Государственный камерный хор Республики Беларусь, созданный в октябре 1988 года, с первых шагов не только привлек пристальное внимание музыкальной общественности, но и достиг значительных творческих успехов.
Основателем и первым художественным руководителем коллектива стал выпускник Ленинградской государственной консерватории заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Игорь Матюхов. Серьезный и вдумчивый музыкант, он во многом определил главное направление всей творческой деятельности хора: возрождение и пропаганда жемчужин старинной белорусской и русской духовной музыки, западноевропейской классики, сочинений молодых белорусских композиторов. В октябре 2000 года камерный хор возглавила выпускница Белорусской государственной консерватории Наталья Михайлова, одна из наиболее ярких и значительных личностей в современном музыкальном искусстве Беларуси, указом президента РБ награждённая за свои успехи в творчестве медалью Франциска Скорины.
Художественный руководитель и дирижёр Государственного камерного хора Республики Беларусь Наталья Михайлова
Н.В. Михайлова любезно согласилась рассказать нам о своём творческом коллективе и его насыщенной гастрольной деятельности.
- Наталья Владимировна, расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания Государственного камерного хора Республики Беларусь? Что вообще означает название - Государственный камерный хор?
- Идея создания Государственного камерного хора принадлежит ее первому руководителю Игорю Матюхову. Выпускник Ленинградской консерватории, он очень органично влился в хоровую жизнь Беларуси, работая хормейстером в хоровой капелле, руководя хором мальчиков школы при консерватории. Яркий музыкальный талант и притягательность личности привлекали к нему творческую молодежь. Молодежный хор при Белгосуниверситете, которым руководил И. Матюхов, очень быстро обратил на себя внимание музыкальной общественности. Каждое его выступление вызывало горячий прием публики, исполнение отличалось необычайной искренностью, экспрессией, богатством нюансировки, оригинальной интерпретацией произведений. В репертуаре Молодежного хора были русская хоровая миниатюра, западная классика, белорусская современная музыка и, конечно, православные песнопения.
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет сразу же отметил необыкновенную трепетность молитв П. Чеснокова, А. Архангельского, Д. Бортнянского в исполнении этих молодых ребят и всегда оказывал духовную поддержку этому коллективу. Хор заметили и в Министерстве культуры РБ, и возникла идея создать при Белорусской государственной филармонии профессиональный камерный певческий коллектив, который и начал свою новую творческую жизнь с 1988 года под названием Минский камерный хор.
Позже ему придали статус государственного. Отсюда его сегодняшнее название - Государственный камерный хор Республики Беларусь. Почему же камерный? В филармонии на тот момент уже долгие годы существовала хоровая капелла (около 70 певцов), репертуар которой сводился к исполнению белорусской народной музыки и глобальных сочинений с оркестром. Безусловно, небольшой мобильный хор, легкий на подъем, гибкий, стабильный, с невероятно большими вокальными возможностями динамической, интонационной и эмоциональной детализации музыкального материала и широтой репертуарного списка стал необходим в коллективе филармонии.
Государственный камерный хор Республики Беларусь
- Одним из направлений вашей творческой деятельности стала пропаганда и возрождение русской духовной музыки. Как вы думаете, почему современному зрителю продолжают нравиться хоровые концерты Д. Бортнянского, А. Архангельского, П. Чеснокова, хоровые композиции П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Танеева, А. Бородина, сочинения Г. Свиридова, Р. Щедрина и другая русская духовная и классическая музыка?
- Возрождение православной музыки шло параллельно с возрастающим интересом к шедеврам духовных сочинений, чему способствовала отмена негласного запрета на отправление религиозного культа. Многие студенты вошли в храмы как певчие, привлекаемые возможностью прикоснуться к великолепной музыке Н. Дилецкого, А. Веделя, М. Березовского, Д. Бортнянского, П. Чеснокова, наполнить душу молитвой. По сей день артисты хора поют в храмах Минска.
Сейчас мы открываем все новые имена композиторов, пишущих для церкви. В репертуаре хора эта музыка занимает особое положение еще и потому, что пение a cappella, обязательное в православном храме, является приоритетным и в творчестве любого коллектива, который хочет профессионального роста и признания. Необычайная искренность, глубокая проникновенность и выразительность, настоящая истовость духовной музыки русских классиков, ярко выраженный славянский характер высказывания - широта и лиричность мелодии, красочность и наглядность музыкальных образов, безусловно, не могут оставлять слушателя равнодушным даже спустя столетия.
- Происходит ли смена поколений как среди исполнителей, так и зрителей, удаётся ли сохранять традиции?
