В центре столицы
Пасхальный вечер, как уже бывало, совпал с рядовым днем рождения (не юбилеем!) Аллы Пугачевой, но федеральный эфир снова был кощунственно отдан ей. Особенно отличилась «Россия 1»: «Фактор А», потом «С днем рождения, Алла», наконец, «Юбилейный концерт Аллы Пугачевой». Всё по десятому кругу с надоевшими пошлыми откровениями и старческими заигрываниями. Кстати, многие зрители, наверное, не помнят, что уже при Горбачеве именно концертом Пугачевой - любимицей Раисы Максимовны в 24 часа отвлекали русских людей от похода на крестный ход! Казалось бы, православие стало официозной религией, но снова на Пасху мучают сплошной пугачевщиной в галкинском обрамлении! Или в России ничего не меняется?
На следующий день возмущение телевизионной политикой прозвучало и в выступлениях участников пленума кинематографистов в разваливающемся Доме кино. Было принято Обращение к новому-старому президенту Путину: «Отступать некуда. Позади - великие история и культура, практически не востребованные новым поколением россиян. Впереди - без всякого преувеличения катастрофа страны, не способной ни интеллектуально, ни культурно, ни демографически отвечать вызовам современного мира. Мира, который не простит нам безволия, скудоумия, слабости и растерянности.
С горечью следует констатировать, что народ, породивший Пушкина, Толстого, Достоевского, скатился к первобытно низменному целеполаганию: рви, хватай, тяни на себя, падающего подтолкни, на упавшего наступи.
Безграмотность, усугубленная введением ЕГЭ в средних школах, нравственное одичание, полная потеря духовных ориентиров, культ эгоизма и наживы любой ценой, равнодушие к родной земле, забвение традиций и отсутствие того, что называется «укладом жизни», деградация отношений между мужчиной и женщиной, а, следовательно, обесценивание семьи, - все это ставит Россию на грань небытия.
Ситуация усугубляется тем, что перечисленные болезни разъедают и культурную элиту нынешнего российского общества. Телеканалы, интернет и печатные СМИ становятся инструментами массового развращения. Средства массовой информации все чаще проводят спланированные кампании по дискредитации национальных авторитетов и уничижению тех самых «базовых ценностей». Государство полностью освободило себя от функции общественного воспитания. Само слово «воспитание» приобрело оттенок дурновкусия - как нечто безнадежно устаревшее и не актуальное для новой российской жизни.
Современное отечественное искусство, как правило, деструктивно - оно не только не вызывает у человека чувства любви к своей родине, ближним и дальним, но в принципе убивает желание жить, работать и растить детей в России.
Люди перестали смотреть отечественное кино, потому что оно унижает их достоинство. Люди стараются защитить своих детей от вредоносного влияния электронных и печатных СМИ. Общество все больше атомизируется, распадается на отдельных индивидуумов, не связанных между собой едиными интересами, целями, задачами. Так продолжаться не может. Отечество в опасности!
Мы, представители кинематографического сообщества России, обращаемся к вновь избранному президенту Российской Федерации с настоятельным призывом РАЗРАБОТАТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СТРАТЕГИЮ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ.
Необходимо возродить воспитание как краеугольный камень образовательного процесса и прекратить, наконец, считать образование сферой услуг. Необходимо усилить культурную, гуманитарную составляющую школьной программы, ввести новые предметы и факультативы - в частности, «100 лучших книг и 100 лучших фильмов России и мира», всемерно способствовать преподаванию основ традиционных религий России».
Но вместо реализации прямого высказывания кандидата в президенты о создании списка в 100 книг - новый закидон уходящего министра Фурсенко. С 1-го сентября 2012 года вводится странный многочасовой курс. Согласно договоренности министра образования РФ Андрея Фурсенко и его израильского коллеги Гидеона Саара, в программу школьных курсов истории вводятся особые и немалые часы, посвященные изучению «холокоста», а в Единый Государственный экзамен по истории - десять вопросов по наиважнейшей, выходит, теме. Вводятся одновременно с «Основами религиозных культур». Зачем это? Ведь тема «холокоста» раскрыта в действующих учебниках. (Алексашкина Л.Н. «Новейшая история» для 9 класса стр. 128-130, Улунян А.А. «Новейшая история» для 11 класса стр. 146, Загладин Н.В. и др. «История России. XX - начало XXI века» для 11 класса стр. 260-261 и много где еще). Сверх того об уничтожении евреев на оккупированных территориях СССР говорится отдельно в ряде учебников в главах про Великую Отечественную войну. Но здесь неслучайна оговорка: «одновременно с «Основами религиозных культур»...
