Ни для кого не секрет, что во всей российской эпопее с думскими и президентскими выборами и протестами против них активно присутствовал коллективный tertius gaudens, «третий радующийся» - это и Госдеп США, и различные западные фонды, и давние «специалисты» еще по развалу СССР, и проживающие в Лондоне беглые олигархи, в свое время неплохо заработавшие на первой чеченской войне, и националистические силы, включая церковных раскольников, в некоторых странах бывшего Советского Союза.
Никто даже всерьёз и не отрицает наличие единого сценария у российских событий конца 2011 - начала 2012 гг. с аналогичными по сюжету кампаниями по «борьбе с фальсификацией выборов» под названиями «революция роз» (Грузия), «оранжевая революция» (Украина), «революция тюльпанов» (Киргизия), «арабская весна» (Северная Африка и Ближний Восток). Для сценария «цветных революций» в странах православной традиции характерны агрессивные пропагандистские нападки на каноническую Православную Церковь. В адрес православного священноначалия сыпались и продолжают сыпаться обвинения в пассивности, срастании с режимом, удаленности от простого народа, уставшего «жить по лжи», в страхе поддержать справедливый протест и выступить против «фальсификаций», неспособности исполнить миссию правды в судьбоносный момент истории страны и т. п.
Революционеры, многие из которых известны далеким от нравственных христианских норм образом жизни и нечистоплотностью в своей деятельности, начинали вдруг выступать в роли эдаких пламенных ветхозаветных пророков, обличающих нечестивых царей и первосвященников.
Эффект всегда был рассчитан на то, что доведенный до состояния «праведного гнева» и демократической экзальтации слушатель или читатель вовсе не задумается о том, кто и с какой целью натравливает его на самую большую святыню, какая есть у православного народа, - Церковь. Нацеленность удара по Русской Церкви со стороны заказчиков современных «цветных революций» в Украине, а теперь и России понятна. Ведь им мало просто разрушить существующий политический режим. Им необходимо подорвать или хотя бы дискредитировать, лишить в глазах народа авторитета тот стержень, на котором крепится Русская Идея. Этим стержнем является Русская Православная Церковь. И неудивительно, что различного рода «эксперты» и обличители нынешней российской власти и «косности» священноначалия Русской Церкви, как правило, выступают в поддержку различных расколов и сепаратистского русофобского национализма, делают все от них зависящее, чтобы противостать церковному и культурному единству с Россией отколотых от нее в 1991 году народов и стран. В этом смысле весьма показательна статья специализирующейся в области пропаганды раскола, пещерного национализма и нагнетания антироссийской истерии украинской журналистки Екатерины Щеткиной «"Русский мир" без патриарха», опубликованная на аналогичной направленности интернет-сайте «Религия в Украине» (1).
Итак, в названии статьи словосочетание «Русский мир» берется в кавычки, что говорит отнюдь не об уравновешенном отношении автора к этой великой духовной идее. В целом же заголовок «"Русский мир" без патриарха» абсурден и подчеркнуто издевательски направлен против Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Почему? Да потому, что именно патриарх Кирилл ввёл этот термин в широкое употребление. Потому что Русский Мир - явление, прежде всего, глубинно церковное, на основе церковного единства формирующее духовное, культурное и геополитическое единство. Основой этого единства является объединяющая тысячелетняя роль Русской Православной Церкви и ее Предстоятелей - святителей митрополитов Петра и Алексия, патриархов Иова, Гермогена, Тихона. И, безусловно, - ныне здравствующего Святейшего патриарха Кирилла. Но в том-то и суть подтасовки госпожи Е. Щеткиной и ее единомышленников, что они пытаются свести Русский Мир к некоему «заказному» проекту российской власти, роль в котором Церкви и патриарха изображается сугубо конъюнктурной. Для них нестерпимо, что именно Русская Церковь при самых разных властителях была главным вдохновителем священного единства православного Русского Мира.
