В ожидании торжества

0
148
Время на чтение 7 минут
Наверное, люди верующие согласятся - первую в жизни Пасху забыть невозможно. Это тот момент, когда после долгих или не очень лет жизни будто бы в подземелье небо вдруг отверзается, и ты выходишь на свет. Два рассказа, которые мы публикуем сегодня, построены на историях реальных людей, совсем не похожих друг на друга. Первому автору повезло - он оказался воцерковлен практически с ранних лет. Для него его первая Пасха - это ностальгия теперь уже взрослого человека по ушедшему детству и тому особому чувству безмятежного, радостного покоя, которое так хорошо знакомо детям и которое почему-то так трудно воскресить в себе в зрелом возрасте. Для второго автора Пасха стала, напротив, моментом вступления в новую, взрослую жизнь, построенную на деятельной помощи ближним. Публикуем эти живые, полные искренних чувств воспоминания с тем, чтобы в самые тяжелые дни Великого поста еще больше укрепиться в вере и хотя бы мысленно приблизить свое сознание к тому, что ждет нас впереди.

«И камышей на болоте тоже не было...»

Как бы я хотел вновь оказаться на той замечательной лавке, под иконой святителя Николая


  Моя первая Пасха случилась лет тому назад двенадцать. Кладбищенская церковь на вершине холма встречала неизменным ветром и приветливыми огнями из окон. Идти до нее приходилось от автобусной остановки километра четыре: по шаткому железному мостику через поросшее камышом болото, через какую-то мусорку средь чистого поля, через узкие проулки окраинной деревни городского типа, вдоль бетонного кладбищенского забора. Идти не торопясь, потому что воздух весенних вечеров был так свеж и приятен, что спокойная прогулка доставляла чуть ли не такое же удовольствие, как стояние на службе. Древние паломники, наверное, были очень правы, отправляясь в дальние монастыри на поклонение святыням пешком и в одиночестве - то, что они созерцательно приобретали в длинных пеших путешествиях, современные православные туристы на автобусах познать просто не в состоянии.

  Само пасхальное богослужение запомнилось достаточно поверхностно - мне было лет тринадцать, и ближе ко второму часу ночи железные ступени винтовой лестницы на второй этаж, где располагался клирос, казались мягче пуховой перины. Детей было не много - человек пять, и мы жались друг к другу на этих ступенях, в «мертвой зоне», откуда из храма нас уже не было видно, но зато нам-то как раз открывался прекрасный обзор и на солею, и на алтарь, так что для борьбы с усталостью оставались хоть какие-то стимулы. Потом были длинные лавки в трапезной, шумные поздравления, «сто фронтовых грамм» кагора, как называл их сторож Виктор, какие-то рассказы из монастырской жизни и местные приходские байки. И самое главное - была еще чья-то телогрейка, которую можно было замечательнейшим образом постелить на лавке в храме, прямо под иконой святителя Николая, завернуться в нее и ненадолго, часика на три, заснуть до утренней Литургии - что я, собственно, и сделал с нескрываемым удовольствием.

  А после Литургии мне, кажется, впервые доверили первое церковное послушание: «втихаря» снимать с подсвечников те свечи, которые погорели чуть дольше пяти минут. Поскольку храм был кладбищенский, а русские люди привыкли вопреки всем церковным канонам «навещать» своих усопших именно в этот день, то спрос на свечи примерно на порядок превышал то «предложение», которое могли обеспечить наши пять с половиной подсвечников. Собранные свечи, успевшие уже немного погореть, собирались в коробки, а потом, на протяжении, наверное, нескольких недель непрерывно дожигались перед иконами сторожами и уборщицами - настолько огромным было их количество. А в те короткие промежутки между приходами привозящих богомольцев автобусов я сидел вместе со сторожем и двумя пономарями и общался, общался, общался. О чем - даже уже и не вспомнить. Вроде бы было там и о царе Николае, и о Богородице, хранящей Русскую землю, и о том, что регент Наташка вконец разленилась, поскольку перед песнопениями уже даже и тон хору не задает...