Тайная суть в том, что понятие «холокоста» на Западе уже давно приобрело именно культовое, религиозное значение. Как отрицание искупительной жертвы Христа в средневековой Европе влекло за собой уголовное наказание (вплоть до смертной казни), так в постхристианской Европе отрицание «холокоста» (или даже научно обоснованное, а не условное, преувеличенное число его жертв) карается уголовным наказанием и реальным тюремным сроком. Более того, в полном соответствие духу «новой религии» современные еврейские богословы уже не обинуясь утверждают, что «жертва холокоста отменяет жертву Христа».
Насильственное приобщение российских школьников к антихристианскому контексту происходит при самой действенной поддержке фонда «Холокост» во главе с бывшим депутатом Думы от гайдаровского «Демвыбора России» и нынешним членом Общественной палаты Аллой Гербер, которая известна ещё и борьбой с «русским фашизмом». Именно фондом Гербер и фурсенковской Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в целях усугубления преподавания этой темы для директоров школ, завучей и учителей разработана специальная программа «Уроки по теме Холокоста. Путь к толерантности». Программа рассчитана на 72 часа. Когда же тут русскую классику да историю изучать!? И что характерно, либеральная общественность, ещё совсем недавно бурно протестовавшая против внедрения в школы «Основ православной культуры» (вспомним хотя бы гневные программы Познера!), теперь удовлетворенно помалкивает. Молчит, как ни прискорбно, и православная церковь, которая неуклюже и неумно отвечает на все нападки и прямые кощунственные действия, но тут прямой угрозы - не видит. Странная слепота!
Вот как отреагировали на подобное сообщения в Гайдпарке:
309 - 13% - 70 часов изучения холокоста для правнуков солдат, открывших ворота концлагерей, это очень много .
147 - 6% - Много не изучено еще в трагедии русского народа .
160 - 7% - Надо увеличить часы изучения холокоста .
1428 - 62% - Надо увеличить часы на изучение трагедии русского народа .
Фурсенко не слушает большинство русского народа, а идёт на поводу у 7% народа «россиянского»! Неужели не ясна политика? А кинематографисты продолжают гвоздить: «Первоочередной задачей является экспертиза школьных учебников по истории - граждане единой страны не должны получать диаметрально противоположные знания об одних и тех же исторических событиях. Мы убеждены, что те средства массовой информации, которые цинично зарабатывают деньги на пропаганде порока, не могут быть поощряемы государством - какой бы политической линии они ни придерживались. Мы настаиваем: дальнейшая деятельность отечественных СМИ невозможна и губительна без введения профессионального нравственного кодекса. Такие кодексы существуют в старейших и авторитетнейших СМИ Европы».
Ну, и у нас существуют - целых два, поскольку Московская журналистская организация не входит в Союз журналистов России. Во как - у них своя хартия! Секретарь СЖ Игорь Яковенко объясняет кинодеятелям: «Такой документ существует. Причем давно - с 1994 года (вскоре после расстрела Верховного Совета и принятия «танковой конституции» - А.Б.). Кодекс профессиональной этики российского журналиста принят Всероссийским конгрессом журналистов. Принципиальное отличие норм саморегулирования от закона заключается в том, что закон спускается сверху, а норма саморегулирования рождается в самой корпорации. Кодекс, принятый в 1994 году, - плод работы журналистского сообщества. А хартия, о которой зашла речь, берет исток в Общественной палате. Ее проект в журналистской среде не обсуждался, никто не знает, что там предлагается. Кроме того, создание такой хартии посредством Общественной палаты противоречит Софийской декларации ЮНЕСКО. В ней четко сказано, что нормы саморегулирования должны разрабатываться исключительно самими журналистами». Исключительно самими - ясно, борцы за нравственность?
