«Важно правильно построить работу православных общественных объединений»

Беседа с протоиереем Александром Пелиным

0
286
Время на чтение 9 минут

Православные общественные объединения - новая сила, уверенно занимающая место в российском гражданском обществе. Спектр деятельности таких НКО (некоммерческих организаций) направлен на решение самых актуальных социальных проблем, объединяя людей живых и неравнодушных. Недаром на состоявшейся 8 февраля в Даниловом монастыре встрече с лидерами традиционных конфессий В.В. Путин выразил убежденность в том, что некоммерческие организации, созданные при участии Церкви, должны иметь доступ к конкурсам на государственные и муниципальные задания по оказанию социальных услуг «наравне с бюджетными учреждениями», подчеркнув, что объединения, созданные при поддержке традиционных конфессий, зачастую и работают эффективнее.

Но эта форма общественной активности - новая для православных сограждан. И потому у них возникает целый ряд практических вопросов: например, как сделать работу внутри организации более эффективной, какие формы взаимодействия между приходом и НКО выбрать? Ответить на эти и многие другие вопросы призвана книга «Маркетинг и менеджмент в православных НКО: анализ, стратегия, осуществление» (Саранск, 2011), написанная специалистом по вопросам церковно-государственных отношений протоиереем Александром Пелиным и топ-менеджером Николаем Григорьевым. С одним из авторов этой книги - протоиереем Александром Пелиным, членом Общественной палаты Мордовии, секретарем Архиерейского совета Мордовской митрополии, ректором Саранского духовного училища, - мы беседовали о проблемах взаимоотношений НКО и общества, НКО и Церкви.

 
- Отец Александр, как возник у вас интерес к теме НКО?

- На протяжении ряда лет я занимаюсь развитием молодежного движения, лично участвовал в создании нескольких молодежных общественных организаций. За это время я убедился в том, что существуют некоторые законы развития НКО - так же, как и законы развития общества в целом.

Менеджмент некоммерческих организаций - это направление управленческой деятельности, которая в советское время была совершенно не развита в нашей стране, в отличие от Запада. У нас некоммерческую сферу регулируют совершенно иные законодательные нормы, чем, к примеру, в Европе. Там к некоммерческому сектору относятся не только благотворительные и религиозные организации, но и больницы, школы, университеты, спортивные клубы. Они имеют право оказывать коммерческие услуги, но налогооблагаемая база этих услуг не такова, как у коммерческих организаций. К сожалению, в России имеет место большая путаница даже на уровне понятий. Существующий Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года уже требует, как мне кажется, основательных доработок в части, относящейся к статье 31.1 «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления», равно как и Налоговый Кодекс. Сейчас, если общественная организация занимается, например, работой с инвалидами, то она имеет право претендовать на финансовую помощь в виде гранта, а если борьбой за трезвость и противодействием алкогольной угрозе, то формально у нее нет для этого оснований - такого пункта в перечне видов деятельности потенциальных грантополучателей нет.

Очевидно, что для православно ориентированных НКО важно правильное позиционирование. Необходимо определить предназначение (миссию) НКО, целевую аудиторию - для того, чтобы социальное предложение или услуга были наиболее эффективными и целенаправленными. Например, важно учитывать, что работа с детьми и молодежью должна иметь совершенно иные формы и методы, чем работа с инвалидами. Молодежная аудитория тоже неоднородна, и к разным категориям - сельским жителям и горожанам, студентам, рабочим, представителям интеллектуальной субкультуры - должны быть обращены разные предложения социальных услуг. Если не учитывать этого фактора, то усилия наших православных организаций, пусть и с самыми благими намерениями, будут малоэффективны.

Наглядный пример - Рождественские образовательные чтения, которые проходят уже 20 лет. Затрачивается огромный финансовый и организационный ресурс, а каков результат? Какие конкретно решения, приятые там, были реализованы? Сейчас это все превратилось в душеполезные разговоры. Проблема, на мой взгляд, в слишком широком позиционировании (помните, как говорил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное»?) и отсутствии ясно выраженной цели - чего мы хотим достигнуть в результате проведения Чтений? Еще одна проблема: на Чтениях, как правило, собираются люди с совершенно разным уровнем культуры и образования, а главное - с разной возможностью эффективно претворять предлагаемые проекты в жизнь. В итоге общий КПД Чтений крайне низок. Кстати, это не только моя оценка. Я где-то читал, что и Святейший Патриарх так оценивает последние Чтения.