  ...Сколько потом было у меня этих пасхальных служб, даже, наверное, все и не упомнить. На следующий год я был уже полноправным пономарем, только в другом храме, и там я натурально свалился с амвона, заснув в процессе раздувания кадила (перед Пасхой у меня была еще и богатая событиями Страстная седмица, из-за которой мне даже пришлось не без удовольствия прогулять парочку школьных уроков). Потом - семинария, диаконство, священство... Кажется, по мере всё более и более глубокой моей «интеграции» в церковную жизнь из праздника уходило что-то едва заметное, нечто скорее субъективное, чем имеющее место быть на самом деле, но все-таки уходило. Последняя «запомнившаяся» мне Пасха - это когда я, еще диаконом, поехал после второй утренней Литургии со знакомым иеромонахом в деревню, помогать служить молебен и освящать куличи с яйцами. Те полчаса, что мы ехали в машине и могли пообщаться никуда не торопясь - это был такой же праздник души, как то мое детское «паломничество» к кладбищенскому храму сквозь камыши и тихие пригородные улочки наедине со своими мыслями... Общение... Искреннее, неторопливое и доброе общение... В суете современной жизни, не только светской, но и, увы, церковной, этому роду человеческой деятельности отводится так мало, катастрофически мало времени, что человеческое сердце всё чаще и чаще сковывается какою-то каменною тоской, а радость от жизни становится скорее умозрительной, чем реально ощутимой...

  Потом было священство, переезд в провинцию, было много радостей и печалей, и духовных, и сугубо человеческих. Были еще пасхальные службы и застолья... Много чего было. Не было только той телогрейки, заботливо расстеленной на лавке под иконою святителя Николая сторожем Витей, не было и самого этого Вити. Камышей не было на болоте. Не было того иеромонаха. Да и детства моего беззаботного тоже уже не было...
 
Священник N

«Это похоже  на экстренную реанимацию...»

Помогая ощутить пасхальную радость другим, я почувствовала, как расширяется и реанимируется мое собственное сердце


  Я крестилась накануне Благовещения, примерно за три недели до Пасхи, и потому, как в евангельской притче о работниках, успела в одиннадцатый час присоединиться к постящимся и молящимся...

  Это первый мой пост, первые покаянные службы, первое литургическое осмысление евангельских событий. Явление Архангела Божией Матери, Вход Господень в Иерусалим, Страстная седмица - всё это в свои 18 лет я переживаю впервые, с чистого листа, отдаваясь новым впечатлениям полностью и безвозвратно. Может быть, поэтому мой первый праздник Светлого Христова Воскресения воспринимается тоже как откровение, как послание свыше, адресованное лично мне, - с любовью и заботой.

  Уже за несколько дней до Пасхи всё в моей жизни проникнуто напряженным ожиданием праздника. Яйца покрашены, по квартире витает приятный запах тяжелых домашних куличей. Темные наряды храма сменились на белоснежные, которые сегодня же сменятся на красные с золотом... Конечно, немного волнуюсь: смогу ли выстоять ночную службу? Не станет ли мне плохо с моим хлипким здоровьем? Как обидно было бы разомлеть в тепле под монотонное чтение, плюхнуться мешком на скамейку и проспать свою первую Пасху...

  Однако с первых же мгновений, когда густую тьму рассекают сверкающие хоругви, когда весь честной народ подхватывает «Воскресение Твое, Христе Спасе...», мой сон куда-то улетучивается. Меня вдруг накрывает волна какой-то неожиданной, беспричинной радости. Кажется, сама ночь отступает перед хлынувшим через окна и двери светом, перед сиянием праздничных облачений, сопровождаемых широкой вереницей свечей и разноцветных фонариков. И даже воздух будто искрится от света глаз, когда заходится чуть хрипловатым переливом старый надтреснутый колокол и навстречу ему ввысь несется стройное многоголосие: «И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити...».

