Великий Четверг - день рождения Церкви: именно в этот день Господь установил таинство святого Причащения (Евхаристии), которое соединяет всех христиан в одно Тело Христово.
Как родители и дети, в которых течет их кровь, не чужие друг другу, так и мы, причащаясь одних Тела и Крови Христовых, становимся своими Богу.
В день Страстного Четверга Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причащения), омовение Им ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.
Особое
значение имеет литургия Великого Четверга, поскольку именно на Тайной
Вечери господь заповедал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк
22:19). В этот день всякий православный человек, кроме катастрофической
невозможности, старается причаститься с благодарностью Богу за все
совершенное Им ради нашего спасения и в твердом намерении не
уподобляться предателю Иуде. Нельзя не причащаться, ведь именно сегодня
Христос говорит о Своей Крови: «Пийте от нея вси» (Мф 26:27).
На Тайной Вечере Господь предсказал также предательство Иуды и отречение Петра.
На
утрене этого дня (служится обычно накануне вечером) есть примечательная
особенность: поется тропарь «Егда славнии ученицы на умовении вечери
просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся...»
В связи с этим тропарем следует вспомнить, что Церковь и вся
святоотеческая традиция не видит в предательстве Иуды психологических
глубин и богоборчества, о которых говорят писатели Нового времени.
Богослужение называет Иуду рабом и льстецом, то есть обманщиком,
называет причину его поступка - сребролюбие. Страсть настолько овладела
им, что изменила его видение мира, и ради удовлетворения страсти в малом
человек стал способен на страшный поступок. Он предал Господа, с
Которым ходил три с половиной года Его общественного служения,
свидетелем чудес Которого был.
Это напоминание всем христианам: в злодействе нет красоты, есть только гнусная порабощенность, привязанность к страсти.
На литургии Великого Четверга вместо Херувимской Песни поется: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими...», и то же самое - после причащения, вместо «Да исполнятся уста наша...» Мы не просто вспоминаем событие, произошедшее почти две тысячи лет назад в Сионской горнице, мы сами входим туда, причащаясь Плоти и Крови Спасителя.
В этот день в кафедральных соборах бывает также чин умовения ног по образу, преподанному Спасителем. Воспроизводится даже диалог Христа с апостолом Петром, который отказывался от принятия такой чести от Господа.