О Русской Православной Церкви в статье Е. Щеткиной говорится, как правило, в насмешливо-фельетонном, подчас оскорбительном тоне. Чего стоит, например, характеристика Православной Церкви как "одного из лучших образчиков" сетевой организации. И поскольку, мол, на Церковь были обращены глаза "как участников событий в РФ, так и наблюдателей", общество ждало авторитетного голоса Церкви. Из чего следует вопрос: "Как же игнорировать этот социальный капитал в такой жаркий момент"?
Нечего и говорить, что подобные суждения глубоко оскорбительны для верующих. Церковь - не "образчик" сетевой организации, но, воспользуемся классическим определением "Пространного Православного Катехизиса" святителя Филарета (Дроздова): «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами». Церковь как Богочеловеческий организм, в котором не символически, но совершенно конкретно пребывает и Сын Божий, и Дух Святой, имеет совершенно иные основания и цели своего бытия, нежели какие бы то ни было сетевые организации. Ее главная цель - делать все, чтобы, возвещая Истину, привести человечество ко спасению. В том числе - оценивать современные события и явления с христианской точки зрения, с точки зрения Евангелия и Ее, Церкви Христовой, Предания, Традиции и двухтысячелетнего опыта, который дает выработанные святыми отцами и Соборами ответы на коренные вопросы, связанные с развитием отдельной человеческой личности, семьи, государства, общества, человечества в целом.
Непонятно, что хочет сказать Е. Щеткина, ерничая на тему того, как священнослужители Русской Православной Церкви "громят" сети как "рассадник всякой социальной заразы". Во-первых, никто их не "громит", Церковь, ее епископы и священники сами активно присутствуют в социальных сетях. Во-вторых, и Святейший патриарх Кирилл, и многие достойные архиереи, священники и миряне выполняют свой прямой христианский долг, обличая порок, проникающий в эти сети. Подавляющему большинству людей, сталкивавшихся хоть изредка с социальными сетями, хорошо известно, что уровень безнравственности, хамства, сквернословия там порой зашкаливает.
Как показали события 2011 г., социальные сети могут быть использованы для целенаправленного "раскручивания" революционных настроений, для координации революций, беспорядков и мятежей, влекущих уже не виртуальные, а совершенно конкретные кровавые жертвы, гражданские волнения и даже войны, хаос. И раньше, и сегодня, и, уверен, в будущем Православная Церковь обличала и будет обличать зло, где бы оно ни проявлялось. Никакой "дипломатической неприкосновенностью" здесь интернет-пространство в любых его проявлениях не обладает. И то, что взгляды многих участников "болотных" митингов и "третьей радующейся" стороны, возможно, действительно ждали и ждут от священноначалия каких-то "благословений" революции и проклятий "режима", также не означает, что подобное бросание в объятия митинговой стихии, увлекшей маниакально графоманскую, а потому иллюзорно многочисленную и вечно оппозиционную часть столичной интеллигенции и блогосферы, хоть как-то повысит авторитет Церкви в глазах православного русского народа. На мой взгляд, не повысит, а просто уничтожит. Однако все это - сугубо отвлеченные рассуждения, поскольку, вновь и вновь повторюсь, Церковь вообще не рассуждает категориями «авторитета», «рейтингов» или ещё чего-либо подобного - она свидетельствует об Истине.
Подмена понятий сквозит во всей рассматриваемой статье. Вот характерная цитата: "Что с нами поделаешь? Мы люди, воспитанные на почтении к власти и уважении к «вертикали». Поэтому и поддержку или осуждение со стороны церкви ждали не от церкви собственно, ее участие оценивали не по степени активности прихожан и позиции священников, а по высказываниям руководства и, разумеется, лично патриарха".
То есть ожидание заявления позиции Церкви из уст Ее Предстоятеля выдается за следствие привычки народа к раболепству перед «властной вертикалью». А ведь право патриарха оглашать официальную позицию Церкви в межсоборный период ведет свое начало со времен установления Патриаршего служения в Церкви, неизменно являясь неотъемлемой прерогативой этого высокого сана. Сам Устав Русской Православной Церкви, утвержденный Поместным Собором, гласит: "Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви... Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси... обращается с пастырскими посланиями ко всей Полноте Русской Православной Церкви" (гл 4, пп. 4, 7-д). То же касается и "руководства" (под ним, очевидно, Е. Щеткина имеет в виду Священный Синод): "В обязанности Священного Синода входит... выражение пастырской озабоченности общественными проблемами; обращение со специальными посланиями ко всем чадам Русской Православной Церкви" (гл. 5, п. 25-л; м).
