Возможно ли современное христианское искусство?

0
151
Время на чтение 3 минуты

Возможно ли современное христианское искусство? Насколько я понимаю, такой феномен должен удовлетворять как минимум двум требованиям - христиане (в том числе клирики и богословы) должны признать его христианским, а гуманитарные интеллектуалы, в том числе и не христиане, - должны признать его современным искусством. Понятно, что в широком контексте такое явление сегодня не возможно уже в принципе. Слишком много современных гуманитарных интеллектуалов строят свой дискурс на принципиальном неприятии христианских базисных ценностей и слишком много христиан (в России в особенности) видят в актуальном художнике хулигана-богоборца, и не безосновательно.

Но это - теория. Я же хочу сказать о положительном опыте. Составляя несколько лет назад альбомы по современному церковному искусству, я столкнулась с тем, что с искусствоведческой точки зрения в этой области практически нет качественного материала. К сожалению, это не мною открытая вещь. В качестве примера можно указать мнение известнейшего искусствоведа византолога О.С. Поповой, которая, многие годы наблюдая современную иконопись, сегодня ставит ей твердый неуд. Что уж говорить о моих коллегах в музее современного искусства, где я работаю.

И вот, отбирая лучшее из огромного объема материала, мы остановились на ряде авторов, который можно пересчитать по пальцам. И что важно, - все эти мастера оказались интересными «зрителям из-за церковной ограды». Почти у всех был опыт работы и преподавания за границей, участия в больших художественных проектах. Почти у всех было профессиональное художественное образование. И главное, все они мыслили  себя в контексте мировой художественной культуры. 

Манеру этих мастеров отличает удивительный баланс того, что называют каноничностью, чуждости некой оголтелой авангардной революционности, с ярким авторским почерком, со 100%-й узнаваемостью.

Прошлой осенью в зале на кузнецком мосту прошла выставка, где мы так и представили современную икону, как авторское искусство. Несколько мастеров получили отдельные залы, и зритель воспринимал экспозицию как бы через призму авторского взгляда. Надо сказать, что сами художники с присущей им скромностью к этому не стремились, и я подчеркиваю, что именно миссия искусствоведа выделять различия и открывать индивидуальности. Явный успех у зрителей подтвердил правильность такого подхода.

Я думаю, все уже поняли, что Сергей Антонов и Ирина Зарон входят в этот небольшой круг, так сказать, актуальных христианских художников. Их замечательный художественный альянс впервые поразил меня в их работе над интерьером надвратной церкви Андреевского монастыря, где Ирина выполнила живопись и фреску, а Сергей проект иконостаса, резьбы и графику. Баланс средств был настолько тонким, и чувство стиля настолько рафинированным, что я сразу стала поклонником их искусства. И дальнейшее знакомство с мастерами эту убежденность только усилило.

Упомяну лишь одну серию работ Сергея, которая сегодня здесь не представлена. Это серия художественных объектов стульев-престолов сделанных из деревянного исторического мусора, обнаруженного автором в деревенском доме, где они с женой проводят лето.

Надо сказать, что допромышленная деревенская бытовая культура была почти полностью деревянной и, обращаясь к ней, к ее осколкам и черепкам, художник в своей серии объектов раскрывает, ни много ни мало, - архетипическую структуру мироздания. Ограниченный ряд неуничтожимых простых форм - чаша, корыто-лодка, весло, палка, доска становятся в его руках конструктором, из которого созданы объекты поразительно приковывающие внимание зрителя. Не вдаваясь в описание самих вещей, укажу лишь одну цепочку сопоставлений: весло-движение-винт, турбина; лодка-путешествие-машина, телевизор; гвоздь, палка, доска-точка, прямая, плоскость - элементы абстрактного мышления и т.д.

Я рассказываю об этой серии, которая, на мой взгляд, явно имеет отношение к актуальному искусству для того, чтобы заметить в искусстве отдельных современных мастеров существование и современного, и христианского.

Может ли существовать искусство, которое будет и церковным, и актуальным - вопрос открытый.  Но уже сегодня мы знаем, по крайней мере, десяток имен художников, которые ближе других подошли к решению этой задачи.

http://www.radonezh.ru/analytic/16070.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06