Синоду 5 марта 1917 г. была направлена кляуза на епископа Сарапульского и Елабужского Амвросия (в миру - Василий Гудко) от городской думы г. Сарапула Вятской губернии и якобы представителей всех групп населения. Епископ Амвросий обвинялся в произнесении монархической проповеди и выражении симпатий к Николаю II и Императрице. Вскоре епископ Амвросий был уволен с назначением его настоятелем одного из отдалённых монастырей Казанской епархии. И уже будучи настоятелем того Свияжского Успенского монастыря епископ Амвросий продолжал монастырские проповеди в том же духе. В том числе он призывал молиться за находящегося в заключении Николая II. Аналогично (с участием местных исполкомов, епископов, да и консисторий) шло преследование «мятежных» священников и на местном уровне.
Епископ Олонецкий и Петрозаводский получил от новых властей
одного из уездных городов Олонецкой губернии телеграмму: «Вытегорский
исполком, осведомившись, что некоторые священники Вытегорского уезда
восстанавливают население против Временного правительства, просит
принять в этом отношении срочные меры».
Священник церкви с. Калинниково Юрьевецкого уезда Костромской
губернии на пасхальной неделе (с 2 по 8 апреля 1917 г.) поучал паству,
что спасение России случится «если снова будет старое правительство во
главе с Царём-батюшкой.
В Мценском уезде Орловской губернии произошло необычайное для той
местности погодное явление. 8 мая 1917 г. пошёл вдруг обильный снег. А 9
мая началась снежная буря. Священники говорили, что это - наказание
Божие за то, что нет Царя в России.
Епископ Томский Анатолий (Каменский).
В июне 1920 года Преосвященный Анатолий был на-
значен патриархом Тихоном архиепископом Иркутским
и Верхоленским. В 1922 году Высокопреосвященный
Анатолий был арестован, обвинен в 'сотрудничестве
с бандитизмом' и приговорен Иркутским губревтрибуна-
лом к расстрелу. По решению ВЦИК в 1923 году смерт-
ный приговор заменили 10 годами лишения свободы.
В августе 1924 года Преосвященный Анатолий получил
условно-досрочное освобождение и покинул Иркугск.
В октябре-декабре 1924 года он возглавлял Омскую епар-
хию. Скончался в Омске 20 сентября 1925 года.
На священника Полтавской губернии Полтавского уезда А. Ильяшевича написали донос в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов о том, что он - приверженец старого (Царского) правительства, и просили удалить его. На священника села Троицкого Ново-Оскольского уезда Воронежской губернии Апошанского в июне 1917 г. жаловались в тот же Петросовет, что он пролез в председатели волисполкома и ведёт монархическую агитацию. Интересно, что в Воронежской, Владимирской, Нижегородской, Вятской и других губерниях священники вели довольно успешную агитацию среди крестьян. Особенно много монархических проповедей духовенства случилось в апреле 1917 года в Киевской, Харьковской, Полтавской, Подольской, Черниговской и других губерниях. В апреле 1917 г. священник села Зорикивка Старобельского уезда Харьковской губернии призывал крестьян не слушать агитатора из Петрограда и не верить газетам, ругавшим Царя. До конца апреля 1917 г. молитва о Царе велась в некоторых приходах разнообразных епархий. К примеру, в Тамбовской, Екатеринбургской, Таврической, Оренбургской, Тверской, Херсонской, Казанской губерниях, а также в пригородах Петрограда и даже в действующей Армии. Союз русских людей послал Священному синоду 9 марта 1917 года телеграмму, призывая передать госдуме и Временному правительству «не насиловать совесть народную», поскольку только народу России предстоит решить - чему быть: Царю или республике».
В Страстном монастыре и в церкви св. мученицы Ирины на Покровской ул. 4 марта 1917 г. звучало возглашение Царского дома по старому чину. Очевидно, было тогда немало прихожан, которые говорили священникам: «Поминай Царя».
Интересно, что епископ Томский Анатолий благословил 11 марта 1917 г. знамя Союза Русского Народа. В апреле 1917 г. в одном из уездов Калужской губернии священник с амвона обращался к пастве: «У нас в России будет Царём Михаил II, который уже дал согласие на занятие престола, но только дожидается, чтобы ему выразила доверие вся земля».