Это не специфически русская и даже не специфически православная практика. Точно так же выражение позиции римско-католической церкви ждут не от ксендза из Познани, а от Римского папы, армяно-григорианской - от верховного католикоса всех армян, англиканской - от архиепископа Кентерберийского и Ламбетской конференции и т. д. А вот выдавать позицию того или иного священника или пусть даже гиперактивного мирянина за позицию всей Церкви каноническими документами нашей Церкви прямо воспрещено: "Священнослужителю, монашествующему или мирянину, выражающему собственные политические убеждения, следует говорить только лично от себя или от имени той или иной группы единомышленников, но не от имени Церкви" (Документ Архиерейского Собора РПЦ 2011 г. "Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах").
Помимо этого, в свою статью Е. Щеткина постаралась внести (как нечто само собою разумеющееся) противопоставление "собственно Церкви", под которой имеются в виду отдельные представители фрондирующего московского духовенства и революционно настроенная группа мирян, с одной стороны, и священноначалия во главе с патриархом - с другой. Это - ещё один миф антицерковной пропаганды. Подобное противопоставление противоречит самой природе Церкви. Здесь можно приводить много пространных цитат, но достаточно вспомнить краткую формулу мужа апостольского, святого Игнатия Богоносца: "Где епископ, там и Церковь".
Откровенную неправду говорит госпожа Е. Щеткина и о времени реакции Святейшего патриарха Кирилла на тревожные события декабря 2011 г. - дескать, "ждать пришлось долго", лишь в Рождественском послании патриарх "смог сказать что-то определенное". Мне так и не удалось найти в Рождественском послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла какую-то реакцию на декабрьские московские митинги. Судя по дальнейшему контексту, становится понятным, что госпожа Е. Щеткина имеет в виду интервью Его Святейшества телеканалу "Россия", показанное в день Рождества. Перепутать такие элементарные вещи, как Рождественское послание и телеинтервью - это многое говорит и об уровне "эксперта", и о качестве экспертизы.
Если же говорить по сути вопроса, то прореагировал патриарх на митинги гораздо раньше, а именно - в своей проповеди 17 декабря 2011 г. В ней патриарх поднялся над всей этой возней с "массовой фальсификацией" выборов, используемой с целью дестабилизации ситуации в России. Он указал на корень проблемы - порочность самой системы, подразумевающей изначальную партийную атомизацию общества, перманентные внутринародные разделения и борьбу, то есть ту самую "священную корову" демократии, бороться за "правду" которой против "лжи" "фальсификаций" и "несменяемости власти" (все это - вбиваемые в голову обывателей стереотипы) призывают Церковь записные "правдорубы".
Вот собственные слова Его Святейшества: "...дробление правды, эта атомизация общества сегодня закреплена и в политической системе, которая поощряет разделение людей на различные политические партии, поощряет различные точки зрения: у каждого своя правда, своя человеческая, с маленькой буквы, правда. Но мы знаем, в какую кровавую баню, в какое кровавое месиво было превращено бытие наших предков в XX веке, когда в борьбе за эти маленькие человеческие правды отец восстал на детей и дети на отца; когда разрушены были дружба и любовь; когда кровь лилась рекой, а обезумевшие от этой крови люди стремились всеми силами, несмотря ни на что, утвердить свою маленькую, человеческую, скажем прямо, ничтожную правду! Да, может быть, и правды никакой не было, а лишь гордыня и желание власти! И погублены были миллионы человеческих жизней, и распалась великая страна, и если перечислять все наши скорби, понесенные в XX веке во имя тех самых человеческих правд, то не хватит никакого времени".
