О Церкви, митингах и христианском социализме

0
157
Время на чтение 4 минуты
Уже неделю как отгремели предвыборные страсти, но остались вопросы: что будет с протестным движением, правильно ли в эти месяцы вела себя Церковь, церковная власть? Своими ответами с "Нескучным садом" поделился Александр Щипков, публицист, социолог религии и кандидат философских наук.

- Александр Владимирович, вот и закончился предвыборный марафон. Многое изменилось в стране за эти месяцы, мы видели нескончаемую череду митингов. Какие перспективы у протестного движения теперь?
- Всё зависит от того, как поведет себя Владимир Путин. Современное протестное движение состоит из трех частей, одна часть - это организаторы, те, что на трибунах - политические деятели, среди которых многие занимали раньше некие политические позиции, и теперь желают эти позиции вернуть. Другая часть - это рассерженные граждане, которые почувствовали себя оскорбленными после парламентских выборов. Третья категория - люди, для которых протестные выступления - это игра. В любом массовом движении такие есть: Быков, Парфенов, Троицкий и другие «люди перформанса»: для них это приключение, которое вдохновляет их творчество. Эти люди покидают движение медленно, по мере того, как им становится скучно или невыгодно, или наоборот очень быстро, если им становится страшно. На противоположной стороне такие тоже есть, например, Кургинян.

В целом сегодня на Болотную вышли люди право-либеральных взглядов. То есть те, кто голосует за Прохорова и Явлинского. Они справедливо оскорблены махинациями на выборах и плюс к этому им надоел Путин. Надоел и всё, без особых рефлексий на эту тему. Но это тоже очень существенный фактор, от которого нельзя просто отмахнуться. Участие националистов в расчет не беру, на Болотной они ничего не решают. Их водят как бычков на привязи либеральные технологи, наивно рассчитывая напугать ими Путина.

Нынешние протесты я бы оценил, как достаточно мягкую форму выражения оппозицией своих претензий к власти. Но ведь состав митингующих может мгновенно измениться. В предвыборный период Путин взял на вооружение левые социальные лозунги. Если эти лозунги останутся просто словами, протестное движение вновь наберет силу. Но тогда на улицы придут другие люди, которым «прохоровы» платят мизерную зарплату, которые вкалывают за копейки в шахтах и горячих цехах без соблюдения элементарной техники безопасности, придут люди, униженные не фальсификацией выборов, а скотским отношением к себе работодателей и предательством шмаковских профсоюзов. Когда на улицу придут жертвы 83-го и других антинародных законов - это будет совсем другая история.

- Кто в этом случае сможет возглавить такой социальный протест? Лидеры нынешних митингов?
- Нет. Навальный и Немцов попытаются надстроиться, но им не поверят. Придут левые, придут люди из независимых профсоюзов, Но дело не только в смене лидеров, главное, что изменятся лозунги, и это будут лозунги не «нашу крысу тошнит», а «верните бесплатное образование детям». Придут левые лозунги и левые политики.

- Социалисты?
- Социал-демократы.

- Социалистов православные побаиваются, в Церкви их принято ассоциировать с большевиками, неужели опять будут «отбирать и делить»?
- Разница между коммунистами-большевиками и русскими социалистами - принципиальная. Русский социализм всегда, начиная с отца Сергия Булгакова, был религиозным по своей сути. В ближайшее время нас ждёт новый всплеск интереса к христианским партиям. И это будут оппозиционные христианско-социалистические партии.

- А как бы вы оценили действия церковной власти в «митинговом» противостоянии?
- Наша церковная позиция была очень взвешенной. Патриарх Кирилл неоднократно подчеркивал, что мы не поддерживаем ни одну из конкурирующих сторон, ни «болотную», ни «поклонку»: и там и там наши прихожане. И это действительно так. Другое дело, что от Церкви противоборствующие силы ждали поддержки. Все хотели, чтобы Церковь выступила на их стороне. Одни рассчитывали на то, что Патриарх поддержит Путина, выступив «за стабильность», другие на то, что он обличит власть в подтасовках и обмане. Но патриарх не сделал ни того, ни другого, потому что осознаёт всю меру своей ответственности перед будущим. Когда Патриарха обвиняют в том, что он говорит слишком сдержано и обтекаемо, это упреки несправедливые. Язык Патриарха - это язык церковной дипломатии. А дипломатический язык предполагает сдержанность и обтекаемость, даже если им формулируются подчас достаточно резкие позиции.

Церковь должна давать оценку явлениям нравственного порядка, но не политического. Нам кажется, что если Патриарх не осуждает кого-то за фальсификацию выборов, значит, он воздерживается от нравственной оценки этих действий. А это не так. От Патриарха ждали, чтобы он под видом нравственной оценки сделал политическое заявление, а когда такого заявления не прозвучало, стали говорить о «симфонии между Путиным и Патриархом». Но нет никакой «симфонии», все это выдумки. Просто, как только Церковь начнет занимать ту или иную сторону в политическом споре - она превратится из Церкви в придаток политического конвейера. Если бы Патриарх позволил себе сделать политическое заявление - это был бы первый шаг к расколу в Церкви. Ведь церковный народ политически неоднороден. А главная обязанность Патриарха - сохранение церковного единства.

- А как же быть со словами Святейшего на встрече религиозных лидеров с премьером? Тогда, в Даниловом монастыре, общество восприняло патриаршие комплименты как политическую агитацию за одного из кандидатов.
- Здесь пограничная ситуация, я не знаю, как проходила подготовка к этой встрече, но могу предположить, что инициатива принадлежала Кремлю. Должен был Патриарх от такой встречи отказываться? Нет, это был бы жест конфронтации, по сути, политический демарш. Перед встречей Патриарх специально заявил, что будет говорить с Путиным о «корректировке курса». То есть явственно (используя тот самый язык дипломатии) обозначил дистанцию. И в той же дипломатической форме от лица Церкви фактически выставил Путину свои требования - изменить в стране нравственный климат! Ради этого стоило встречаться? Я убежден, что стоило. И это главное, а все остальное - риторика протокола и дипломатический этикет. Вопрос только в том, сдержит ли президент теперь свои обещания. В первую очередь это будет видно по тому, что власть сделает с проектом Общественного телевидения.

И последнее. Я бы хотел обратить ваше внимание на то, что многие политики и СМИ неустанно внушают народу, что Церковь слаба и не влиятельна. Отчего же все так хотят получить её в союзники?

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13&section=10014&article=2069&print=1
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Владимирович Щипков
Все статьи Александр Владимирович Щипков
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22