Свои среди чужих, чужие среди своих

Где и почему преследуют христиан сегодня

0
114
Время на чтение 3 минуты

Сегодня гораздо проще ответить на вопрос, где в мире нет гонений на христианские церкви, нежели перечислять все те регионы, где последователи Христа страдают за свою веру. При этом притеснения, различные формы дискриминации и сегрегации*, угрозы здоровью и жизни, пытки и убийства христиан имеют место не только в странах, где они составляют меньшинство, но и в тех государствах, которые традиционно считаются частью христианской цивилизации. Так, представители национальных меньшинств в Европе нередко жестоко преследуют своих соотечественников, перешедших в христианство из ислама, как, например, пакистанцы в Великобритании. В Восточной Европе и, в частности, в России христианские деноминации, не принадлежащие к кругу так называемых «традиционных религий», испытывают серьезные трудности в осуществлении своей деятельности и сталкиваются с препятствиями на пути активной евангелизации.

Наряду с этим в странах Азии и Африки, на Ближнем и Дальнем Востоке положение христиан оказывается зачастую просто нелегальным, так что исповедование собственной веры или даже простое хранение Библии или изображений святых может грозить тюремным сроком, а порой и смертью. Конечно, в каких-то случаях нападения на христиан можно объяснить экономическими или социальными обстоятельствами, как, например, в Индии, где многие представители низших каст (далитов, или «неприкасаемых») принимают крещение в том числе в знак протеста против сегрегации. Нападение или даже убийство такого человека можно тогда трактовать как политическое, социальное или даже этническое, но не религиозное, что, однако, не отменяет того факта, что в Индии умирают насильственной смертью сотни и тысячи христиан.

Если попытаться все-таки очертить границы этого явления, то наиболее жестокий и массовый характер на протяжении последних лет гонения на христиан носят в Северной Корее: наряду с общим тяжелым положением в этой стране, представители различных деноминаций подвергаются преследованию со стороны государства, пыткам, вплоть до казни. К числу стран, где жизни христиан угрожает серьезная опасность (как со стороны государственных структур, так и со стороны местного населения), а евангелизация, проповедь или крещение могут стать причиной нападений и убийств, где верующие существенно ограничены в правах, относятся в первую очередь Афганистан, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Сомали, Узбекистан, Йемен и Пакистан. Можно назвать еще по крайней мере три десятка стран, где христиане подвергаются в той или иной форме дискриминации по религиозному признаку.

То, что мы наблюдаем сегодня в этих странах, принципиально отличается от тех гонений, что имели место двести, триста или пятьсот лет назад, как по своему характеру, так и по географическому региону. Чтобы разобраться в причинах этого явления, необходимо обратиться к событиям недавнего прошлого. Во второй половине XX века в мире произошли глобальные изменения, и ключевые - это конец эпохи колониализма и рост национального самосознания, поиски национальной идентичности. Они породили большинство тех вопросов, которые стоят на политической повестке дня в современном глобализирующемся мире.

После окончания Второй мировой войны европейцы постепенно покидают свои бывшие колонии как под давлением формирующихся национальных политических систем, так и под влиянием общественности, которая воспринимает подобное присутствие на территории чужих стран как оккупацию и политическое преступление. К концу XX века это привело к значительному усилению фундаменталистских настроений, которые в этих регионах подразумевали возвращение к доколониальному времени и культуре, даже если оно существовало только как мифологема «золотого века». Теми, кто ожидал, что обновление культуры возможно через подобное обновление памяти предков, христианизированное население воспринималось как как чужеродное и даже прямо враждебное.

Важно при этом понимать, что сама эта тенденция прослеживается как в тех странах, где христианство никогда не имело собственной самостоятельной истории и появилось в результате деятельности колонизаторов, так и в тех, где оно существовало задолго до прихода европейцев. Таким образом, христиане в этих странах оказываются «своими среди чужих» и «чужими среди своих». Формулировка «агенты Запада» в таком случае будет одной из наиболее мягких, а любое неосторожное действие одного из западных государств, мгновенно распространяемое средствами новых медиа, ставит под удар не европейских христиан, а тех, что остаются в беззащитном меньшинстве в странах Азии и Африки. 

* Сегрегация - политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку. - Ред.
Фото rassia.ru

Автор: МАКСУТОВ Ивар, религиовед, председатель Московского религиоведческого общества, старший преподаватель Центра изучения религий РГГУ, главный редактор Religo.ru

http://www.foma.ru/article/index.php?news=7147
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06