Несколько дней назад православный человек задал мне вопрос, что именно преступного совершила группа Pussy Riot.
Вот уже две недели в центре внимания общественности находятся несколько девиц, устроивших канкан в Храме Христа Спасителя. Нацепив шапки с прорезями для глаз и ртов, они прошли к Царским вратам, где совершается часть литургии. Там, на солее, то задирая ноги выше головы, то падая на колени, чтобы перекреститься, участницы группы исполнили песню, где самыми невинными словами были «Богородица, Путина прогони». Остальная часть их «панк-молебна» - так они назвали свою пародию на богослужение - состояла из сквернословий и куплетов, оскорбляющих Святейшего Патриарха Кирилла. Приведу образчик:
Патриарх Гундяй верит в Путина -
Лучше бы в Бога ... верил.
Троеточием я заменил оскорбительное слово. Но ещё больше меня поразили другие, полные ярости слова в адрес главы Русской Церкви:
Чтобы Святейшего не оскорбить,
Женщинам нужно рожать и любить.
Бессмысленно спрашивать, что же возмутило этих дам в любви и родах. Некоторое время назад одна из них - Надежда Толоконникова, - будучи на девятом месяце беременности, приняла участие в акции публичного группового секса в Биологическом музее имени Тимирязева. Это осквернение материнства снималось на видео и фотографировалось.
Через несколько дней после безобразия в Храме Христа Спасителя несколько участниц святотатства были задержаны правоохранительными органами. Собственно, именно после этого общественность и заголосила. Среди тех, кто бросился оскорблять Церковь, требовать, чтобы блудниц отпустили, по меньшей мере половину составляют те, кто считает себя православными. Они словно обезумели. Мало того что не увидели ничего кощунственного в перфомансе Pussy Riot... В Новосибирске, скажем, какие-то богохульники написали пародию на Богородичные иконы, где изображена с младенцем участница Pussy Riot в цветной маске. И что же? Так называемые православные защитники Толоконниковой и Алёхиной старательно не замечают оскорблений их религии. Это не имеет для них никакого значения.
Мы видим даже не потенциальный раскол, а нечто гораздо худшее, хотя и предсказуемое. В «Новой газете» на Церковь обрушился безымянный священник под псевдонимом Алёша Белочкин. Как сообщил столь же безымянный сотрудник «Новой», сей пастырь служит в Церкви уже тридцать лет.
«Стыдно, - пишет этот самый Белочкин-небелочкин, - стыдно до слёз и, как говорил известный киногерой, за державу обидно. Обидно за ту часть её народа, которая кичится своей "православностью". Или "православнутостью", как кто-то удачно поставил диагноз... Но особенно чувство стыда не оставляет всё последнее время, прошедшее со дня злополучного "панк-молебна" в Храме Христа Спасителя. Стыдно за то, что и я отношу себя к православным христианам. Итак, вернёмся к началу, о котором все уже забыли. Что произошло, что и кем было сделано? Группа женщин ПРИШЛА В ХРАМ ПОМОЛИТЬСЯ...»
Выделено не мною. Вот эти прыгающие перед алтарём, выкрикивающие грязные слова феминистки, они, оказывается, пришли помолиться. Дальше про «злобно завывающих» православных, которые помешали девушкам. Белочкиным вторит адвокат Алёхиной Николай Полозов. Он считает, что Христос пострадал за что-то подобное. Неужели?
Здесь мы видим полную и, скорее всего, необратимую утрату чувства святости. Отсюда глухое непонимание, чего хочет Церковь, якобы не желающая простить богохульниц. Правда, они и не просят о прощении. Но... «Если бы Церкви нужно было покаяние, они могли бы послать девушкам священника», - заявляет Полозов. Это потребительское отношение к вере, собственно, и является корнем проблемы. Всем этим людям, которые ощутили родство с Pussy Riot, Бог что-то сильно задолжал, Церковь задолжала. А мысль, что на них тоже лежит какая-то ответственность, что просить прощения или нет - вопрос их совести, их спасения, - не приходит в голову. У этого самого Полозова, который тоже называет себя верующим, прадед был келейником Патриарха Тихона, мучеником, погибшим от рук безбожников. Чекисты тогда ворвались к Патриарху, а Яков Полозов оказался у них на пути. Тоже, наверное, «помолиться хотели».
- Вы человека убили! - закричал потрясённый Патриарх, но убийцы его не поняли, как нынешние негодяи не понимают, чего же такого они натворили.
Худшее, что с нами произошло в ХХ веке, - это вера в то, что нам всё позволено, всё простится и в этом мире, и в горнем, ведь сами себя мы охотно прощаем. Это называется атрофия совести, бесстыдство. Слишком многие усвоили адвокатские приёмы, научились выворачиваться из любой ситуации. Изменяют, предают, лгут, всегда имея отговорки.
Таких не пронять, не пробить ничем. Пришедшие в Церковь и оставшиеся недовольными тем, как их там обслужили, они много лет копили в себе раздражение. Сейчас оно выплеснулось наружу. Они врут, что озверевшие православные требуют крови мучениц. На самом деле - совершенно другого: понимания, что натворили, извинения. И если этого не произойдёт - чтобы наказание не было номинальным. Никто не требует, чтобы девок посадили на семь лет, на год, - чаще всего говорят об условном, но всё-таки сроке. Чтобы не стёрлась окончательно грань между тем, что можно и чего нельзя делать. И дело не в мести - наоборот, это страх за этих девиц и их последовательниц, за свой народ. Страшно, когда у людей появляется вера в то, что им всё сойдёт с рук, во вседозволенность.
Пытаюсь всё это объяснить православному, который задал мне вопрос, что же она натворила, эта группа Pussy Riot.
Храм - это Дом Божий, место молитвы, в который нужно входить либо благоговейно, либо как минимум уважительно, либо не входить вовсе. Никто силой не тянет. Не веришь - не верь, но не лезь к тем, кто верит. Когда комсомольцы врывались в храмы, чтобы совершить что-то подобное, ни один нормальный человек не сомневался, что это злостное хулиганство и преднамеренное хамство.
Сделай они это в мечети - то, что осталось бы от девок, пришлось бы не сажать, а закапывать. Но мы христиане. Нам достаточно самого факта, что хулиганство названо хулиганством, даже если какие-то продвинутые святотатцы называют его перфомансом. На днях в блоге Pussy Riot к его участницам обратился один из «фарисеев», под именем Plotnik. Вот что он сказал:
«Когда экстаз пройдёт, подумайте о том, что только в православном храме вы могли так себя вести, не опасаясь за собственную безопасность. Только в храме Божьем, храме Самого Иисуса Христа Спасителя человек даже в таком одержимом, беснующемся состоянии может рассчитывать на милосердное, сострадательное к себе отношение. Ведь очевидно, что, будь человек счастливым, его части тела не дёргались бы от страха. Господи, помилуй, не ведают бо, что творят! Даруй прозрение и оздоровление!»
Владимир ГРИГОРЯН