Сегодня гораздо проще ответить на вопрос, где в мире нет гонений на христианские церкви, нежели перечислять все те регионы, где последователи Христа страдают за свою веру. При этом притеснения, различные формы дискриминации и сегрегации*, угрозы здоровью и жизни, пытки и убийства христиан имеют место не только в странах, где они составляют меньшинство, но и в тех государствах, которые традиционно считаются частью христианской цивилизации. Так, представители национальных меньшинств в Европе нередко жестоко преследуют своих соотечественников, перешедших в христианство из ислама, как, например, пакистанцы в Великобритании. В Восточной Европе и, в частности, в России христианские деноминации, не принадлежащие к кругу так называемых «традиционных религий», испытывают серьезные трудности в осуществлении своей деятельности и сталкиваются с препятствиями на пути активной евангелизации.
Наряду с этим в странах Азии и Африки, на Ближнем и Дальнем Востоке положение христиан оказывается зачастую просто нелегальным, так что исповедование собственной веры или даже простое хранение Библии или изображений святых может грозить тюремным сроком, а порой и смертью. Конечно, в каких-то случаях нападения на христиан можно объяснить экономическими или социальными обстоятельствами, как, например, в Индии, где многие представители низших каст (далитов, или «неприкасаемых») принимают крещение в том числе в знак протеста против сегрегации. Нападение или даже убийство такого человека можно тогда трактовать как политическое, социальное или даже этническое, но не религиозное, что, однако, не отменяет того факта, что в Индии умирают насильственной смертью сотни и тысячи христиан.
Если попытаться все-таки очертить границы этого явления, то наиболее жестокий и массовый характер на протяжении последних лет гонения на христиан носят в Северной Корее: наряду с общим тяжелым положением в этой стране, представители различных деноминаций подвергаются преследованию со стороны государства, пыткам, вплоть до казни. К числу стран, где жизни христиан угрожает серьезная опасность (как со стороны государственных структур, так и со стороны местного населения), а евангелизация, проповедь или крещение могут стать причиной нападений и убийств, где верующие существенно ограничены в правах, относятся в первую очередь Афганистан, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Сомали, Узбекистан, Йемен и Пакистан. Можно назвать еще по крайней мере три десятка стран, где христиане подвергаются в той или иной форме дискриминации по религиозному признаку.
То, что мы наблюдаем сегодня в этих странах, принципиально отличается от тех гонений, что имели место двести, триста или пятьсот лет назад, как по своему характеру, так и по географическому региону. Чтобы разобраться в причинах этого явления, необходимо обратиться к событиям недавнего прошлого. Во второй половине XX века в мире произошли глобальные изменения, и ключевые - это конец эпохи колониализма и рост национального самосознания, поиски национальной идентичности. Они породили большинство тех вопросов, которые стоят на политической повестке дня в современном глобализирующемся мире.
После окончания Второй мировой войны европейцы постепенно покидают свои бывшие колонии как под давлением формирующихся национальных политических систем, так и под влиянием общественности, которая воспринимает подобное присутствие на территории чужих стран как оккупацию и политическое преступление. К концу XX века это привело к значительному усилению фундаменталистских настроений, которые в этих регионах подразумевали возвращение к доколониальному времени и культуре, даже если оно существовало только как мифологема «золотого века». Теми, кто ожидал, что обновление культуры возможно через подобное обновление памяти предков, христианизированное население воспринималось как как чужеродное и даже прямо враждебное.
Важно при этом понимать, что сама эта тенденция прослеживается как в тех странах, где христианство никогда не имело собственной самостоятельной истории и появилось в результате деятельности колонизаторов, так и в тех, где оно существовало задолго до прихода европейцев. Таким образом, христиане в этих странах оказываются «своими среди чужих» и «чужими среди своих». Формулировка «агенты Запада» в таком случае будет одной из наиболее мягких, а любое неосторожное действие одного из западных государств, мгновенно распространяемое средствами новых медиа, ставит под удар не европейских христиан, а тех, что остаются в беззащитном меньшинстве в странах Азии и Африки.* Сегрегация - политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку. - Ред.
Фото rassia.ru
Автор: МАКСУТОВ Ивар, религиовед, председатель Московского религиоведческого общества, старший преподаватель Центра изучения религий РГГУ, главный редактор Religo.ru
http://www.foma.ru/article/index.php?news=7147