто же может доказать, что вся эта грандиозная борьба, требовавшая огромных сил - интеллектуальных, административных, военных, финансовых, - ведется против мифа? Никакой это не миф - это главный нерв истории».
Очень важные слова сказал Патриарх о наших святынях, игравших и играющих важнейшую, спасительную роль в истории России: «Святыня есть материальный образ присутствия Божиего Царства в человеческой истории - так она всегда и воспринималась религиозным сознанием людей. И потому перед святынями поклонялись в самые тяжелые моменты истории и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Суворов, и Кутузов, и Нахимов, и маршал Жуков. Все они преклонялись пред святынями в судьбоносные моменты истории как перед знаками присутствия неба на земле - Божиего Царства; и Господь слышал молитву и великих, и неизвестных, и приклонял милость к нашему Отечеству».
Много было восклицаний о молебном стоянии, в том числе, как ни странно, даже в среде православной: а зачем проводить этот молебен, зачем нужны такие усилия? Кое-кто говорил даже, что лично его это стояние «не вдохновляет». Мол, что тяжело православному в мире нынешнем - так это и должно так быть, и странно ожидать другого, и готовиться надо к еще худшему. А один православный брат пишет мне в личном послании: «Посмотрел выступление Патриарха на молебном стоянии и очередной раз расстроился. Мы в шоке. Сколько металла в голосе... Что это, новый крестовый поход? Гражданская война? А что если завтра выйдут помолиться за свою веру мусульмане?!! Ох, как печально...»Решимость последней прямоты в голосе Патриарха принимается недалекими умами за металл. Но серебро слова - тоже ведь металл. А сегодня Русская церковь, ее святыни подверглись беспрецедентной для новейших времен атаке гонителей (в консолидированности последней, выглядящей как действия по отмашке, многие обоснованно усматривают руководство из единого центра), атаке, несопоставимой с тем, что было в прошлом. Мы вступили в какую-то новую полосу духовной истории.
Патриарх объясняет тем, кому невнятен смысл состоявшегося исторического «фомина предстояния»: «Что мы с вами, мои дорогие, делаем здесь сегодня, собравшись в таком множестве? Мы с вами пришли не на митинг - Церковь не проводит митингов; у нас нет никаких плакатов, у нас хоругви, иконы. Мы пришли для того, чтобы помолиться Богу о стране нашей, о народе ее, чтобы больше никогда и ни при каких условиях не был взорван Храм Христа Спасителя, не были осквернены наши святыни, не была изолгана наша история, не был извращен наш дух и наша нравственная сила. Мы никому не угрожаем, мы не демонстрируем свою силу - сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9). Но никто не может запретить нам в судьбоносные моменты истории - а сегодня мы переживаем такой момент - собраться вместе на молитвенное стояние.
У слова «стояние» есть общий корень с другим словом - «предстояние». Так вот, мы собрались для того, чтобы предстоять Богу, чтобы молиться об Отечестве нашем, о народе нашем, о молодежи нашей, чтобы Господь оградил ее от диавольских искушений, соблазнов, внушений, на которые уже оказался когда-то таким падким наш народ, погубивший и страну, и сам себя. Мы будем молиться о процветании великой страны нашей, исторической Руси, общего духовного пространства от Черного моря до Белого, от Балтийского моря до Тихого океана. Но сегодня - наша особая молитва о России, чтобы Господь приклонил к нам Свою милость, дал нам возможность с миром в душе, с радостью в сердце идти навстречу будущему, памятуя о том, что Господь с нами».
Это было грандиозное событие - единое общерусское молитвенное стояние, отозвавшееся могучим объединительным эхом в сердцах православных. В этом смысле кощунственные акты, можно сказать, способствовали новому русскому религиозному единению. На нашу правоту указывают те раздражение, брюзжание, а порой стон и вой, прозвучавшие как накануне, так и после стояния - в стане оппонентов Русской Церкви, как внутри страны, так и, конечно же, за ее пределами, в разных давно знакомых вражеских «голосах», «дождях» и прочих русофобских вещателях.
Тщетно, господа хорошие, хоронить Православие, которое вы вслед за Бжезинским видите (справедливо!) последним оплотом Русского Мира. Православный человек знает, что святыни - есть, что релятивизма и вседозволенности быть не может. Поскольку есть Абсолют, есть Бог, есть Божий Суд.
По окончании молебна Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Я благословляю никогда и ни при каких обстоятельствах не реставрировать эти иконы. Пусть знаки, нанесенные на них, постоянно напоминают нам о невидимой брани, которую каждый христианин должен вести, в первую очередь, с самим собой, со своими грехами, утверждая мир и правду Божию в окружающем нас мире. Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь».
Сбережение веры требует порой усилий больших, чем просто молитва. Молитвенное стояние состоялось по всем епархиям, во всех кафедральных соборах России , и не тольков них.
Вот - фото из Дивеева. Мы видим верующих, выходящих крестным ходом из Троицкого собора, где покоятся честные мощи преп. Серафима Саровского.
А накануне по стране прокатились авто-мотопробеги в поддержку Патриарха и Церкви. В субботу вечером в Москве около 500 автомобилей и мотоциклов провели на Садовом кольце акцию под лозунгом «За патриарха, за Церковь, за Родину!». Колонна машин была украшена флагами и воздушными шарами с пасхальной надписью: «Христос Воскрес!»,«Россия навсегда». Перед началом акции на проспекте Сахарова выступили ее организаторы. Представитель Конгресса русских общин Ф. Бирюков подчеркнул, что цель автопробега - показать, что «существует не только протестное движение хулителей Веры, но есть и патриотический вектор в гражданском обществе».
Колонна автомобилей и мотоциклов выделялась из потока автотранспорта наличием воздушных шариков, флагов, лент, плакатов, имперских флагов. Экипажи Православных Хоругвеносцев везли красивые хоругви.
Писатель и фотограф Ю. Извеков прислал нам эксклюзивные фото автопробега из Улан-Удэ.
Православная церковь и история России - наша основа, наш культурный код, наша опора в тяжкой ситуации, это те фундаментальные плиты, которые положены в основу будущего страны и наших детей. На современные вызовы единству нашей Церкви, нашим фундаментальным основам, на осквернение святынь мы должны ответить духовной и организационной консолидацией....22 апреля 2012 г. православная Россия стала другой. Если несколько месяцев назад она взяла в руки пояски, освященные на Поясе Богородицы, то теперь она ими воистину препоясалась.
«Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!»
Христос Воскресе!
________Фото - http://www.pravmir.ru/moleben-u-xrama-xrista-spasitelya-41-foto/; http://www.patriarchia.ru/db/text/2177938.html; diveevoo.livejournal.com/111482.html
http://rusedin.ru/2012/04/28/vstan-za-veru-russkaya-zemlya-2/