Помочь пробудиться

Беседа с преподавателем «Основ православия» Л. В. Панюковой

Основы православной культуры 
0
178
Время на чтение 7 минут

Людмила Владимировна - учитель с более чем 30-летним стажем. Четыре года она преподавала «Основы православия» в гимназии № 3 города Инты. Об этом мы и решили расспросить её.

- Людмила Владимировна, вы взялись за преподавание «Основ православия» по своему желанию?

- Да, это произошло после того, как я начала воцерковляться. У меня имелся небольшой опыт обучения детей по программе «Истоки», но этого было недостаточно. Пришлось перечитать много литературы, что-то открылось по наитию, и, конечно, очень помог наш интинский батюшка - отец Василий Потрясов. После встречи с ним я и решилась на разговор с родителями своих первоклашек. Сначала они молчали, потом сказали: «Мы многого не знаем, жили в безбожное время, но попробовать стоит, худого, думаем, не будет». Я сразу предупредила, что цели силком тащить детей и родителей в церковь у нас нет. Для меня главное - научить детей отличать добро и зло.

И люди поняли, согласились. Стояли потом за меня стеной и сами начали меняться вместе с детьми. Они стали для нас с отцом Василием соратниками и помощниками. Без их поддержки мы бы, наверное, не справились.

- Все согласились сразу, без уговоров?

- Папа одной девочки сказал, что, когда ребёнок вырастет, пусть сам выберет, по какому пути ему идти. «А вы показали хоть один путь, по которому может пойти ваш ребёнок? - возразила я. - Давайте попробуем, покажем дорогу к храму, а выберет он её или нет - это будет его решение».

С самого начала я хотела, чтобы в преподавании принял участие отец Василий. О многом детям лучше было услышать от священника, мужчины. Но так как батюшке в школу попасть непросто, все родители дали на это письменное согласие, всё было добровольно. У нас есть девочка из мусульманской семьи. Никто её, естественно, не заставлял и даже не убеждал ходить на «Основы». Ей самой очень хотелось. В какой-то момент пожелала креститься, на что бабушка сказала ей: «Если до десяти лет не передумаешь, я не буду против». Мы об этом забыли, и вдруг девочка подходит к отцу Василию и напоминает: «Всё, батюшка, мне исполнилось десять лет - как мне подготовиться к крещению?» Её родные попросили меня стать крёстной матерью. Это был праздник. Три ученицы в тот день осознанно приняли крещение.

Но, повторюсь, взять человека за руки и привести в храм не является целью нашего предмета. В своё время я прочитала у Антуана де Сент-Экзюпери: «Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться». Вот это действительно наша сверхзадача - пробудить. И тогда человек сам, по своей воле придёт к Богу.

- Когда родители окончательно поверили, что изучение православия - дело стоящее?


Воскресная школа (фото Е. Девяшиной)

- Отец Василий беседовал с детьми постоянно, с первого класса. Когда случалось кому-то из детей соврать, обидеться на родителей, впасть в самооправдание, подраться, он с ними говорил об этом, вместе разбирали, что такое хорошо, а что - худо. И это очень сильно меняло детей к лучшему - вошло в привычку говорить о трудностях, трезво себя оценивать.

Мы говорили им, что каждый человек - образ и подобие Божие и нужно соразмерять себя с этим, стараться мириться первым, никого не осуждать, не злиться, не обижать и не обижаться. Учим подчас каким-то очень простым вещам. Например, у кого-то день рождения, он приносит и всем раздаёт конфеты. Напоминаем: «Угостите родителей. Маме дайте кусочек, папе кусочек. И тогда конфетка станет намного вкуснее». Или вот батюшка сказал однажды, что Богородица плачет, когда видит, что сыны и дочери Божии ведут себя недостойно, позволяют дурные слова. Нужно было видеть, как дети приосанились, почувствовав ответственность за свои поступки!

В беседах мы шли обычно от вопросов, которые задавали сами ребята. Спросит кто-нибудь: «Откуда мир произошёл?» - и вот рассказываем о сотворении мира. О том, как появились первые храмы и как устроена церковь, что такое заповеди и почему их нужно соблюдать. Говорили о том, что нужно уважать людей, у которых другая религия, и о том, как поступить, когда тяжело на душе. Всё это на уровне советов. Мы не давили на ребят. Навязывать им своё - это разрушить доверие.

- Какой была реакция?

- Дети запросились в храм, на богослужение. Я упиралась, говоря, что это, мол, не моя работа: я показала дорогу к церкви - дальше идите сами. Год держалась, но потом родители уговорили. Первый раз пошли на литургию - ребята хотели понять, что это такое. Выстоять службу было трудно, и я думала, что больше они в церковь не попросятся. Но нет, начали уговаривать сводить их, посмотреть, что такое чин елеопомазания. Потом захотели побывать на празднике Крещения, увидеть, как освящают воду. Созвала родительское собрание, спросила, что мне делать. «Пусть идут», - сказали родители.

То, что дети начали меняться, мы заметили через полгода-год. Заповедь почитать родителей на ребят произвела впечатление, и это начало давать плоды. Они стали более покладистыми. Работники гимназии, техперсонал тоже обратили на это внимание. Их удивило, что дети, которые изучали «Основы», на замечания реагировали совсем иначе, чем другие школьники. Останавливались, задумывались, вежливо отвечали. В общем, нормальные ребята, какими и должны быть.

