...В марте 1962 года советские СМИ, словно по команде, подводили итоги «успешного и досрочного освоения» целинных и залежных земель на юге Урала, Западной Сибири и более чем на трети территории Казахстана. Вовсю освещались рекордные темпы распашки этих земель и, якобы, «сверхрекордные» урожаи, которые «навсегда решили зерновую проблему в нашей стране». Но, естественно, за кадром этих фанфар оставались, да и сегодня остаются катастрофические, причем бессрочные последствия этой кампании.
Главным же ее результатом, согласно «закрытым» исследованиям и
архивным документам, было то, что сельское хозяйство и пищевые отрасли
большинства регионов РСФСР, особенно Российского Нечерноземья и
Центрально-Черноземного региона России, были обречены на хронический
кризис. Главное следствие которого - ликвидация (под видом сселения...)
так называемых «неперспективных деревень». Подчеркнем - русских деревень
РСФСР. Похоже, это и было основной сверхзадачей хрущевской
агрополитики?..
"Сельское хозяйство - это моя слабость" (Н.С. Хрущёв)
Напомним, что главный акцент на повышении продуктивности сельского хозяйства во второй половине 1940-х-начале 1950-х был сделан именно на Европейском регионе СССР. В то время как, например, Средняя Азия, включая Казахстан, рассматривались, с учетом их экономической истории и агроспециализации, - в качестве вспомогательных зерновых баз СССР. Поэтому 20 октября 1948 г. было принято постановление Совета министров СССР и ЦК партии «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР».В соответствии с этим документом предстояло в 1948-1965 гг. создать лесополосы общей протяженностью около 5400 км, чтобы навсегда преградить дорогу суховеям и эрозии сельхозпочв на площади 120 миллионов гектаров, равной территориям Великобритании, Франции, Италии, Бельгии и Нидерландов вместе взятых. Центральное место в этом плане занимали полезащитное лесоразведение и орошение, причем с максимальным использованием (а не осушением...) водоресурсов лесных территорий - т.е. озёр, болот и т.п.). А затем, в 1963-1969 гг., то же планировалось в ряде районов Казахстана и других среднеазиатских республик.
Только за 1948-1953 годы, благодаря реализации упомянутого плана, в Европейском регионе СССР продуктивность сельхозрастениеводства повысилась почти на треть, а животноводства (включая домашнее птицеводство) - на четверть; продуктивность же сельхозпочв увеличилась в том же регионе примерно на 40%. В то же самое время объем почвенной эрозии сократился в этом регионе более чем на 20%.
...Увы, никто достоверно еще не подсчитал людских и материальных потерь в ходе «сверхскоростной» распашки целины. Проводившейся в условиях, которые с большой натяжкой можно считать человеческими. Зато национальный состав работавших на целине был таким: русские - около 75%, белорусы и украинцы - только 15% (в целом), представители других народов - чуть более 10%. Причем в общем числе «русских целинников» доля присланных из европейского региона РСФСР превышала 70%. А, например, в объеме направленной на целину сельхозтехники то, что было туда направлено из того же российского региона, - свыше 60%. По другим регионам СССР эти показатели были куда меньше.
Таким образом, были обескровлены сельское хозяйство и пищевые отрасли именно русских территорий Европейской России РСФСР.
Упомянутые факторы, хотя весьма лаконично, но упоминались в «послехрущевских» документах: «...освоение целины породило ряд очень серьезных проблем. Во-первых, оно обошлось стране дороже, чем могло бы обойтись при должной предварительной подготовке. Освоение началось при полном отсутствии инфраструктуры (дороги, зернохранилища, ремонтная база, кадры, жилье для них и их семей медицинское обеспечение, культурный досуг и т.п.). Случалось даже, что из-за отсутствия элеваторов собранное зерно гнило на полях. Чтобы покрыть недостаток кадров, сюда в авральном порядке посылали студентов и рабочих, наспех обученных профессии механизатора. Это обусловило высокую себестоимость целинного хлеба.
Во-вторых, освоение шло форсированными темпами, ценой напряжения всех материальных ресурсов страны. Вся селхозтехника, производимая в стране, направлялась в 55-59 гг. сугубо в целинные районы, что неизбежно консервировало и усугубляло отсталость и застой сельского хозяйства в остальной - большей части страны. В-третьих, процветали авралы и штурмовщина, не принимались во внимание природные условия степей, не были разработаны щадящие способы обработки почв. В результате нарушения экологического равновесия и эрозии почв, урожайность здесь была крайне низкой. Только в Казахстане около 35% пахотных земель были разрушены эрозией. Настоящей бедой в этих районах стали пыльные бури. С середины 1960-х годов свыше четверти освоенных под зерновые земель в Сибири и Казахстане вновь были переведены на пастбища...» («Документы и материалы Пленума ЦК КПСС, март 1965 г.». М.ДСП, 1965 г.).
А вот мнение Д.Т. Шепилова, изгнанного Хрущевым из президиума ЦК в 1957-м, а в 1962 г. - из партии:
«...на сентябрьском Пленуме ЦК в 1953 г. Хрущев ставит задачу увеличения продукции путем интенсификации сельского хозяйства, путем повышения урожайности полей и продуктивности животноводства: «Брать с каждого гектара земли, с каждого гектара пашни больше зерна, хлопка, овощей, мяса, молока, фруктов...». Проходит несколько месяцев, и нежданно-негаданно для всех задача интенсификации сельского хозяйства практически снимается. Старые, высокопродуктивные сельскохозяйственные экономические районы (Украина, Северный Кавказ, Центрально-Черноземные области, Поволжье, Сибирь, Урал и др.) надолго становятся пасынками. Распашка целинных и залежных земель Казахстана, Сибири, Урала и других пустынных районов - вот, по Хрущеву, ключ к решению всех проблем создания в стране обилия сельскохозяйственных продуктов.
