Под таким девизом прошел в этом году Международный фестиваль современной поэзии им. Бориса Чичибабина в Харькове.
Надо сказать, что нынешний фестиваль проводился в период по-своему «отчетный». Так, 13 декабря 2011 г. в Харькове прошел вечер памяти Чичибабина, посвященный 10-летию Чичибабин-центра и 15-летию Международного фонда памяти поэта. Доктрина самого фестиваля Чичибабина заключается, в первую очередь, в предъявлении любителям словесности состоявшихся литературных имен, оказавшихся в силу распада единого культурного пространства вне поля зрения харьковчан. Основной целью фестиваля является распространение гуманистических традиций поэтической культуры среди широкой общественности и молодежи, популяризация поэтического наследия Б. Чичибабина, укрепление международных культурных связей, поднятие культурного уровня в обществе, а также престижа Харькова. Что, как кажется, вполне удается.
Список приглашенных определяется вкусами устроителей фестиваля, что естественно. Хотя в фонд входят люди с разными взглядами и пристрастиями, тем не менее существует внутренний консенсус, понимание, кто есть кто в современном поэтическом мире, какова литературная иерархия. Поэтому на Чичибабинский фестиваль приглашаются, как правило, крупные фигуры, лауреаты престижнейших литературных премий, просто интересные поэты. Даже если это и не очень известные стихотворцы, то их профессиональный уровень не подлежит, на взгляд организаторов фестиваля, сомнению.
За последние годы на Чичибабинский фестиваль приезжали такие авторы, как А. Кушнер (Санкт-Петербург), Е. Рейн, Ю. Кублановский, Д. Сухарев, С. Гандлевский (Москва), а также питерцы А. Пурин и А. Леонтьев, москвичи Д. Быков, М. Кудимова, М. Вишневецкая, Д. Веденяпин, казанец А. Остудин, известный критик Л. Аннинский, заведующий отделом поэзии журнала «Новый мир» П. Крючков, завотделом поэзии журнала «Знамя» поэт О. Ермолаева и другие. Русский Киев не раз бывал представлен здесь такими поэтами, как Н. Бельченко, И. Кручик, А. Кабанов.Все эти авторы широко публикуются, в частности, в известном интернет-проекте - Журнальном зале Русского журнала. Участвовали не раз в фестивале также стихотворцы, пишущие на украинском языке - лауреаты Национальной премии им. Шевченко киевлянин Т. Федюк, житель Херсона А. Кичинский и другие. Однажды принял участие белорус А. Хаданович, читавший стихи на родном языке. Хорошее дело: в Харькове три корневых русских языка понимают без перевода! Не столь давно гуманитариями была высказана инициатива о том, чтобы именно Харьков сделать столицей тройственного русского союза, как говорится, - Малой и Белой и Великой Руси. Нам кажется эта идея все более актуализуется.
А на открытии в Чичибабин-центре автор фестивальной концепции нынешнего года поэт Андрей Дмитриев, говоря о «евразийском транзите», заметил: «В последние несколько лет все основные открытия в современной русской поэзии, как мне кажется, относились к именам, географически связанным с местами, находящимися за Уральским хребтом. Помним безвременно ушедшего Бориса Рыжего, но сегодня обратили на себя внимание Виктория Измайлова (Чита), Елена Тиновская, Евгения Изварина (Екатеринбург), Лада Пузыревская (Новосибирск) и другие. Все больше обстоятельств места наносится на карту русской поэзии. В частности, Кунгур или Закамск - благодаря Андрею Пермякову, поэту и эссеисту. В этой связи нынешний Чичибабинский фестиваль как бы расширился и на Восток».
В этом году, кроме традиционного гостя Светланы Кековой (Саратов), в поэтических вечерах приняла участие уроженка Нижнего Тагила Ирина Каренина, последние два года живущая в Минске. Также впервые на фестиваль прибыл питерец Евгений Каминский.
В свою очередь И. Каренина сказала: «Очень долгое время мы в России находились в такой ситуации, что казалось - поэзия умерла. Внешне виделось, что достигнут некий потолок в поэзии. Однако в последние два года мне показалось, что наметились новые ростки в русской поэзии, означающие признаки жизни. Назову имена Михаила Квадратова (Москва), Валентины Беляевой (Чебоксары), Наты Сучковой и Марии Марковой (Вологда). Сегодня много пишущих, сегодня что-то явно стало бурлить и кипеть».
От себя добавим: бурление и кипение поэзии, как сферы тонкой, пожалуй, является отражением некоего нового кипения и в сфере социально-политической в целом. Подтверждение тому мы находим как в активности общества, проявленного в период выборов в Государственную Думу, так и в озвучивании евразийских идей, как уже видим, нашедших свое отчетливое воплощение в консолидированном голосовании при выборах президента России.
Понятно, что поэтический фестиваль - не политическое собрание (хотя в кулуарах, но никак не на сцене и не у микрофонов имели место мировоззренческие дискуссии), однако тема единства русского (евразийского) духовного, литературного пространства была актуализована и представлена на нескольких поэтических вечерах фестиваля.
На вступительном вечере прозвучала мысль, что поэзия как субстанция не растекается по русской поверхности подобно глазури, а сосредоточена в своеобразных узлах «кристаллической решетки», то есть в городах, кроме вышеупомянутых, таких как Владивосток, Нижний Новгород или Вологда. Поэт Станислав Минаков напомнил, что одним из русских евразийских узлов несомненно является Новосибирск. Там 22-23 марта с.г. будет отмечаться 90-летие толстого журнала «Сибирские огни», ставшего одним из устойчивых центров тяготения современной русской литературы.