- В докладе заместителя руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре Юрия Белановского, сделанном на круглом столе «Миссия и социальное служение Русской Православной Церкви» в рамках XXI Международной богословской конференции ПСТГУ, прозвучало утверждение, что «российское общество, следуя традициям советского прошлого, на практике имеет потребность только в православном культе и не имеет ясно оформленной и выраженной потребности в услугах этих самых православных НКО, чем бы они ни занимались». Вы согласны с этим утверждением?

- Тезис спорный. Я очень уважаю Юрия Белановского и его работу, считаю, что он много сделал для развития добровольческого служения. Мне кажется, что общество заинтересовано в социальных услугах, предлагаемых православными или, как принято говорить, православно ориентированными НКО. Другое дело, что эти услуги должны оказываться на хорошем профессиональном уровне. Организация летних детских лагерей, например, предлагаемая православными НКО, по опыту вызывает больше доверия, чем предложения коммерческих структур. Важно понимать, что одно именование «православное» не гарантирует качества предлагаемых услуг и не должно прикрывать его отсутствие. К сожалению, у ряда, скажем так, околоцерковных деятелей «православный» бренд - лишь способ зарабатывания денег. Я знаю подобные организации, занимающиеся детскими лагерями, путевки в которые предлагаются за очень существенные суммы - 30-40 тысяч рублей за смену и даже более. Если бы православно ориентированные НКО предлагали качественный детский летний отдых по ценам, конкурирующим с ценами светских организаций, то, думаю, это нашло бы должный отклик у родителей.

Важно также помнить об опасности иждивенческой позиции: мол, мы православные, поэтому дайте нам и то, и другое - и так без конца. НКО нельзя существовать только за счет финансовой поддержки извне. Руководитель НКО обязан следить за прозрачностью бюджета организации, исключающей любое нецелевое использование денежных средств. Тогда это вызывает гораздо больше доверия у людей и позволяет с большим доверием сотрудничать с ними.

 

 
- Иногда высказываются опасения, что при сотрудничестве православных организаций и общества в деле оказания социальных услуг их потребителям будет одновременно навязываться идеология организаций. Другими словами, если неверующий ребенок едет в летний лагерь, устроенный православной НКО на государственный грант, то его там начнут принудительно воцерковлять, а у нас - светское государство.

- Наш мир - это мир глобальной конкуренции, и человеку неизбежно - так или иначе - все навязывается; тезис о демократичности и свободе выбора - ложен. А если мы говорим о детях, то выбор за них осуществляют родители либо лица, их заменяющие. Если православная по духу организация предлагает участие в детском летнем лагере, предупреждая, что в программу пребывания входит общение со священником, то право родителей - выбирать, стоит ли их ребенку там находиться. Если родители выразили согласие, то с какой стати критикует их решение и их выбор кто-то со стороны? Если в такой лагерь поедет ребенок из этнически мусульманской семьи, то его там никто не будет насильно крестить и заставлять молиться вместе с православными детьми. У меня был такой опыт. В нашем лагере, например, устроена православная часовня, и всем детям предлагается принять участие в богослужении, но это - добровольный выбор каждого.

Если какая-то общественная организация была создана при участии прихода или монастыря, то она вправе участвовать в оказании социальных услуг в рамках потребностей государства. Кроме того, нужно учитывать, что государственные гранты выделяются, как правило, не на всю организацию, например, летнего отдыха, а на какую-то конкретную часть: на питание либо на оплату проезда. Организация православного ликбеза в таких лагерях оплачивается всегда из внебюджетных источников. Поэтому все предположения, что деньги налогоплательщиков таким образом уходят на «церковную пропаганду», - миф.

