«Я показывал миру воров и проституток ... которые стремились
попасть в церковь. Но церковь их отталкивала. Потому что паства не
хотела принимать в храмах падших», - говорил пастору Шлагу агент Клаус в
«17 мгновениях весны». Клаус был провокатор, но упрек верный: в Церкви
есть темы-табу, едва услышав о которых, православные прячут голову в
песок. Одна из них - гомосексуализм: этот грех распространяется все
шире, но ни священники, ни миряне обычно не знают, как можно помочь его
жертвам. И часто предпочитают просто закрыть перед ними двери храмов.
Путь к свободе
Православная Церковь свидетельствует: гомосексуализм - смертный грех, который требует покаяния и исправления. «А мы такими родились, нам в этом каяться - как будто в цвете глаз», - заявляют геи. Ученые до сих пор не знают точно, так ли это, но, в любом случае, спор о врожденности гомосексуализма только уводит от сути - может ли человек захотеть измениться и может ли он измениться, захотев. А ведь такие примеры есть - даже среди многолетних геев. Так, Шарлин Котран, в течение 30 лет - один из лидеров гомосексуального движения Америки, издатель журнала для лесбиянок, в 2006 году неожиданно для всех решила порвать с прошлым. Журнал она не закрыла, но теперь статьи в нем посвящены тому, чтобы «привести этих людей к свободе, то есть к избавлению от гомосексуальности». Похожая история произошла с бывшим главным редактором журнала «Молодые геи Америки» Майклом Глатцем: «Расставание с гомосексуальностью было самым прекрасным событием в моей жизни. Я почувствовал свободу», - говорит теперь он.Этот путь повторяют многие геи (точные цифры назвать непросто - из-за необъективности исследователей, интимности вопроса и размытости критериев сложно даже точно сказать, сколько всего на свете гомосексуалистов, данные колеблются от 1 до 10%). Американский психиатр Роберт Шпитцер в 2001-м завершил исследование группы бывших гомосексуалистов, утверждавших, что они смогли исцелиться. Он подтвердил исцеление 66% опрошенных мужчин и 44% женщин. Это можно считать значительным результатом, учитывая факт, что именно этот ученый стоял у истоков легализации гомосексуализма в Западном обществе, в 1973-м возглавив группу специалистов, исключившую его из американского перечня психических расстройств и, таким образом, заподозрить его в сочувствии и подыгрывании сторонникам излечимости геев сложно.
Битва за детей
Жена жалуется: «До моего мужа так трудно достучаться! У него нет
эмоционального контакта ни со мной, ни с детьми!» «Это из-за того, что
она всем заправляет!» - парирует муж. «Как же иначе, если ты ничего не
делаешь?! Ты палец о палец не ударишь, вот я и вынуждена брать
инициативу в свои руки!» Ситуация, знакомая многим супругам, не правда
ли? Клинический психолог, президент Американской национальной ассоциации
по исследованию и терапии гомосексуальности Джозеф Николоси уверен, что
у такой семьи есть серьезный риск вырастить из сыновей
гомосексуалистов. Об этом он пишет в соавторстве с супругой в книге
«Предотвращение гомосексуальности. Пособие для родителей» (М. : Класс,
2008). Там приводится множество историй от первого лица - геев и их
родителей. «Детство Джимми совпало с трудным периодом в моей жизни, -
рассказывает отец подростка-пациента Николоси. - Брак трещал по швам,
неприятности на работе. Я не хотел забивать себе голову тем, как
построить отношения с сыном». Увы, мамы часто неосознанно рады таким
отношениям мужчин в семье: «Сын любил меня и всегда хотел быть рядом.
Мое Эго взмывало ввысь, когда он предпочитал меня отцу, - а такое бывало
постоянно», - вспоминает одна из них. Также в зоне риска сыновья
контролирующих, жестких и несправедливых отцов. Николоси уверен:
гармоничные отношения в семьях, построенные на традиционном
распределении ролей, - лучшая профилактика гомосексуализма. И
резюмирует: «Отцы, не позволяйте сыновьям отвергать вас,
восстанавливайте отношения, даже если считаете, что в конфликте правы
вы, а не сын».Самым рискованным, по Николоси, является возраст от двух до четырех лет. Москвичка Ирина, «вытащившая» свою дочь из лесбийских отношений, указывает и на другой опасный период - подростковый. « Есть стадия взросления, - объясняет она, - когда подростку легче любить похожее на него, а не противоположное. Одни дети как-то ее проскакивают, а некоторые - задерживаются. Девочкам в мое время влюбиться в учительницу или в подружку было обычным делом. И если бы нам тогда показали гей-парад и сказали: то, что с вами происходит, просто отлично, оставайтесь всегда такими, - вот тогда бы мозги у нас очень сильно повернулись.
