Пассия - молитвенное памятование о страданиях Спасителя

0
2098
Время на чтение 7 минут

Ныне православные христиане проходят поприще Великого поста. Основная цель такого подвига, конечно же, покаяние. Ибо только таким способом мы можем приблизиться ко Господу и стать готовыми для того, чтобы достойно встретить Его Славное Воскресение, Пасху. Но без распятия, без Крестной смерти Спасителя нет и Воскресения Христова. Все семь недель Великого поста православные христиане совершают этот духовный путь. Неоценимыми помощниками в нем являются особые богослужения, которые совершаются только в это постное время. Одним из таких особых богослужебных последований является Пассия. Последование Пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. Название этого особого богослужения происходит от латинского слова «страдание», а целью является духовное сопереживание страстей Христовых.

Зародилось это православное богослужение на Юго-Западе Руси в XVI-XVII веках. Последование Пассии составлено киевским митрополитом Петром (Могилой).

 

Святитель Петр (Могила)

Порой можно услышать бытующие заблуждения о том, что Пассия - это подражание лютеранским «Страстям по Матфею, Иоанну, Марку, Луке». Но «Страсти» имеют театрализованный характер. Вокалисты и чтецы, часто в костюмах, по ролям, можно сказать, проигрывают историю последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, при этом используется музыкальное сопровождение - мессы Иоганна Себастьяна Баха из цикла Страстной недели, известные как «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Именно так на этих богослужениях доносится до слушателей евангельский текст, вызывая у паствы сопереживание Страстям Христовым. Таким образом, «Страсти» - это своеобразный способ пересказа и переживания евангельского повествования при помощи музыкальных средств.

Пассия же - это православная богослужебная форма, в которую вставлены некоторые православные песнопения. В ней все элементы православные сами по себе или заимствованы из православного богослужения: акафист Страстям Христовым, Евангелия, взятые из Страстных служб прокимен и стихиры.

Из истории этого, самого позднего по времени возникновения, богослужения, известно, что в Цветной Триоди, напечатанной в 1702 году при архимандрите киево-печерском Иоасафе Кроковском, в конце книги как раз и находилось прибавление к обыкновенному церковному уставу, где был описан обряд Пассии. Установленный, как уже было сказано выше киевским митрополитом Петром Могилой, обряд этот первоначально совершался в некоторых монастырях и соборных церквях юго-западной Руси. В дальнейшем святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический составил службу с акафистом Страстям Христовым.

Святитель Иннокентий (Борисов)

Долгое время Пассии совершались только на Украине. Но в конце XIX века это особое богослужение начинают служить и в Российских епархиях, и уже в ХХ веке, оно становится практически повсеместным.  Своим внутренним содержанием Пассии доставляют прихожанам православных храмов высокое духовное утешение и назидание.

Как же происходит это богослужение?

В центре храма устанавливают распятие, к которому перед началом и по окончании богослужения благоговейно прикладываются все присутствующие. Также в центре храма, перед распятием на аналое кладут Евангелие. Пассия совершается четыре раза за весь период Великого поста - по числу Евангелий. Каждый раз священники читают главы, посвященные спасительным Страданиям Господа нашего Иисуса Христа. За первой Пассией читают Евангелие от Матфея, 26 и 27 главы, за второй - Евангелие от Марка 14 и 15 главы, за третьей - Евангелие от Луки 22 и 23 главы, за четвертой - Евангелие от Иоанна 18 и 19 главы. Как правило, чтение начинает настоятель храма - он служит первую Пассию, а дальше богослужения продолжают остальные священники по чину. Во время чтения Евангелия прихожане держат в руках зажженные свечи, стоят на коленях. В условиях особой, благодатной тишины происходит особое сопереживание Страстей Христовых, человек становится сопричастным этой Великой Жертве.

На Пассии

Также во время Пассии звучат умилительные песнопения из служб Великой Пятницы. Перед чтением Евангелия поют прокимен: «Разделиша ризы Мои себе и о одежде Моей меташа жребий...» - это слова из 21 псалма святого Царя и Пророка Давида, в котором он духовно предвидел Крестные Страдания Спасителя. А также поют стихиру: «Придите, ублажим Иосифа приснопамятного...», которую обычно исполняют во время прикладывания к Плащанице. В ней есть такие слова: «Поклоняюся Страстем Твоим Христе, покажи нам и славное Воскресение Твое» - при этом особо благочестивые прихожане совершают земные поклоны.

Также во время Пассии священник обязательно произносит проповедь. Она особо проникновенна, так как повествует о Спасительной Жертве Христовой. С замиранием сердца и часто со слезами на глазах слушают ее прихожане. И дело здесь не в выразительности голоса или каких-либо других внешних эффектах, а в глубоком содержании. Глубоко духовно потрясенные чтением Евангелия о Страстях Христовых, богомольцы продолжают сопереживать Распятому за нас Господу, вслушиваясь в слова священника.

