Возможно ли современное христианское искусство? Насколько я понимаю, такой феномен должен удовлетворять как минимум двум требованиям - христиане (в том числе клирики и богословы) должны признать его христианским, а гуманитарные интеллектуалы, в том числе и не христиане, - должны признать его современным искусством. Понятно, что в широком контексте такое явление сегодня не возможно уже в принципе. Слишком много современных гуманитарных интеллектуалов строят свой дискурс на принципиальном неприятии христианских базисных ценностей и слишком много христиан (в России в особенности) видят в актуальном художнике хулигана-богоборца, и не безосновательно.
Но это - теория. Я же хочу сказать о положительном опыте. Составляя несколько лет назад альбомы по современному церковному искусству, я столкнулась с тем, что с искусствоведческой точки зрения в этой области практически нет качественного материала. К сожалению, это не мною открытая вещь. В качестве примера можно указать мнение известнейшего искусствоведа византолога О.С. Поповой, которая, многие годы наблюдая современную иконопись, сегодня ставит ей твердый неуд. Что уж говорить о моих коллегах в музее современного искусства, где я работаю.
И вот, отбирая лучшее из огромного объема материала, мы остановились на ряде авторов, который можно пересчитать по пальцам. И что важно, - все эти мастера оказались интересными «зрителям из-за церковной ограды». Почти у всех был опыт работы и преподавания за границей, участия в больших художественных проектах. Почти у всех было профессиональное художественное образование. И главное, все они мыслили себя в контексте мировой художественной культуры.
Манеру этих мастеров отличает удивительный баланс того, что называют каноничностью, чуждости некой оголтелой авангардной революционности, с ярким авторским почерком, со 100%-й узнаваемостью.
Прошлой осенью в зале на кузнецком мосту прошла выставка, где мы так и представили современную икону, как авторское искусство. Несколько мастеров получили отдельные залы, и зритель воспринимал экспозицию как бы через призму авторского взгляда. Надо сказать, что сами художники с присущей им скромностью к этому не стремились, и я подчеркиваю, что именно миссия искусствоведа выделять различия и открывать индивидуальности. Явный успех у зрителей подтвердил правильность такого подхода.
Я думаю, все уже поняли, что Сергей Антонов и Ирина Зарон входят в этот небольшой круг, так сказать, актуальных христианских художников. Их замечательный художественный альянс впервые поразил меня в их работе над интерьером надвратной церкви Андреевского монастыря, где Ирина выполнила живопись и фреску, а Сергей проект иконостаса, резьбы и графику. Баланс средств был настолько тонким, и чувство стиля настолько рафинированным, что я сразу стала поклонником их искусства. И дальнейшее знакомство с мастерами эту убежденность только усилило.
Упомяну лишь одну серию работ Сергея, которая сегодня здесь не представлена. Это серия художественных объектов стульев-престолов сделанных из деревянного исторического мусора, обнаруженного автором в деревенском доме, где они с женой проводят лето.
Надо сказать, что допромышленная деревенская бытовая культура была почти полностью деревянной и, обращаясь к ней, к ее осколкам и черепкам, художник в своей серии объектов раскрывает, ни много ни мало, - архетипическую структуру мироздания. Ограниченный ряд неуничтожимых простых форм - чаша, корыто-лодка, весло, палка, доска становятся в его руках конструктором, из которого созданы объекты поразительно приковывающие внимание зрителя. Не вдаваясь в описание самих вещей, укажу лишь одну цепочку сопоставлений: весло-движение-винт, турбина; лодка-путешествие-машина, телевизор; гвоздь, палка, доска-точка, прямая, плоскость - элементы абстрактного мышления и т.д.
Я рассказываю об этой серии, которая, на мой взгляд, явно имеет отношение к актуальному искусству для того, чтобы заметить в искусстве отдельных современных мастеров существование и современного, и христианского.
Может ли существовать искусство, которое будет и церковным, и актуальным - вопрос открытый. Но уже сегодня мы знаем, по крайней мере, десяток имен художников, которые ближе других подошли к решению этой задачи.