Сейчас, наслушавшись пропаганды, насмотревшись на всякие группы типа «Бутч» (хорошо, что Елена Погребижская участвует в благотворительности, но своим имиджем она, увы, подпитывает моду на извращения), мальчики и девочки пробуют начать такую же жизнь - а вырваться из этого потом не все могут. Начинается все с субкультуры, какой-то внешней атрибутики, но за этим следуют наркотики, алкоголь, суициды, а главное - отторжение от нормального общества. Потому что, если родители узнают, что их ребенок как-то связан с этим, они срываются, могут сдать его в психушку, запереть дома, - но любое насилие у подростка усиливает протестное поведение, он вылезет в окно и уйдет. И его примут - найдутся желающие. Иногда родители начинают бойкот, не общаются с ним. А на самом деле, чем больше мы будем нормально и с любовью общаться с таким подростком, тем больше у него шансов, что он не попадет в гей-среду. Ричард Коэн , психолог, много лет занимающийся этой проблемой, сам в прошлом гей, всем родителям, которые к нему обращаются, говорит, что это - битва любви. Потому что весь этот эпатаж - всегда от дефицита любви и понимания. И мой духовник сказал мне: я не знаю как, но твоя задача - сохранить отношения. Уже теперь моя дочь как-то призналась, что не смогла тогда перешагнуть через любовь. Много раз она была готова уйти к своим «подругам», и ей требовалось только одно - повод хлопнуть дверью. От родителей требуется такого повода не предоставить».
В результате Ирине удалось остаться для дочери «значимым взрослым» - человеком, чья любовь - и любовь к которому - оказалась для подростка важнее лесбийской «любви».
Но любовь здесь не равна толерантности. «Ребенок должен знать ваше отношение к его греху, - уверена Ирина, - нельзя допустить, чтобы он привел домой сожителя, в таких случаях надо ставить вопрос твердо: хочешь жить так - живи в другом месте. Но даже уходящий из дома подросток-гей должен понимать, что его любят и всегда примут обратно. Это как раз тот случай, когда легко, ненавидя грех, любить грешника, ведь грешник - ваш собственный ребенок». Ирине приходилось принимать дома подруг дочери из лесби-тусовки. «Я их не гнала, говорила с ними, - вспоминает она. - Я не вставала на табуретку и не начинала морализаторскую проповедь. Но тем не менее это было своего рода миссионерство, ведь, возможно, это был для них единственный шанс пообщаться с христианином».
В церковь вход воспрещен?
Апостол Павел, упомянув мужеложцев среди грешников, не наследующих
Царства Божия, резюмирует: «И такими были некоторые из вас; но омылись,
но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и
Духом Бога нашего» (1 Кор. 6: 11). И Шарлин Котран, и Майкл Глатц
порвали с гомосексуализмом, обратившись к Богу.«Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку», - отмечает Социальная концепция РПЦ (ХII. 9) и призывает клириков относиться к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, с пастырской ответственностью. Но в России геи или родители гея, придя в церковь, очень редко встречают людей, готовых оказать духовную поддержку.
«Смотрю на вашу затею с пессимизмом, - первое, что написала нам на просьбу об интервью Ирина. - Опыт публичных бесед (особенно с духовенством) тому причина. Они как слышат про гомосексуализм, сразу кричат - содомия!!! И дальше - стенка. Редко даже дослушивают. Но до содомии надо дойти! Есть же период, когда человек как-то пытается с этим бороться.
Моя дочь, воспитанная с детства в православных традициях, когда все это произошло, приходила в церковную лавку, чтобы понять точку зрения Церкви, брала разные книжки, и везде было написано: это грех, это кошмар. А как выбраться, написано не было. И она решила, что теперь двери церкви перед ней закрыты».
