Все зависит от тебя, а ты сам — от Него

0
119
Время на чтение 7 минут

«Алло, это епархия? У вас там есть такой отец Михаил - как с ним можно связаться?» - «Так у нас несколько отцов Михаилов...» - «Мне вот того самого - который от пьянства хорошо помогает».- «?!» - «Он в каком-то парке служит».- «Ага, понятно. Записывайте: Детский парк, Владимирский храм, в 15.30 по субботам - акафист Божией Матери, читаемый перед иконой «Неупиваемая Чаша».- «И все?..» - «Не все. Но остальное от вас самих зависит главным образом».

На самом деле, этот звонок вызывает только грустную улыбку. Никаких побед на фронте борьбы с алкогольной угрозой иерей Михаил Богатырев - настоятель храма во имя святого равноапостольного князя Владимира - за собой не числит. Хорошо, если хоть кому-то помог. Впрямь, слишком многое зависит от самого «злоупотребляющего».

- Батюшка, да ведь самих-то алкоголиков на акафисте не видно. Жены стоят, матери, дети. А их самих нет.

- Они появляются периодически. Я недавно освящал новое помещение Общества трезвости - видел там знакомые лица. Приходят эти люди в храм, молятся, пытаются справиться со своей страстью. Но с их родными действительно приходится общаться чаще. Они звонят мне, если не могут сами прийти на службу: «Батюшка, помяните там моего - запил опять...». Случается даже, что издалека звонят - те, кто уехал из Саратова: «Служите сегодня акафист? Помяните...».

- А не говорят Вам такого: «Батюшка, что-то не помогает ваш акафист, молитесь-молитесь, а все без толку»?

- Вот такого не говорят никогда. Потому что помощь - она всегда есть. Все, кто приходит сюда, чувствуют Божию благодать. Другое дело - как человек сам относится к тому, что с ним происходит. Во-первых, не каждого хватает на то, чтобы признать себя алкоголиком. Родители, жены, дети, те, кто страдает от его действий,- те понимают все, а вот он сам - редко. Во-вторых, только понимать - мало. Есть люди, которые понимают, отдают себе отчет в том, что ими владеет пагубная страсть. Они приходят сюда, каются, молятся, но среда, в которой они уже привыкли жить, она не дает им научиться обходиться без алкоголя. Человек приходит в храм, участвует в молитве - и чувствует, как ему становится лучше, как просветлела его душа. Он уходит домой радостный, окрыленный, какое-то время впрямь не берет в рот ни капли. Но однажды ему звонят друзья, и он не находит в себе сил сказать им нет. И все, чего ему удалось достичь чрезвычайно тяжелым для него духовным трудом - потому что для него это действительно огромный труд: неделю не пить! - идет прахом.

Мы должны дать себе отчет в масштабе беды. У каждого из нас они есть, а точнее, были: друзья, товарищи, коллеги, родственники, до срока сгоревшие от водки. Мы видим живых, идущих тем же путем: мужиков, изначально толковых и работящих, но неспособных уже и дня прожить без бутылки. Интеллигентных, внешне вполне благополучных женщин, тихо пьющих по вечерам, в одиночку или вдвоем с подругой. Парней и девчонок, не достигших еще двадцати, но уже не расстающихся с банкой пива. Больших начальников, предпочитающих дорогой коньяк и не менее дорогие патентованные средства от похмелья... А сколько русских талантов сгубила «родимая» - слишком известны эти имена, чтобы их здесь называть.

Самое страшное, может быть, что мы этому не удивляемся. И не ужасаемся. Это одна из самых привычных деталей нашего российского бытия и постоянный повод для разнокачественного юмора. А на самом деле это трагедия.

Мне кажется, что никакой священник не поможет человеку, не видящему духовных причин пьянства. Мы больше склонны видеть причины внешние: удары судьбы, плохие друзья, пресловутая слабохарактерность, дурная наследственность... Но все это скорее поводы, чем причины.

Человек - не гомо сапиенс, он тварь духовная. У одного православного автора я прочитала, что грехопадение человека можно сравнить с опрокидыванием пирамиды: дух, который должен был находиться на вершине и определять все человеческое существо, оказался внизу, подавлен телом и грешной душой. Вернуться в исходное положение - это даже у святых подвижников до конца не получалось. Но если дух в человеке задавлен до полной неподвижности и бездыханности, если у человека нет ничего такого, что он делал бы, руководствуясь духом,- его жизнь не будет нормальной, а сам он окажется беспомощным. И выход, который он найдет, заведомо не выход, а тупик.

Можно сказать проще: когда человек живет без Бога, самим собой - он живет неправильно. Крен, а затем катастрофа - закономерное следствие такой жизни. Понятно, что не все неверующие спиваются. Сильным, активным, достаточно моральным или просто защищенным натурам удается найти какие-то противовесы и остаться на плаву. А вот иным - увы.

