Среди всей святоотеческой литературы «Лествица» св.прп. Иоанна, игумена Синайского возвышается, как гора Синай над пустыней. Почему так? Потому что св.Иоанн был самым мудрым? Потому что он был самым добродетельным? Нам о богодуховенном уме не судить, и не нам измерять чужую святость - у нас и линейки такой нет. Об одном мы можем судить: прп.Иоанн обладал незаурядным литературным даром и отливал небесные истины в золотые слова. Недаром его «Лествица» полна таких ёмких, чётких, красивых изречений, которые сами просятся в пословицы.
Как олово отличается от серебра, хотя и подобно ему
по виду, так и различие между естественным и противоестественным
страхом смерти для рассудительных ясно и очевидно.
Тот без сомнения благоискусен, кто ежедневно ожидает смерти; а тот свят, кто ожидает её на всякий час.
Как отцы утверждают, что совершенная любовь не
подвержена падению, так и я утверждаю, что совершенное чувство смерти
свободно от страха.
Иногда во время гнева лукавые бесы скоро отходят от
нас с тою целью, чтобы мы о великом грехе гнева подумали как о
маловажном. Так некоторые в оправдание своё говорят: «Я хоть и
вспыльчив, но это у меня скоро проходит», - и делают свою гневливость
неисцельной болезнью.
Если хочешь вынуть сучок из глаза ближнего, то вместо
врачебного орудия не употребляй бревна. Бревно - это жестокие слова и
грубое обращение.
Я видел трёх иноков, в одно время потерпевших
безчестие. Один из них оскорбился, но смолчал; другой порадовался ради
себя, но опечалился об укорившем его; третий же, воображая вред
ближнего, пролил тёплые слёзы. Так можно было видеть делателей страха,
мздовоздаяния и любви.
Видел я согрешившего явно, но втайне покаявшегося; и
тот, кого я осудил как блудника, был уже целомудрен у Бога, умилостив
Его чистосердечным обращением.
Боязливость есть младенческий нрав в старой тщеславной душе. Все боязливые тщеславны.
Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самих теней.
Тщеславный подвижник сам себе причиняет двойной вред: во-первых, изнуряет тело, а во-вторых, не получает за то благодати.
Когда услышишь, что ближний твой или друг поругал тебя в глаза или за глаза, тогда покажи любовь и похвали его.
Я видел людей, из тщеславия начавших духовное
делание, но, хотя начало было положено порочное, конец вышел
похвальный, потому что переменилась их мысль.
Гордый не имеет нужды в бесе; он сам сделался для себя бесом.
Некоторые люди самые скверны свои исповедуют со сладострастием и услаждением.
Не думай победить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания.
Как огонь не рождает снега, так и ищущий земной славы не получит небесной.
Меняющие золото на глину делают себе большой убыток, -
так же точно и те, кто выставляет напоказ свои духовные дарования,
чтобы получить мирские выгоды.