«Из пастырской практики могу сказать, что обращаются с такой проблемой немногие, и конечно, они испытывают чрезвычайную стыдливость. От пастыря в таком случае требуется особенная деликатность, пришедшего нельзя как-то ранить, оттолкнуть. И конечно, людей осуждать нельзя», - говорит кандидат богословских наук игумен Тихон (Иршенко), автор монографии «Причины девиантного поведения человека в свете православного учения о смысле и цели жизни» (Владивосток, 2009).
Духовное лекарство
В святоотеческой литературе можно найти немало упоминаний о
гомосексуализме и способах борьбы с ним. «Меня смущают помыслы блуда и
говорят мне, чтобы я беседовал с братом, к которому чувствую влечение,
когда его вижу», - жалуется некий монах прп. Варсанофию. «Брат! И я в
юности моей бывал искушаем бесом блуда и трудился, подвизаясь против
таких помыслов, противореча им и не соглашаясь с ними, но представляя
себе пред глазами вечные муки. Пять лет поступал я так ежедневно, и Бог
облегчил меня от сих помыслов», - отвечает старец, ничуть не смущаясь
темой.«Гомосексуалист вполне может восстановиться с помощью опытного пастыря, посредством регулярной исповеди, чтения Священного Писания. Нельзя беседовать с помыслами, надо избегать обстоятельств, которые могут возбудить воспоминания о прошлом», - говорит о. Тихон (Иршенко). Первое, чем Церковь может помочь гомосексуалисту, это объяснить, откуда в них эти чувства, которые они часто считают естественными, тогда как это - страсть, развивающаяся общим для всех страстей путем: п омысел, внушаемый духами злобы, - прилог - сочетание - пленение - страсть - греховное действие - порок (привычное греховное действие) . « Преодолеть этот порок можно через любовь к Богу, покаяние, отсечение помыслов, молитву, пост, дела милосердия, терпение скорбей с благодарностью Творцу, как и любой грех и порок», - пишет о.Тихон в своей книге и напоминает: как алкоголизм никогда не исчезнет полностью и у бывшего алкоголика возможны срывы, как диабетик должен бороться со своей болезнью всю жизнь, так и у гомосексуалиста блудная страсть может то затухать, то возвращаться, и бороться с нею придется постоянно.
Преодоление-Х
В рунете действует сайт «Преодоление-Х», посвященный вопросам исцеления от гомосексуализма, он создан усилиями группы волонтеров - в основном людей, также преодолевших свои проблемы с полом. На сайте размещаются материалы о возможности изменить свою ориентацию, ответы на часто задаваемые вопросы («Я прервал все контакты с гей-миром, но мои влечения никуда не исчезли. Может, это безнадежно?», «Как найти понимающего и ответственного священника? Бывают ли ситуации, что священник реагировал неправильно?» и т. п.), истории тех, кому это удалось (в том числе самих посетителей сайта), действует форум. На сайт, созданный христианами разных деноминаций, за советом и поддержкой (а иногда и чтобы поспорить) заходят и атеисты, и даже мусульмане, некоторые молодые люди воцерковляются в процессе общения. На форуме зарегистрированы два священника РПЦ МП, которым можно задавать вопросы. А редакция даже подготовила методичку « Пастырское попечение о лицах с влечением к своему полу ». В документе сказано: «Как правило, верующие считают, что гомосексуалы находятся где-то за оградой церкви, собираются в гей-клубах, а в церковь заходят незаметно, разве что по праздникам. Однако опыт нашего сайта убеждает в том, что во многих церковных общинах есть люди, которые борются с влечением к своему полу. Если численность прихода превышает 50 человек, мы можем ожидать встретить в нем хотя бы одного человека с подобными проблемами. Этих людей не видно, они боятся признаться даже на исповеди в своих влечениях... Хотелось бы надеяться, что наши духовные школы обратят внимание на данный вопрос и в их программу будут введены психологические дисциплины, в особенности психология развития личности и основы клинической психологии, будут разработаны курсы, объединяющие основы православной аскетики с современными знаниями по психологии».Михаил АГАФОНОВ
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10030&article=2219