...Но надо было изучить почвенно-климатические данные в соответствующих зонах; средние многолетние данные по урожайности в очагах земледелия в этих, или сходных, условиях; транспортные связи и возможности. Оценить, какие типы севооборотов могли бы быть пригодны в каждой зоне. Произвести экспертные расчеты экономической эффективности ведения земледелия и животноводства в каждой зоне: затраты, доходы.
На этой основе можно было решить: в каких районах, в каком объеме, в какие сроки, какими техническими и агротехническими средствами можно осуществить это мероприятие, если оно сулит быть экономически эффективным. Но нет.
...Вот он поехал, к примеру, в Казахстан (1953 г.). О своей поездке и своих впечатлениях он красочно рассказывал так:
- Вот я был в Казахстане. Едешь по ковыльной степи - океан. А какая земля! Подъедешь к оврагу, и вот тебе - весь почвенный разрез виден. На 2-3 аршина плодородный слой. И такая земля «прогуливает»! Ведь это преступление, да тут миллиарды под ногами! Да только один Казахстан не то что страну - всю Европу зерном засыпать может!
И вот, уже с февраля 1954 г. (именно в канун посевной компании в РСФСР и других регионах страны!.. - Прим. А.Ч.) бесконечные караваны с тракторами, прицепами, людьми двинулись в безлюдные казахские степи осваивать целину. Мужественные и самоотверженные советские люди, в том числе героическая советская молодежь, шли на всё. Не было жилья, - укрывались в палатках. Не было налажено питание и водоснабжение. Стоически переносили всё это....
Крупнейшие недостатки этой гигантской кампании коренились не в людях, не в их отношении к своему гражданскому долгу, а в стратегическом замысле всей кампании и способах её осуществления.
А ведь старые сельскохозяйственные районы были основными поставщиками продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Они таили в себе огромные возможности роста сельскохозяйственной продукции. Плодородные почвы, благоприятный климат, опытные кадры, достаточные ресурсы рабочей силы, хорошие транспортные связи, сложившиеся севообороты и системы земледелия в целом, накопленный опыт ведения крупного социалистического сельского хозяйства - всё это давало этим районам огромные преимущества. Но целина заслонила их начисто.
...Сталин заявил на заседании президиума ЦК в январе 1953 года: «Я предупреждаю, что последний раз подписываю годовой план с расширением посевных площадей. Надо идти по пути интенсификации сельского хозяйства. Надо с меньших площадей брать больше продукции».
Но Хрущев опрокинул эти программные установки партии. Более того - он их высмеял: Туркменский канал (почти 500-километровый оросительный канал Амударья-Каспий на юге Туркмении. - Прим. А.Ч.)... Защитные лесные полосы от моря до моря... Севообороты... Ведь это надо же - сколько лет мы топчемся, как кот вокруг горячей каши, вокруг всего этого, и этих севооборотов. А толку что?
Отныне взят был курс на экстенсивное развитие сельского хозяйства. И этот курс проводился на протяжении всего «великого десятилетия», да и позже. Несколько лет после начала освоения Целина - даже при огромнейших потерях - давала зерно, но это было снятием пенок с земли. Но дальше начало происходить то, что должно было произойти: отсутствие севооборотов, пренебрежение элементарными правилами агротехники, посев зерна по зерну обусловили разрушение структуры почвы. На миллионах и миллионах гектаров бывших целинных площадей появилась и начала разрастаться с устрашающей быстротой эрозия почвы. Черные бури поднимали и уносили самый плодородный слой почвы. Огромные территории посевов зерна превратились в океан сорняков.
А старые плодородные районы, оказавшись в положении пасынков, также начали снижать урожайность зерна. Положение с хлебом в стране всё больше обострялось, но по мере обострения его, всё крикливее становились посулы Хрущева с самых высоких трибун. То он разнес в пух и прах травопольную систему земледелия академика Вильямса и обязал изгнать повсеместно из севооборотов кормовые травы, то - расширить посевы зерна сверх всяких разумных пределов. Хрущев, определяя будущее общества, говорил: «Что такое коммунизм? Это - блины с маслом и со сметаной» (подробнее см. Д.Т. Шепилов, «Непримкнувший» - http://www.pseudology.org/ShepilovDT/13.htm ) .
Кстати, Шепилова восстановили в партии только в 1976 году ...
В целинных районах Казахстана на рубеже 50-х/60-х гг. случались акции протеста целинников против чудовищного пренебрежения к их бытовым, медицинским нуждам и культурным запросам. А примерно с 1956 года более частыми стали стычки казахов с русскими. Их обвиняли в том, что, дескать, понаехали, испортили нашу землю, «изгнали» с нее не только наше животноводство, но также наши культурные и бытовые традиции. Рецидивы этих эксцессов повторялись вплоть до распада СССР. Зато после 1991 г. целинная компания характеризуется в Казахстане как неоколониальная и антиказахстанская (см., например, www.kar-femida.kz/Keis/050509-3-I/1/vlek.htm ).
Получается, что сталкивание русских с казахами тоже было одной из сверхзадач целинной политики Хрущева?..
Алексей ЧИЧКИН