При разорении русской Галиции королём Казимиром III икона была вывезена в Польшу и принесена князем Владиславом Опольчиком в Ченстохов. Так икона оказалась у монахов Ясногурского монастыря, принадлежащих ордену паулинов (Орден святого Павла, первого отшельника, названный в честь Павла Фивейского).
В начале XV века приверженцы Яна Гуса захватили и ограбили обитель. Повозка, в которой те пытались увезти - вместе с прочим добром - чудотворный образ, не мог тронуться с места: Богородица Сама решает, где находиться Её святому образу. Один из гуситов в ярости сбросил святую икону на землю, другой ударил мечом по лику. Кара не замедлила: один из кощунников был разорван на части, у другого отсохла рука, иные упали замертво, прочие наказаны слепотою. Ченстоховский образ стал именоваться «Польской королевой», а в XVIII веке был буквально «коронован» по особому чину римским папой, отчего образ, конечно, не перестал быть православной святыней.
2. Во время Наполеоновских войн Варшавское герцогство являлось союзником Франции. В январе 1813 года русские войска заняли Варшаву: пятидесятитысячный австро-польский гарнизон бежал. Сдалась и Ченстоховская крепость. Монахи-паулины преподнесли русскому командованию список (копию) чудотворной иконы. По некоторым сведениям, в Петербург в Казанский собор был доставлен всё-таки не список, а сама чудотворная икона. После покушения в Париже польского эмигранта Антона Березовского на Александра II (1867 год) в Ченстохове был возведён величественный православный храм, освящён в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия. В нём хранился благодатный список чудотворного образа. В 1918 году после крушения Российской империи Польша получила независимость и храм захватили католики...
3. У советского писателя Бориса Полевого есть книга документальной прозы «Эти четыре года. Из записок военного корреспондента», в которой две главы посвящены освобождённому советскими войсками в годы Второй мировой войны Ченстохову и, собственно, чудотворной святыне - «Матка Боска Ченстоховска» и «Немного мистики». Полевой был атеистом и не благоговел перед святынями, во всяком случае, если судить по опубликованным материалам. Как известно, отец писателя имел духовное образование, поэтому, вероятно, для самого Бориса Полевого словосочетание «Ченстоховская икона» не было пустым звуком. Советские войска не просто освободили, но и спасли Ясногурскую обитель. Полевой пишет: «Наш танк ворвался в монастырь, где фашисты хотели развернуть оборону, и не дал им там укрепиться - чем и спас икону. Потом саперы разминировали монастырь, который в провокационных целях хотели взорвать отступающие немцы, чтобы свалить вину на русских солдат и этим поссорить Россию с католическим миром».
На советских журналистов, к коим относился и Полевой, икона впечатления не произвела. Будущий автор «Повести о настоящем человеке» пишет: «Образ Мадонны... населяет все храмы христианского мира. Среди них Ченстоховская, по-моему, самая будничная - усталая немолодая женщина с темным изможденным лицом, прижимающая к себе, как кажется, не сына, а внука. К тому же шрам на щеке. Просто не понимаю, в чем сила, которая в течение многих веков привлекает к ней сонмы паломников чуть ли не со всего мира. Признаюсь, мы с Николаевым, бывшие комсомольцы и, разумеется, безбожники, уходили от иконы разочарованными...»
И тут безбожников настигло чудо. Монах, находившейся при них, сказал, что икона им «не явила себя» и попросил: «Глядите на нее. Глядите и старайтесь ни о чем не думать, забудьте, где вы». Полевой с товарищем последовали призыву: «Я было начал дремать, - пишет Полевой, - но что это? Раскрыл глаза. Лик и руки Богородицы будто бы покрылись туманом, растаяли, а потом из тумана стало прорисовываться другое лицо: округлое, совсем юное. Оно проступало отдельными частями - сначала губы, брови, потом нос, глаза, прядь волос, выглядывающая из-под оклада. И вот уже совсем иной образ смотрел на нас из искрящейся бриллиантами ризы... Сама Богородица неузнаваемо изменилась. Она не была похожа ни на одну из известных Богородиц и Мадонн, и если ее что-то роднило с теми образами, то это черты человеческой чистоты. Это была смуглая девушка ярко выраженного восточного типа, девушка лет пятнадцати-шестнадцати. Здоровье, физическое и духовное, как бы проступало сквозь смуглоту кожи. Продолговатые глаза, большие, миндалевидные, несколько изумленно смотрели на нас... Кто-то тихо пожал мне локоть. Николаев смотрел на меня, и лицо его было несколько растерянным. «Ты что-нибудь видел? - спросил он...»
Ченстоховская икона, на которой Богородица изображена в кольчуге, получила быстрое распространение. Иногда этот образ называют Богородица Русская или Взбранная Воевода. Ченстоховскую икону можно часто видеть во время крестных ходов. Так, наряду с иконой Державная во время 1500 километрового крестного хода «Под Звездой Богородицы» («Афонский луч, Одесса - Москва») в 2008 году была и новая чудесная икона.
* * *
В 1917 году, в трагический час нашей истории, нам был явлен образ Державной иконы Божией Матери. Православные восприняли весть об этом чуде как свидетельство, что Русь находится под Покровом Царицы Небесной и может быть спасена. И Русь была спасена. После 25-летия невиданных гонений, среди пламени чудовищной кровавой войны в храмах вновь затеплились лампады, возобновились службы. В новом столетии, в преддверии новых испытаний, нам была явлена чудесная икона Ченстоховская - Богородица в кольчуге и полководческом шлеме.
Истинно, наше Отечество находится под Покровом Царицы Небесной. Многие православные, обращавшиеся с молитвой к Пресвятой Богородице пред образом Взбранная Воевода, замечали особую благодать вразумления в трудных обстояниях и защиту от опасности.
Защитит она и Святую Русь от многих бед и нестроений.