В последнее время благодаря усилиям главного редактора поэта Владимира Берязева вокруг журнала собралось сильное сообщество авторов, проживающих порой далеко за пределами Новосибирска. Литературные просторы-потемки, освещаемые сегодня «Сибирскими огнями», это - не только близлежащая и отдаленная Сибирь, но и иные обозреваемые окрестности - до Дальневосточья, даже и до Америки, а в западном направлении - до Украины и «прочей Европы», включая столицы, которые в данном случае оказываются на центростремительных орбитах, удерживаемых Новосибирском. Журнал выпустил уже несколько книг в новой поэтической библиотеке, где опубликованы современные русские поэты из разных городов евразийского пространства: Москвы, Тамбова, Харькова и других. Совместно с «Литературной газетой» издана хрестоматия для старшеклассников «Шедевры русской поэзии XX века», в которой собраны стихи восьми десятков поэтов русского пространства со всего мира.
Чичибабинский фестиваль с.г. включал по традиции и филологические чтения, то есть научные доклады, посвященные русской поэзии, среди которых выделим выступления двух докторов наук - С. Кековой (Саратов) и В. Казарина (Симферополь).
В фестивале были задействованы как помещение библиотеки Чичибабин-центра, так и - впервые - концертные залы Харьковского национального университета искусств им. Котляревского. Наполненность, а точнее переполненность залов Чичибабинского фестиваля уже стала легендарной, это редкость в прагматичные времена не только в западном мире, но и в русских литературных флагманах - Москве и Петербурге. Харьковским любителям словесности гости неизменно удивляются и радуются. И повторяют мысль Александра Кушнера, что Харьков сегодня является одной из столиц русской поэзии. Это наблюдение подтверждается как литературным уровнем ряда поэтов-харьковчан (значимых имен в современном литературном процессе), так и вкусом и устремлениями слушающей и читающей харьковской публики.
В гала-концерте в Большом консерваторском зале, начавшемся с фортепианных произведений Шуберта-Листа и Рахманинова в исполнении студентов консерватории, участвовали поэты Светлана Кекова (Саратов), Евгений Каминский (Санкт-Петербург), Ирина Каренина (Минск), Ирина Евса, Владимир Васильев, Нина Виноградова, Андрей Дмитриев, Станислав Минаков, Юрий Цаплин, Ганна Яновская (Харьков).
Было на фестивале еще три ярких поэтических вечера, героями которых стали тандемы: И. Каренина и И. Евса, С. Кекова и Е. Каминский, В. Каденко и В. Васильев.
Яркой завершающей вершиной стал вечер с интригующим названием «На поздних поездах», посвященный вокзально-железнодорожной тематике и аллюзивно отсылавший к названию книги Б. Пастернака «На ранних поездах». Его провел в Камерном зале бард В. Васильев. На нем выступили бард Владимир Каденко (Киев), И. Каренина, С. Кекова, харьковчане Сергей Жадан, Илья Риссенберг, И. Евса, С. Минаков.
За отсутствовавшего по уважительной причине Андрея Пермякова (Кунгур-Москва) стихи прочел автор идеи вечера А. Дмитриев.
Говорят, будто есть поезда, что идут через Кострому.
Костромы-то и нет никакой, а они сквозь нее идут.
Состав покачнется на стрелке, нырнет во тьму,
а выскочит вроде бы тут же, однако не тут... -
первая строфа из стихотворения А. Пермякова «Попутное» весьма точно передает транзитное, вселенское, вокзальное состояние как современного мира вообще, так и русского, в частности, поскольку в самом деле порой возникает малодушное (или трезвое?) ощущение, что не только «Костромы-то и нет никакой», но и вообще Русского мира. Настолько мы нокаутированы распадом империи в 1991 г., если не сказать даже 1917-м годом и последовавшим столетием.
Тематический и эмоциональный спектр стихотворений, прозвучавших на фестивале, был широк, однако рискнем полностью привести здесь стихотворение «Москва» Е. Каминского, полное русской трагической и, пожалуй, апокалиптической горечи. Символично в данном случае, что опубликовано оно в журнале «Урал» (2010, №10).
Гнутые березки вдоль болот, лютое, надвинутое небо
и тропы безвольный поворот в сторону, где истины не треба.
Холод отчуждения полей, рощи глушь, запретная, как зона,
и воспеть все это соловей силящийся с удалью Кобзона.
Вот тебе родимые места, Птица-тройка вот тебе лихая!
Над землею гиблой ни креста, ни кола, лишь вышка вертухая,
словно воплощенная тоска... А вдали, как родина другая,
праздная куражится Москва, рожей басурманскою пугая.
Родину по матери послав, смотрит на поля да на болота
царства Вавилонского анклав как баран на новые ворота.
Тот ли все падеж и недород? Так ли все путем кривым да узким
к свету пробивается народ, бывший на земле когда-то русским?
Денежки бюджетные пиля, ставит свечи перед образами...
Русская на кой ему земля, пьяными умытая слезами?!
Корчащийся Лазарем в пыли, сей народ, гробам хранящий верность?!
Что ему шестая часть земли?! Так, Луны обратная поверхность...
Но, как говорится, даже самые трагические стихи фактом своей гармонизации побуждают к преодолению тягот бытия.
Харьков снова подтвердил, что является гравитационным центром русской культуры. Русский поэтический Харьков, памятуя двух своих главных Борисов - Слуцкого и Чичибабина (поставить бы им в городе памятники!) - по мере сил, стоически идет попрек мусорного антирусского потока и даже встречь ему.________
Фото - автора
http://rusedin.ru/2012/03/11/evrazijskij-tranzit-edinstvo-poeticheskogo-prostranstva/