До ареста в конце мая 1917 г. местными властями в Почаевской Лавре (Волынская губерния) монархическую пропаганду вёл руководитель Почаевского отделения Союза Русского Народа архимандрит Виталий (Максименко). Он призывал жителей окрестных сёл постоять за Царя. А в Москве в военном лазарете при Петродворце заведующим Вульфертом под видом хозяйственных совещаний до третьей декады марта 1917 г. вели заседания, на которых шла речь о необходимости бороться за восстановление монархии. Члены правых партий в 1917 г. агитировали: «Царь отрёкся только временно, уже идёт воинская рать восстановить его в правах». К сожалению, таких активных монархистов на свободе оставалось очень мало. В начале мая 1917 г. в Киеве состоялась манифестация правых, во время которой провозглашались лозунги типа: «Долой Временное правительство!», а также были видны плакаты: «Да здравствует конституционная монархия!» Одесский епархиальный съезд 1 мая 1917 г. признал факты монархических симпатий со стороны священнослужителей. В Екатеринбурге на епархиальном съезде против «революционных постановлений» голосовал протоиерей Николай Буткин. А на Воронежском епархиальном собрании против подобных постановлений голосовал мирянин В. Я. Бахметьев. Группа монархистов направила Всероссийскому съезду православного духовенства и мирян письмо. В нём содержится призыв настаивать на том, чтобы у нас опять было Царское правление. Они также призывали бороться с революциями. Некоторые архиереи приветствовали создание в мае 1917 г. Союза земельных собственников, члены которого агитировали за восстановление монархии, а также за неприкосновенность помещичьей собственности. Кстати, новгородская помещица Трусова говорила крестьянам: «Как без Бога, так и без Царя русский народ жить не может». Интересно, что в списках «Союза земельных собственников для выборов в Учредительное собрание находились следующие представители духовенства. По Московской губернии - священник Болотов, по Волынской губернии архиепископ Евлогий, по Нижегородской губернии архиепископ Сергий и т. д.
В Ростове-на-Дону священник церкви Успения Пресвятой Богородицы Корчагин сравнивал страдания Николая II со страданиями Христа.
В журнале «Голос бессарабской церкви» (№ 42-43 за 1917 г.) протоиерей В. В. Гума восхвалял монархический строй при Царе...
На Поместном Соборе А. Д. Жиров, выпускник МГУ, говорил, что и после отречения монарх остаётся Помазанником, Главной Православной Церкви. П. А. Иванов и диакон Петроградского собора Спаса-на-Крови Иоанн Смолин, и другие предлагали Собору объявить о неприкосновенности личности Николая II, вступиться за находящихся в заточении Императора и Его семью, а также исполнять положение грамоты Земского Собора 1613 года о необходимости верности народа России династии Романовых. Аналогичное говорилось и в анонимных письмах Собору. От одного из православных жителей Московской губернии Поместному Собору была направлена просьба издать распоряжение пастырям молитвенно поминать православных Императоров и Царей. На Поместном Соборе профессор Петербургской Духовной Академии Б. В. Титлинов в своём выступлении сказал: «Мало отслужить по убиенному Государю панихиду или даже 40 панихид». Нравственное достоинство Собора обязывает его к тому, чтобы заклеймить это преступление соответствующим словом. Генерал Л. К. Артамонов сказал так на Соборе: «Я не могу допустить, чтобы кто-нибудь мог с осуждением отнестись к молитве за Помазанника Божия, теперь уже представшего перед судом Божиим. Если и были недочёты в Его царствование, то это - наша общая вина. 11 (24) июля протоиерей А. В. Суворов говорил: «Всё православное население видело в Николае II Помазанника Божия и внимательно следило за Его судьбой». Голосование Поместного Собора показало, что 80% из 143 членов его было за панихиду. И духовной властью было сделано официальное распоряжение отслужить во всех церквах России панихиды с поминовением.
Кстати, епископ Чистопольский Анатолий показал на Соборе, что отречение Императора Николая II было насильственным.
За восстановление Царской власти агитировала помещица Слепцова.
Интересно, что Николаю II после его ареста направляли письма: работница Пулковской обсерватории М. Жилова и много анонимных авторов с подписями, например, «Две русские девушки», «солдаты, уважающие Вас», что весьма значительно, «Твои почитатели», «Монархисты», студентка 1 курса мединститута, «12-летний юноша».
Интересно, что летом 1917 года в Петрограде и Москве были манифестации с портретами наследника Цесаревича Алексея и великого князя Михаила Александровича при участии в них священнослужителей. Таким образом выразилось понимание, что после т. н. отречения Николая II власть должна перейти им.
А. Н. КОРНЕЕВ,
член Русского Исторического общества