Если бы мы не помнили, что через три дня Пасха…

Великий пост 
0
387
Время на чтение 6 минут

Это самая трудная и самая удивительная седмица в году... День за днем, за шагом шаг приближается христианин вместе с Господом своим к великому и страшному часу окончания земного подвига Спасителя. Каждый из этих дней связан с определенными евангельскими событиями, имеет свой духовный смысл и по большому счету неповторим - потому что мы сами каждый год разные и по-разному переживаем и ощущаем эти дни...

...Еще вот только-только мы праздновали торжественный и величественный Вход Господень в Иерусалим, освящали трогательные, мохнатые веточки вербы, и уже наступает вечер - и мы входим в пространство Страстной, наступает Великий Понедельник. И мы, придя после утреннего торжества в погрузившийся снова в полумрак храм, слышим: «Се, мы восходим во Иерусалим...» Слышим о том, что на вольную страсть и смерть грядет от славы входа Своего во Святый Град Господь, и получаем такое страшное и такое вожделенное для верного христианского сердца приглашение: последовать за Ним и сораспяться Ему.

И тут же мысленному взору нашему предстает - и в чтении евангельском, и в стихирах службы Понедельника - образ смоковницы, проклятой за бесплодие свое (см.: Мф. 21, 18-22; Мк. 11, 12-14). И волей-неволей вспоминаем: начинается пост, и мы полны сил и решимости. Решимости изменить свою такую неправильную, такую совсем не христианскую жизнь. А сейчас пост уже закончился, осталась лишь подводящая под ним и под постническим деланием нашим черту Страстная седмица. И если от смоковницы потребовал плода Господь во время, которое не было порой собирания смокв, то для нас­то сейчас именно эта пора и есть - пора принести Создателю плод покаяния и исправления. Принесен ли он? И если да, то достойный ли это плод?..

И так хочется ответить этому невидимому вопрошающему - собственной совести, так хочется перед ней оправдаться... Жизнь столь сложна, вся состоит из искушений; они следуют одно за другим, а порой наваливаются и все разом. Как им противостоять, разве в человеческих это силах? И новый образ перед нами - праведный Иосиф, искушаемый женой Потифара (см.: Быт. 39, 1-20). Непоколебимый в своей добродетели, мудрости и чистоте. И Сохранивший его от искушения сохраняет и от последствий коварной клеветы из уст разочарованной, дышащей уже ненавистью, а не любовью женщины.

А Великий Вторник напоминает притчей о десяти девах (см.: Мф. 25, 1-13) главное условие, без соблюдения которого никак не избежать преткновения; нерадение об этом условии часто губит совсем. Речь о бодрствовании, внимании к себе, своему внутреннему миру, душевному состоянию, помыслам, чувствам, а вместе с тем и к тому, что окружает нас. Жених душ наших, Христос, грядет в полуночи нашей жизни, и блажен тот, кого обрящет Он бдящим, бодрствующим и молящимся. И блажен, кто таковым же обрящется в час испытания и искушения. Не бодрствовали над своей душой враги Христа, книжники и фарисеи, начальники народа иудейского, и враг свил в их душах себе гнездо, и не заметили они, ревнители Закона, как предали смерти Самого Законодателя. Не бодрствовали в страшный для них час ученики Христовы, и оказались подобны овцам, рассеявшимся, как только поражен был их Пастырь (см.: Мф. 26, 56). Лишь Господь бодрствовал и молился, всем подавая пример...

Каждый из нас имеет данный ему от Господа талант: кто какие-то особые дары, умения, кто - дивные качества душевные, а все в общем - еще более дивный дар бытия. И если говорить обо всем этом применительно к притче о девах, столь разных и по устроению, и по участи своей, то что может быть большим юродством (в худшем смысле этого слова), как не то, чтобы похоронить все это, зарыть в землю, то есть - использовать лишь для себя, ради своей корысти, своей потребы. Забыть о главном вопросе: зачем Ты, Господи, дал мне это, чего хотел и ждал Ты от меня, наделяя Своими щедрыми дарованиями? Так и не поделиться ни с кем своим «личным», никому не уделить от «своего», ни разу в жизни от сердца так и не сказать Богу: «Твоя от Твоих Тебе приносяще...» А высшая мудрость - отдавать имеющееся у нас и себя самих Богу и людям без остатка и всю жизнь не уставать поражаться этому чуду: как отданное, истощенное восполняется и умножается?