Сейчас они уже пятиклассники, и недавно на педсовете учителя отмечали, что давно у них не было таких учеников - доброжелательных, открытых, с желанием трудиться. Но не думайте, что у нас идиллия. Есть, скажем, мальчик: пока с нами - покладистый, хороший, а без нас - совсем другой. Ребята подходят, говорят: «Мы молимся о нём, но пока плохо помогает». А в целом мальчишки у нас добрые, и доброта эта - действенная.

- Вы начали работать в школе ещё в советское время, а преподавать «Основы православия» - недавно. Как прежде вы помогали детям стать лучше?

- Учителем я стала в 80-м году. Как прежде решалось? Всегда нужно выбрать какое-то общее дело, задать вектор, наладить душевную связь с родителями - без их поддержки самый хороший педагог не сможет добиться положительных результатов. Рождество мы, кстати, впервые отметили ещё в то время, когда это было запрещено. Собрались вместе: и дети, и родители. Хотя я в то время ничего не знала о постах и многом другом, всё как-то складывалось.

Что такое общее дело? Это доброе делание, пробуждающее душу. Расскажу одну историю. Есть такая практика - индивидуальное обучение тех детей, которые не могут ходить в школу. И мне поручили заниматься с девочкой-инвалидом - хрустальной девочкой, как мы её называли. Дело в том, что у Насти был недостаток кальция в костях - отсюда частые переломы. Она мне говорила: «Я вижу жизнь только через окно». Однажды я рассказала о ней в классе, и ребят это поразило. Они попросили меня познакомить их с Настей и долго потом к ней ходили - и мальчишки, и девчонки. Сейчас, слава Богу, у Насти всё хорошо, мы иногда созваниваемся. Знаю, что она вышла замуж за любимого человека, у них растёт сын.

- В 90-е тяжело пришлось?

- Да, как и всем. Подолгу не платили зарплату. Тяжело переживалось, что мы вроде как больше не нужны своей стране. В некоторых школах учителя устраивали своего рода забастовки. Приходили на работу и ничего не делали. Но в школе, где я тогда преподавала, такого не было. Наш директор, Валентина Александровна Кашина, не могла на нас давить - это было не в её характере; да и что можно сделать с человеком, которому ничего не платят? Но она была убеждена: если вышел на работу, отдавайся ей целиком, не ограничивайся обязательной программой, ты в школе не срок отбываешь. Это стержень нашей русской, советской, российской педагогики, без которого положение дел в стране было бы страшнее.

- Как много добавили «Основы православия» к тому, что вы делали раньше? Ведь вы всегда учили детей добру.

- Знаете, прежде общество не навязывало ребёнку цинизма, не развращало его. Эгоизм был не в чести, не показывали иностранных мультиков, которые искажают сознание ребёнка. Даже в 90-е дети были лучше, чем сейчас. С болью приходится наблюдать, как они меняются к худшему. Поэтому сейчас за них труднее бороться, без опоры на православные ценности не обойтись. И ещё, в чём я убеждаюсь всё больше: нужно не только бороться за детей, но и помогать родителям.

У нас всё перевёрнуто. Отец последним садится за стол - сначала кормят детей. Это неправильно. Нет уважения к отцу, а без этого семья - не семья. Мужское начало должно быть главным. Если семья неполная, это начало должно исходить от крёстных отцов, от родных - дедушки, дяди. Семья вместе должна собираться, когда появляются трудности, обсуждать, думать, как преодолеть беду. Если необходимо, нужно наказывать - не должно быть вседозволенности. Но при этом ребёнку нужно дать понять: ты наш, мы тебя любим и твой поступок нас очень ранил. Иначе результатом наказания станет не раскаяние, а ожесточение.

- Сейчас предмет ОПК вводится в школьную программу повсеместно. Это может изменить страну?

- Огорчает то, что «Основы» начнут преподаваться лишь в четвёртом классе. Три первых класса, самых важных в становлении ребёнка, оказались не охвачены. Одним предметом мы не решим всех проблем. Верой в Бога должно быть пронизано всё обучение. Этого не решить административными методами. Нужно воцерковлять учителей, создавать среду, обращённую к сердцу ребёнка.

- Было что-то, что поразило вас во время первого опыта преподавания «Основ» в вашей гимназии?

- Один случай тронул особенно. Я упомянула, что во время родительского собрания, когда решалось, преподавать ли детям «Основы», лишь один отец высказал сомнение. На последнем собрании он снова поднялся и сказал: «Я благодарен вам за то, что сознательно бросил пить. Бог помог мне понять, что мы с дочкой друг для друга значим. Сейчас для меня важнее моего ребёнка ничего нет». Многие родители за эти четыре года, что шли уроки, впервые переступили порог храма. Они начали пробуждаться вместе с детьми.

Беседовал Владимир ГРИГОРЯН

http://www.rusvera.mrezha.ru/655/13.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Основы православной культуры
Чревоугодие. Что это такое? Если у человека есть
любимое блюдо — это чревоугодие?
18.11.2024
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Война с сатанизмом. Цензура в кино. Кому верит
молодежь? «Русский ковчег»
31.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06