При этом необходимо видеть различие между предложениями этих НКО и тем, что предлагает сама Церковь. Эти предложения не одинаковы, и их нельзя смешивать. Православно ориентированные НКО через опыт активного участия в социальной деятельности предлагают своим участникам почувствовать важность и нужность своей социальной миссии. Однако эта деятельность не является прямым приведением молодого человека в храм. Здесь миссия имеет косвенный, второстепенный, завуалированный характер. Она как бы «вторична» по отношению к социальной активности. Но на самом деле, побывав в кружке или секции при православной НКО, молодой человек сможет адаптироваться к церковным реалиям и - постепенно - воцерковиться. В этом и смысл деятельности православно ориентированных НКО для Церкви. Если же православно ориентированные НКО просто оказывают социальную помощь без обращения людей к Богу, то это также будет малоэффективной деятельностью. Руководители конкретных НКО, посовещавшись с опытным священником, должны найти здесь «золотую середину».

- Есть ли проблемы во взаимодействии православно ориентированных НКО и официальных церковных структур?

 
- Одной из проблем является встречающееся порой давление священнослужителей на руководство православных НКО с целью решить за счет этой организации какие-то конкретные проблемы вне зависимости от ее уставных целей и задач. Например, НКО создавалось для работы с молодежью, а батюшка считает, что важнее заниматься помощью неимущим или многодетным и начинает принуждать сотрудников НКО принять свою точку зрения. Или духовное лицо, входящее в состав попечительского совета благотворительного фонда, вдруг начинает требовать, чтобы организация выделила деньги, скажем, на ремонт его храма. При этом бюджет фонда расписан и утвержден заранее, и свободных средств просто нет. Руководство НКО либо вынуждено идти на поводу, нецелевым образом расходуя средства в ущерб заявленным программам, рискуя при этом лишиться государственной грантовой поддержки (если таковая имеется), либо отказывать батюшке. Ответная реакция может быть разной, вплоть до полного «отлучения» руководства православно ориентированной НКО от приходской общины.

Важно понимать, что единственно приемлемыми отношениями между церковными и некоммерческими организациями являются отношения партнерства и соработничества, а отнюдь не жесткого подчинения. Священнику хорошо бы помнить, что стиль проповеди с амвона и беседы с православными общественниками после того, как служба закончилась, принципиально отличаются. К сожалению, у нас весьма многие батюшки в силу обстоятельств вынуждены постоянно «вещать» на разных уровнях, по радио и телевидению, и это постепенно вырабатывает у них склонность к безапелляционным, совершенно не подкрепленным знаниями и опытом суждениям по самому широкому кругу вопросов. Понятно, что психологически очень сложно перестроиться, но священник должен понимать, что не является специалистом во всех областях только в силу своего сана. Нужно предоставить возможность принятия решений профессионалам. К сожалению, далеко не все готовы мириться с таким положением вещей. Нередко на этой почве возникают конфликты, и специалисты, которые готовы реально и квалифицированно трудиться, попросту уходят и из НКО, а иногда и из Церкви. В итоге мы ослабляем свой кадровый потенциал, лишаемся необходимых ресурсов и продолжаем проигрывать другим «охотникам» за душами наших людей.

Убежден, что священники должны обучаться азам взаимодействия с НКО, в том числе и для того, чтобы находить допустимые формы этих взаимоотношений. В перспективе мы должны определить круг социально ориентированных некоммерческих организаций, с которыми должно работать на уровне прихода, благочиния, епархии, сформулировать план совместной деятельности в разных секторах и широко и методично этим заниматься, трезво и критически анализируя проделанную работу, постоянно коррелируя стратегию. Только тогда мы достигнем реального оцифрованного позитивного результата и по воцерковлению нашей молодежи, и по социальной адаптации других категорий наших сограждан.


http://www.pravoslavie.ru/guest/52495.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Пелин
«Верность Богу, Родине, ближним должны быть приоритетом казачьей идентичности»
Покровский строевой смотр прошел в Александро-Невской Лавре
21.10.2024
Нужно прекратить эту истерию!
О несвоевременности призыва Леонида Слуцкого захоронить тело Ленина
29.01.2024
Память о блокаде Ленинграда живет и будет жить
В Санкт-Петербурге прошла конференция Межрегионального общественного патриотического движения «ВЕЧНО ЖИВЫЕ»
26.01.2024
Мёртвый бог Сокурова и живой Бог Церкви
О богохульном фильме «Сказка» режиссёра, поставившего себя выше Церкви
11.12.2023
Все статьи Протоиерей Александр Пелин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06