Архимандрит Иоанн (Крестьянскин)

В качестве примера такого пастырского слова приведем отрывок из проповеди на четвертой Пассии известного русского старца, архимандрита Иоанна (Крестьянкина):

«...Почти две тысячи лет тому назад злоба человеческая пригвоздила ко Кресту Божественную Любовь. Распяла потому, что принесенное на землю Господом новое возвышенное учение о любви и мире не совмещалось с привычной жизнью людей, основанной на себялюбии и эгоизме.

Люди испугались этого учения, отвергли его и распяли Христа как возмутителя народа. Людские страсти и пороки не терпят обличения. Архиереи и книжники восстали на Проповедника истины. И Он, обвиненный ими как льстец и противник Моисея и пророков, поруган, умучен и вознесен на Крест. От всего происшедшего растерялись апостолы, в страхе и смятении разбежались. Отрекся Петр, который только что на вечери уверял Господа, что даже если все ученики соблазнятся о Нем, то он, Петр, даже если ему будут угрожать смертью, не отречется от своего Господа.

В Своей прощальной беседе Господь старался подготовить Своих учеников к предстоящему страшному событию. Вся эта беседа свидетельствовала и о глубокой скорби Самого Христа Спасителя. Но в ней есть и светлые мысли о том, что Крест - это слава, что страдания ведут к вечной радости, к миру во Христе и твердой надежде на окончательную победу добра над злом. "В мире скорбни будете,- говорил Господь своим друзьям,- но дерзайте, яко Аз победих мир" (Ин. 16, 33).

Духовно укрепленный Своим Небесным Отцом после уединенной гефсиманской молитвы, Христос являет Себя совершенно готовым претерпеть все ради спасения мира и всех призвать в Свое Небесное Царство. И все слова и действия, произнесенные и совершенные Им после Гефсимании, клонились к тому, чтобы призвать всех в открываемое Его страданиями Царство. Забыли в тот страшный момент ученики и апостолы слова своего Божественного Учителя: "Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин. 12, 32). А этими словами Господь предсказывал, каким будет конец Его земной жизни и какие возможности откроются людям в результате искупительных Его страданий.

Он любит мир и людей, как никто еще не любил их, и умирает за них, чтобы они имели жизнь вечную. Голгофский Страдалец для того и воцарился над всем миром, чтобы миллионы и миллионы людей со всей земли привлечь к Себе, чтобы люди во всех уголках необъятной нашей земли имели крепкую веру в Бога. Веру, дающую силу и возможность без страха исповедовать Христа своим Спасителем и Богом. К этому не были еще готовы ученики Христовы, не имели этой возможности и люди, толпами ходившие за Христом, видевшие чудеса, творимые Им, и те, кто получил от Него исцеление. При земной жизни Божественного Учителя они не были еще наставлены и утверждены Святым Духом.

Но уже на Голгофе зародилась искра твердой веры. Умирающий на Кресте Спаситель мира уже тогда привлек к Себе людей, которые прежде не знали Его. Это, как мы знаем, благоразумный разбойник, сердцем почувствовавший, что рядом с ним Бог, и просивший Его всего лишь помянуть его, грешника, в Царстве Божием. И второй, как мы тоже знаем из Евангелия, сотник - один из военной стражи, исполнявший свою службу во время казни. Наблюдая за всем происходящим и видя кончину Невинного Страдальца, он произнес: "Истинно Человек Сей был Сын Божий" (Мк. 15, 39)»...

 

  «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15, 39)

Необходимо отметить, что Пассии совершают на Украине в приходских храмах по пятницам вечером, а в воскресенье это богослужение как бы продолжается пением акафиста Страстям Христовым, которое также совершается вечером, в составе малого повечерия. В монастырях же, и в российских приходах Пассии, как правило, служат по воскресеньям.

Такой богослужебный ритм создает особую настроенность человека, так необходимую во время Великого поста для того, чтобы действительно очистить покаянием душу, а не только тело воздержанием от пищи и плотских утех. А также постепенно готовиться к цели Великого поста - Пасхе Христовой.

В храмах во время Пассии царит особая молитвенная атмосфера, многие прихожане вместе с хором поют песнопения и акафист Страстям Христовым. Святой апостол Павел пишет о необходимости распять свою плоть со «страстьми и похотьми» (Гал. 5-24), вот так и православный христианин во время Пассии чувствует потребность в очищении, а в этом и заключается православная сопричастность Страданиям Христовым. Смысл и слова молитв, евангельских слов являются основными в этом богослужении, а присутствующие на Пассии прихожане еще и еще раз задумываются о свой жизни, раскаиваются во грехах.

Во время нынешнего Великого поста еще есть время посетить храм во время Пассии для тех, кто не молился еще на этом богослужении. Пока еще есть время, «пусть каждый из нас в душе своей и своем сердце со всей честностью и искренностью сравнит, что сделал для нас наш Спаситель и что я делаю для Него. Является ли моя личная жизнь свидетельством истины, в которую я верю?» - напутствовал православных архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Прислушаемся и мы к его словам.

http://odnarodyna.com.ua/articles/14/2318.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Кравец
Все статьи Ольга Кравец
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18