Патриарх четко и недвусмысленно показал, что нет никакого смысла говорить о соответствии тем или иным стандартам, правильности или неправильности "демократического процесса", поскольку с христианской точки зрения зерно порока уже изначально заложено в сам этот процесс, поддерживающий перманентное противостояние внутри народа. Задача Церкви - не реагировать на постоянно порождаемые демократией дрязги, но указывать государству и народу религиозные, нравственные, духовные ориентиры развития, восходящие к идеалам православной цивилизации, Русского Мира, Святой Руси. И, безусловно, священноначалие Русской Церкви будет поддерживать тех правителей и ту политику, которая направлена на утверждение этих идеалов.
Указывая на опасную параллель между современными событиями и революционными потрясениями ХХ века, Святейший патриарх Кирилл вместе с тем жестко обличил явления, вызывающие настроения протеста в народе, призвав власть прислушаться к протестам там, где они обоснованны. Нужны конкретные программы по борьбе с коррупцией, по излечению других пороков общества. Однако борьба с общественным злом не должна перерастать в революционную борьбу за "свержение режима". Как справедливо заметил председатель Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами, известный московский пастырь протоиерей Димитрий Смирнов, гипотетическая смена нынешней власти на тех, кто сегодня возглавляет митинги и уже поправил страной в годы ее развала и криминального беспредела 90-х, приведет лишь к окончательному хаосу и расколу страны. Ожидание же эффективности от реформ и мер по борьбе с коррупцией должно в головах здравомыслящих людей сочетаться с ясным осознанием того, что при самых идеальных намерениях правителей и даже в случае прихода к власти команды абсолютных альтруистов нужно очень много времени и терпения, чтобы коренным образом исправить положение Ложью и провокацией является и утверждение Е. Щеткиной о том, что нынешней российской властью только профанируется идея Русского Мира, поскольку, мол, из-за политики Москвы границы Русского Мира лишь сужаются. Сама по себе истерика, которая сквозит в статье, указывает на верность курса правительства России на реинтеграцию исторической России, разваленной внешними и внутренними врагами в 1991 году, на страх противников возрождения православной цивилизации как одного из центров современного мира.
Создание Таможенного союза, Единого экономического пространства, разработка механизмов Евразийского союза, включение во все эти проекты России, Белоруссии, Казахстана, официальное выражение Киргизией намерения войти в указанные интеграционные процессы, осторожные заявления уже даже и некоторых представителей украинской властной элиты о возможности рассмотрения Украинским государством вопроса о присоединении к Таможенному союзу - все это является свидетельством эффективности избранного российским руководством интеграционного курса на воссоединение Русского Мира, гарантом духовного единства которого является Русская Православная Церковь.
Нашу Церковь не обвинишь в «подстраивании» под политику власти - наоборот, это Церковь и лично патриарх постоянно напоминают властителям стран Русского Мира о священном характере его единства, если угодно "подстраивают" власть под непреходящий идеал Святой Руси и общей миссии населяющих ее пределы народов. Идеал Святой Руси бесстрашно исповедали святые Патриархи Московские и всея Руси Гермоген перед польскими оккупантами и Тихон перед большевистскими вождями, подписавшими отрывавший от России Украину и Белоруссию позорный Брестский мир, нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл перед оранжевым президентом Украины В. Ющенко.
Количество лжи в статье Е. Щеткиной таково, что можно было бы много страниц посвятить ее опровержению. Однако достаточно и вышесказанного, чтобы понять нечто очень серьезное: расшатывание ситуации в России, нагнетание в стране атмосферы митинговщины и революции, изменение вектора ее развития и особенно - направленного на восстановление Русского Мира, большой Исторической России в качестве реального геополитического фактора выгодно только врагам России и вызывает у них безудержный восторг.
Поэтому еще раз призываю наш православный русский народ не поддаваться ни на какие провокации, сохранять рассудительность, помнить об ответственности за судьбу Русского Мира, отвергнуть провокаторов, зовущих к «великим потрясениям» и революциям, объединиться в духе гражданского мира и согласия, вняв исполненным духовного опыта и горячей Христовой любви архипастыря всей Святой Руси - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
(1) http://www.religion.in.ua/main/daycomment/13985-russkij-mir-bez-patriarxa.html