  Помню первое «Христос воскресе!», ползущие вверх уголки губ молодого священника, который изо всех сил пытается сохранить серьезность, но у него это никак не выходит. Помню дружное, звонкое, ликующее «воистину», как оно пронзает высоту, как я набираю полную грудь воздуха, чтобы крикнуть громче всех, как оглядываюсь по сторонам, ловя, удерживая, запоминая сияющие взгляды и улыбки прихожан...

  Монотонного великопостного чтения нет, как нет больше скорби и сокрушения прошедших дней. Вокруг всё время поют, кричат, кадят - кажется, дай волю, и весь храм пустился бы в пляс. «Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси...». Я стою счастливая, опьяненная этим радостным безумием, и хочется только одного: чтобы оно никогда не кончалось.
 
Торжество Жизни, торжество веры, торжество Любви, торжество Воскресения. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?». Я не успеваю понять, когда кончается служба и начинаются поздравления. Все христосуются, сжимая друг друга в объятиях так крепко, как будто вкладывая в них свою душу. Я выношу из храма увесистый пакет со множеством крашеных яиц, куличей и незамысловатых гостинцев.

  Делиться радостью - это так естественно, так хорошо. И мы, почти не успевая отдохнуть, спешим поделиться ею с теми, кто в этом городе лишен тепла и заботы близких. В шесть утра нас уже ждет машина с подарками, собранными для сиротского приюта и дома инвалидов.

Сначала приют - заходим в торжественно украшенный зал, наполненный детьми, поем тропарь и кондак Воскресению. Смотрим, как дети разбирают игрушки и конфеты, с любопытством поглядывая на нас, с жадностью ловим их восхищенные взгляды и улыбки. Здесь наша функция невелика - в приюте много верующих воспитателей, которые смогут рассказать им о празднике.
  А мы спешим дальше, туда, где мы нужнее - в дом инвалидов. В обитель дурно пахнущих смятых простыней и никому не нужных стариков. Меня взяли сюда впервые, и я не знаю, как себя вести. Боюсь сделать что-то не так, растерянно оглядываюсь на друзей. Заходим в одну из палат, моя подруга наклоняется к первой попавшейся бабушке. Неужели обнимает? «Христос воскресе!». По сморщенному лицу текут слезы. «Воистину, воистину», - шепчут дрожащие бледные губы. Теперь моя очередь. Кто-то кивает трясущейся головой, кто-то лежит, отвернувшись к облупленной стенке, кто-то смотрит пустым, остановившимся взглядом, кто-то безразлично достает из подарка конфету и отправляет в рот. Но мы целуем, обнимаем, целуем, обнимаем - без передышки. Мне приходит мысль, что все это похоже на какую-то экстренную реанимацию. Мы торопимся вдохнуть в них, омертвевших от холода и одиночества, всё то тепло, которое получили в эту ночь. Вы нужны, вы не забыты, потому что есть Бог, Который помнит о вас...

  И по мере того, как мы переходим из палаты в палату, я чувствую, как реанимируется и расширяется мое собственное сердце, до краев переполняясь живительной теплотой. Казалось бы, мы, спавшие от силы два часа, должны уже валиться с ног и чувствовать раздражение, но происходят странные, необъяснимые никакими человеческими факторами вещи: радость никуда не исчезает, не истощается, не выдыхается.

  И я вдруг понимаю, что Пасха - это нечто большее, чем храм. Служба закончилась, а праздник продолжается. И будет продолжаться всегда, потому что настоящая радость - она неотлучно с нами, неизменно рядом, она не зависит ни от чего временного, она вечна, как и Сам ее Источник - Бог. Всё в этом мире пройдет, всё сотрется с лица земли, и даже, как сказано в Откровении, бездонное небо совьется как свиток, а пасхальная радость не кончится никогда. Радость воскресения мертвых и жизни будущего века...

Надежда ПОРХУН

http://www.vzsar.ru/special/2012/04/05/v_ozhidanii_torzhestva_.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06