«Мы не призываем к введению цензуры, - оправдываются журналисты, - однако считаем жизненно важной поддержку талантливых социально значимых и патриотически направленных проектов во всех сферах культуры и искусства.
Уважаемый господин избранный президент!
У нас общая тревога о завтрашнем дне России и действовать нам следует сообща. Рабочая группа по созданию Государственной стратегии в области культуры, воспитания и образования должна приступить к работе как можно скорее. Только тогда наша общая тревога сможет переродиться в общую, одну на всех надежду».
Какие надежды можно возлагать на Путина, сказавшего раз и навсегда, что он за всеохватную конкуренцию хоть с Голливудом, хоть с кем, что он против вмешательства в программную политику ТВ? - совершенно не ясно. Когда кинематографисты на своем пресловутом съезде, добивавшем Сергея Бондарчука и других корифеев, призвали Бориса Ельцина разрушить Советский Союз и его структуры, включая культуру - они могли надеяться на скорый отклик. А созидать, выстраивать - желающих не видно...
Кстати и сами кинодеятели не подали примера. Тем же вечером 16 апреля в Кремлевском дворце съездов прошёл пышный вечер «Наше кино. 1812 год». Режиссеры-ветераны и постаревшие замечательные актеры вспоминали старые картины. Это была не столько дань памяти, сколько панихида по славе советского кино. Оказывается, ничего к 200-летней годовщине Бородинского сражения не снято, не сделано, даже не задумано! На пленуме все выступающие твердили про деньги, программы с финансированием. Но позвольте, мы читали и видели по ТВ, как премьер Путин приехал во ВГИК, мял тальк, озвучивая скрип снега, и обещал Никите Михалкову большие деньги на развитие кино. Финансирование разделилось: документальное и учебное кино финансируется через Минкульт, а художественные фильмы - через несколько блатных («успешных») продюсерских центров. Так? Почему же не было запланировано ни одного фильма, документального или художественного, простите за выражение? Куда ушло бабло? Почему даже для вечера в Кремле нельзя было выучить новые стихи, кроме хрестоматийного лермонтовского «Бородино»? Заказать хоть бы новую гусарскую песню для поющего актера на стихи Дениса Давыдова? Ведь так было в «Эскадроне гусар летучих» младшего Ростоцкого. На открытие тематического вечера вышел Сергей Шакуров и спел... про дорогу и друзей без объявления авторов, как водится в киношной среде. Он теперь сам песни пишет? Потом звучала песня «Жил-был Анри четвёртый», потом вышла Лариса Голубкина - незабвенная Шурочка из «Гусарской баллады» и спела мужские куплеты «с петухами» - «Давным-давно» под кадры, где эту песню блистательно поёт Владимир Трошин. Что это, как не творческое угасание? Эльдар Рязанов явился пространно поведать в очередной раз, в какой ужасной стране довелось ему творить, как мешали ему патриотические дураки, как Фурцева запретила фильм «Гусарская баллада», который с триумфом прошёл почему-то по всей стране (48 млн. посмотрело!): «Меня топтали патриотические дураки, патриотические идиоты!». Одна лишь загадка мучила меня в зале, где было много молодежи, студентов нашего МГУКИ: почему к 150-летию Бородинского сражения был снят дорогой фильм «Гусарская баллада» с батальными сценами, а к 200-летию - выжженная пустыня? А главное, почему при дурацких либералах и при идиотических космополитах Рязанов может снимать лишь такую бездарщину, как «Старые клячи» со звездным составом актрис?
И тут на сцене были настоящие звезды - от Инны Макаровой до Ирины Скобцевой, которая кратко и достойно рассказала, как французы встречали киноэпопею «Война и мир». Она снималась Бондарчуком почти семь лет и имела самый большой бюджет - 18 млн. рублей. По тогдашнему курсу (вполне, реальному, кстати) - 11 млн. долларов. Взгляните на доходы олигархов, некоторых членов правительства и особенно их жён - жалкая сумма получается на создание грандиозного обладателя премии «Оскар»! Ну, не хочет никто этим сегодня под распил бабла заниматься с благословения из соседних зданий Кремля, как прежде - Советская власть. Неужели не ясно? Не нужно им это, а всё, включая новую пугачёвщину - вполне устраивает!
Александр Бобров