Перестроить себя, научиться жить духом, жить с Богом... Но ведь это трудно - даже и не отягченному и не измученному страшным недугом человеку! Это требует труда, внутренней дисциплины, собранности. У бедного алкоголика, наверное, совсем шансов нет! Но отец Михаил видит проблему иначе:

- Человек, понимающий, что он гибнет как духовно, так и физически, наедине с самим собой, когда некого обманывать, некому доказывать, что ты не пьяница, что ты хороший, не может не осознать, что сам он, своими силами, ничего сделать не сможет. А если человек это понял, то следующий шаг - обращение к Богу: «Господи, помоги мне жить нормально. Сам, без Тебя, я не справлюсь. Возьми волю мою, возьми сердце, душу мою, и сделай - не так, как мне хочется, а как надо; сделай меня таким, как Ты задумал, создавая меня». И если это будет всем сердцем понято и прочувствовано, если обращение будет искренним, результата просто не может не быть. Господь никогда не оставляет человека, искренне обратившегося к Нему.

Кто-то из читателей увидит здесь, возможно, противоречие: с одной стороны, человеку говорят: «Все зависит от тебя самого», а с другой: «Ты сам ничего не можешь». Но это не противоречие, нет, это именно две стороны одного процесса. Одному из моих давних знакомых это хорошо известно. Я решаюсь позвонить - сначала не ему, а его духовнику:

- Батюшка, как у Алексея дела?

- У Алексея? Хорошо. Он теперь алтарник, первый мой помощник на приходе. И на работе у него должность очень ответственная. Его проблемы... Уверенно сказать, что они остались в прошлом, конечно, нельзя. Но он сам это понимает и не расслабляется, вот что важно.

Звоню Алексею:

- Почему у Вас получилось, а у других не получается?

- Не стоит раньше времени говорить, что у меня получилось. Мне бороться и держаться теперь придется - до самой смерти, я это знаю. Человеку, который решился с помощью Божией преодолеть свою страсть, надо быть готовым к тому, что быстрой победы не будет. Будут срывы, могут быть запои, будет страшное раскаяние потом, и отчаяние придет, я все это знаю. Но вот что еще важно - чтоб этого человека поддерживала община. Пусть люди это про него знают, здесь не надо стыдиться. Пусть за него молятся. Для меня это очень важно было - знать, что наши прихожане молятся за меня. Когда ко мне подходила наша прихожанка, вернувшаяся из паломничества, и говорила: «А я за тебя и в монастыре сорокоуст заказала, и там за тебя молиться будут» - я не мог к этому остаться безразличным. Это был стыд, но он спасал.

Алексей считает, что люди, страдающие недугом пьянства, могли бы объединяться в группы при приходах, поддерживать друг друга, делиться опытом, а еще - вместе занимать то время, которое раньше посвящалось возлияниям, вытеснять эти возлияния из жизни - разными добрыми делами, чтением и т.д.

- Потому что враг номер один у нас - лень. Не хочется работать, хочется расслабиться, а расслабиться - значит, выпить. Надо все время что-то делать, чтобы не пить.

Кроме Алексея, я знаю еще одного человека, столь же решительно восставшего на свой недуг и столь же ясно осознавшего необходимость Божией помощи: это немолодая женщина, кандидат наук, преподаватель вуза. Она долго называла себя атеисткой, а теперь - прихожанка небольшого окраинного храма. И я рискну все же назвать эти два случая победами - хотя и не окончательными. Не должен человек считать эту свою победу окончательной, пока он жив, а если считает, то лукавый ему это подсказал. Но что следует сказать тем, кто готов отчаяться? Священник Михаил Богатырев говорит:

- Они и сами спрашивают меня: что делать? Я отвечаю: если ты смог не пить хотя бы три-четыре дня (для некоторых ведь и это - великое достижение) и вдруг чувствуешь, что тебя тянет к бутылке,- бросай все, понимаешь? Чем бы ты ни занимался, где бы ты ни был - все бросай и беги сюда, в храм. Вставай вот здесь, в углу, и молись. Открывай молитвослов, читай Покаянный канон или так, своими словами,- но молись, пока не почувствуешь Божию помощь. Ты понимаешь, что я не могу тебя все время водить за руку - ты должен делать что-то сам. Прояви какие-то свои волевые или интеллектуальные качества. Ты ведь знаешь, во что ты превратишься, если опять сорвешься в запой. Они ведь сами, когда приходят в себя, говорят: мы не люди в этом состоянии, мы хуже зверей. Я им говорю: раз вы сами это понимаете - бегите сразу сюда.

- Но они ведь так не делают? Не бегут?

- Очень редко. Сатане-то не надо, чтоб человек бросил пить и к Богу пошел...

Помяну здесь все же один погубленный русский талант - Николая Рубцова. Его поэзия - поразительный пример внутреннего диалога с тварной красотой мира, красотой рукотворной (сколько храмов в его стихах!) и нерукотворной, красотой человеческих душ и труда. Детдомовца и матроса не учили верить в Бога, конечно, но не чувствовать Творца этот поэт не мог. Однако...

Красным, белым и зеленым
Нагоняем сладкий бред,
Взгляд блуждает по иконам...
Неужели Бога нет?

Чувствовал, но так и не нашел. Или - не пошел к Нему. Потому-то, может быть, и оказалась судьба такой страшной, и конец - настолько безобразным - от всякого, кому дано много, много и потребуется (Лк.12,48).

Но ведь если разобраться, каждому из нас дано много - так много, что мы и вместить не можем: жизнь.

Марина Бирюкова

Газета «Православная вера» № 5 (457), 2012 г.

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=59563&Itemid=4

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45