- Смена поколений зрителей происходит вполне естественно. Наш зритель не стареет, но взрослеет, совершенствуется, становиться более требовательным и приводит нового зрителя. Сегодняшняя наша аудитория - это воспитанный на наших «образовательных» программах слушатель. Таких концертов на протяжении 24 лет мы дали бесчисленное множество во всех регионах Беларуси. Задача таких концертов - пробудить интерес молодежи к совместному музицированию, показать все возможности такого совершенного инструмента как человеческий голос, воспитывать ЛЮБИТЕЛЕЙ музыки. Это, как правило, яркие разножанровые программы, где каждый найдет близкую для себя «мелодию души».
У Государственного камерного хора РБ есть и свой постоянный отряд поклонников, который вдохновляют любые наши эксперименты. Эти смельчаки посещают все концерты коллектива, одинаково тепло принимая классический хорал, джаз, современные музыкальные изыски, наши сценические постановки...
Смена музыкантов в хоре происходит по нескольким причинам: кто-то уходит на заслуженный отдых, кто-то стремится к самостоятельной карьере, кто-то не выдерживает гастрольную жизнь, кому-то нужны другие заработки. Все как всегда... Но, по счастью, есть замечательный костяк, который и является образовательным центром для молодых исполнителей.
- Насколько я знаю, ваш коллектив много гастролирует, выступает в лучших залах Москвы, Санкт-Петербурга, Таллина, Киева, Сочи и других городов. Государственный камерный хор Республики Беларусь был участником XV Международного фестиваля православной духовной музыки «Credo» в Таллине, Международного фестиваля русской духовной музыки в Вильнюсе, IX Международного Московского Пасхального фестиваля, VIII Международного фестиваля православной музыки «Святая Богородице - Достойно есть» в Болгарии. Расскажите о гастрольной деятельности хора и своих впечатлениях более подробно.
- Гастрольный опыт необходим любому коллективу, который хочет поддерживать свой профессиональный уровень на должной высоте. Нужно знать на какой строчке музыкального рейтинга находится хор, дирижер, композиторская школа твоей страны. Новые встречи - это необычайный эмоциональный заряд для артистов, ведь эмоции требуют серьезной аккумуляции музыкальных и чисто человеческих впечатлений. Часто такой творческий обмен становится залогом новых встреч. Так, участие в международном фестивале в Хайнувке (Польша) принесло приглашение на фестиваль в Плоцке (Польша), выступление в Литве - приглашение в Эстонию и Москву, яркая программа в Минске - приглашение на фестиваль С. Прокофьева в Донецке и т. д. Каждая поездка оставляет массу прекрасных воспоминаний. Это - и удивительный по акустическому балансу и зрительскому удобству зал им. П.И. Чайковского в Москве, и благодарные ребячьи лица, аплодисменты и рисунки из детского дома г. Егорьевска, и великолепные храмы, в которых нам довелось петь в Болгарии, Бельгии, Польше. И везде следовал горячий прием публикой белорусских музыкантов, исполняющих шедевры православной музыки, западной классики, народного мелоса.
На фоне построек старинного минского квартала - Троецкого предместья
- Очевидно, такие серьёзные успехи объясняются, в первую очередь, высоким уровнем профессионализма членов коллектива. Назовите наиболее ярких исполнителей и музыкантов.
- Все наши хористы имеют специальное музыкальное образование. Это выпускники дирижерско-хоровых и вокальных факультетов белорусских вузов. Но настоящую школу артиста-вокалиста, ансамблиста ребята проходят, конечно, в каждодневном совместном репетиционном труде. Здесь происходит постижение различных музыкальных стилей, жанров, знакомство с мировой музыкальной культурой, приобретается сценический опыт, умение справляться с волнением, первые сольные выступления. Практически каждый певец хора когда-либо исполнял малые или большие сольные партии.
Есть в коллективе и голоса, которые стали визиткой хора. Замечательной певице Раисе Шитовой было посвящено немало музыкальных полотен, ее превосходный голос восхищал зрителя более 20 лет. Сегодня в концертных программах Государственного камерного хора Республики Беларусь можно услышать великолепное сопрано Татьяны Войтович, прекрасный баритон Дениса Иванова, красивейший альт Екатерины Крощук, сильнейший тенор Валерия Лобанка. Надеюсь, скоро будут солировать и наши молодые коллеги.
- С распадом Советского Союза его жители оказались по разные стороны границ. На ваш взгляд, ощущаются ли последствия этого распада в сфере культуры и музыки?