Великая Среда... Что трогательней этой истории - о жене-грешнице, пришедшей послужить Христу, возливая драгоценное миро на Его главу (см.: Лк. 7, 36-50) и тем самым как бы приготовляя ко всему последующему - смерти и погребению. Что происходило в ее душе? Поставившая себя своей жизнью вне закона и отчасти вне общества, она идет с этим алавастровым сосудом мира, не зная, будет ли принята ее жертва, не окажется ли она отвергнута своей последней в этом мире надеждой. Почему идет? - Потому, очевидно, что невыносима ей уже ее собственная жизнь, в которой грех следует за грехом, падение за падением. И не ведает она, как выбраться из этого круга, как разомкнуть его. Но только услышала о Том, Кто отпускает измученных на свободу (Лк. 4, 18) жизни честной и праведной, и бросилась к Нему со всех ног. Все, что было в ее сердце в эти мгновения, выражено, кажется самым удивительным образом в стихире этого дня, принадлежащей перу инокини Кассианы: «... Душеспасче Спасе мой, да мя, Твою рабу, не презриши, Иже безмерную имеяй милость».

И тут же - возмущение Иуды по поводу напрасной «гибели мира»: сколько нищих можно было бы на эти деньги накормить! Но не о нищих печется он, а о себе. Потому что вор, и денежный ящик, находившийся в его распоряжении, сам возобладал над его душой (см.: Ин. 12, 2-11). Поэтому и не увидел он чуда... А что иное это, как не чудо? Эта женщина так пеклась о своем материальном благополучии, что ради него не стыдилась торговать и собой, и вдруг решилась потратить целое состояние на эти благовония. Истощить в одно мгновение нажитое пусть неправедным, но долгим «трудом».

И совершается предательство, самое страшное и - одновременно - самое безумное. Ученик предает Учителя, обрекает на смерть собственную и всеобщую Жизнь. За деньги, ради какой-то корысти, ради тех же тридцати сребреников? - Нет. Он просто мстит за обманутые ожидания, за то, что не тем оказался Господь, за кого он был готов Его принять, не земным властителем, дающим своим служителям и друзьям богатство и власть, а Другом мытарей и блудниц, Кем-то, Чье Царство не от мира сего.

Приходит время Тайной вечери, наступает Великий Четверг. И мы уже не мысленно, а реально оказываемся в горнице, где возлежат Христос и Его ученики. Об этом просим, об этом умоляем и этого по неизреченной милости Божией сподобляемся: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...» И, причастившись Тела и Крови Христовых, надеясь, что не в суд и осуждение будет нам этот незаслуженный дар, невольно задумываемся о двух учениках - Иуде и Петре. Один предал, но и другой - отрекся... И оба были причастниками дивной Вечери. И оба клялись в верности. Но один погиб страшно и постыдно, а другой, обратившись, сам стал для многих и многих душ - от той поры и доныне - наставником ко спасению. Предавший предал осознанно, а отрекшийся отрекся по немощи... Но немощь, оплаканная и возненавиденная, была прощена. И ощутила душа Петрова силы быть не просто верным впредь, но верным и до самой лютой, мучительной смерти.

Великий Пяток. День, наполненный болью и страданием. День торжества беззакония и вместе с тем - Божественной любви, мудрости и праведности. Кто может это до конца вместить и понять? Бог умаляется, смиряется настолько, что предается в руки сотворенных Им, принимает от них то, чем они готовы воздать Ему за Его любовь. И они воздают... «За манну желчь, за воду оцет... за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвоздисте...» (Утреня Великого Пятка, Антифон 12, гл. 8)

И мы стоим в храме, перед Распятием, в который уже раз - растерянные и оглушенные тем, что слышим и отчасти видим, тем, что наполняет в это время наш ум и уязвляет болью сердце. Болью - потому что не можем не сострадать «Краснейшему добротой паче всех сынов человеческих» (Акафист Страстям Христовым, икос 2). И снова болью - потому что понимаем: не какие-то абстрактные, неизвестно какие и чьи грехи вознесли Его на Крест, а наши, такие известные, такие - до боли же - знакомые...

...И не знаю - выдержали бы мы это время, это собственное уже страдание и скорбь, если бы не помнили о том, что через три дня воскреснет Господь и Воскресением Своим победит грех и смерть и все то, что мучает и убивает нас и чего мы без Него победить не в силах. Если бы не помнили мы, что через три дня - Пасха...

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60166&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Великий пост
«Душеполезную совершивши Четыредесятницу»
Слово в пятницу 6 седмицы Великого поста
26.04.2024
О добре человеческом и познании себя
Четверток 6-й седмицы Великого Поста
24.04.2024
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
26.04.2024 09:12
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44