- Особенно горькими последствия распада Союза были в 1990-х. Прекратились гастроли «по обмену» классических музыкантов, особенно трудным это стало для больших коллективов. Репертуарная копилка резко обеднела. Долгое время мы не слышали великолепные грузинские напевы, украинские душевные песни, не видели молдавский «Жок»... Мною любимый Московский камерный хор под управлением В. Минина мы услышали спустя много лет, капелла В. Чернушенко приезжала однажды... С другой стороны, появилось много возможностей выезжать на Запад, слушать и учиться у тамошних мастеров. Сейчас ситуация, на мой взгляд, выравнивается. Мы снова можем слушать великолепных музыкантов России. Организованы фестивали Ю. Башмета, В. Спивакова, приезжал и В. Гергиев, мы слышим оперных певцов Большого театра, можем видеть и его великолепных танцовщиков. Публике возвращают забытые шедевры.
Одна из недавних концертных афиш хора
- В любом деле не обойтись без трудностей и проблем. Что вас как руководителя коллектива беспокоит в наибольшей степени?
- В основном трудности и проблемы мы создаем себе сами. Если у меня что-то не выходит, я начинаю копаться в себе - что я еще не сделала для решения проблемы? Но есть и объективные факторы, утяжеляющие нашу работу. Увеличивающиеся с каждым годом финансовые планы, необходимость постоянно думать о коммерческой составляющей каждой новой программы - далеко не всегда в пользу хорошей музыки. Сейчас каждому коллективу нужен продюсер, способный «добывать» средства на «некоммерческие» концерты, на выезды музыкантов за рубеж. Да и материальное положение певцов не вызывает радужных впечатлений. Очень хочется, чтобы мои коллеги действительно гордились званием артиста и жили достойно этому званию. И еще одна трудность - это нехватка времени на все, что еще хочется исполнить. А на мой век прекрасной музыки хватит с лихвой.
- Наталья Владимировна, расскажите немного о себе: как Вы пришли в коллектив, каков ваш личный творческий путь?
- Я работаю в хоре со дня его основания. Будучи студенткой 3 курса Белорусской государственной консерватории, пришла на прослушивание в филармонию. Отбор артистов в новый коллектив происходил очень строго, в составе комиссии было около 10 человек - сплошь известные музыканты, хоровики. Конкурс проходил в три этапа - сольное пение, сольфеджирование, пение в ансамбле. Таким образом, пройдя этот экзамен, я попала в коллектив и начала работу в качестве артиста хора и хормейстера. Спустя семь лет я продолжила карьеру дирижера в другом коллективе - это хор «Cantus» Белорусского общества слепых, а в 2000 году вернулась в филармонию в качестве художественного руководителя Государственного камерного хора, пройдя очередной дирижерский конкурс.
Мой творческий путь начался в замечательной музыкальной семье, где из десяти детей моей бабушки пятеро - профессиональные музыканты, все внуки занимались игрой на инструментах, среди них также много известных скрипачей, пианистов, баянистов, ударников... Первые опыты концертной деятельности проходили в совместном музицировании. Наш семейный ансамбль из более чем 40 человек давал концерты в окрестных деревнях, пользовался известностью, любовью и поддержкой местных любителей музыки.
Музыкальное училище я заканчивала в Краснодаре, где жили мои родители, у прекрасного педагога С.А. Лукьянченко, а вот в консерваторию поступать поехала в Белоруссию, на родину моей бабушки. С тех пор моя жизнь полностью связана с Минском. Сегодня работаю в Белгосфилармонии (Государственный камерный хор РБ), Национальном оркестре симфонической и эстрадной музыки (вокальный ансамбль), в кафедральном соборе Минска (хор).
- Каковы ближайшие планы коллектива? Что ещё хочется сделать и чего достичь?
- Планы хора верстаются на годы вперед. Поэтому, кроме неожиданных интересных предложений, которые в течение года всегда приходят коллективу, остальные концертные программы мною тщательно продумываются загодя. Конечно, они должны быть разнообразными (нам интересна работа в разных жанрах), каждый раз более сложными (надо профессионально расти), интересными зрителю (для него работаем). Сейчас идет работа над мессой си-минор И.С. Баха. Это грандиозный проект с участием приглашенных артистов - специалистов барокко. В апреле - «Песни любви» И. Брамса, в мае - концерт современной польской музыки.
Кроме этого, коллектив постоянно гастролирует по стране. На будущий юбилейный год я тоже запланировала несколько интересных концертов, планы которых сейчас пока не хочется озвучивать. В любом случае надеюсь не разочаровать нашего дорогого слушателя.
Всегда в прекрасной вокальной форме...
_____
Фото - http://www.philharmonic.by/ru/collectives_ru/435/658/
http://rusedin.ru/2012/04/01/publike-vozvrashhayut-shedevry-russkoj-duxovnoj-muzyki/