Торжество Духа

В первую Неделю (воскресенье) Великого поста совершается празднование Торжества Православия

Великий пост 
0
465
Время на чтение 3 минуты

Исторически это празднование установлено в память о восстановлении почитания святых икон после периода иконоборчества в VIII-IX веках в Византии. Смысл его - торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. Современному верующему человеку это, как правило, не совсем понятно. Ересь иконоборчества не была первой из числа ересей, преодоленных Церковью; она явно не была и самой последней в истории Православия...

Не касаясь подробной хронологии двух «волн» иконоборчества, не утихших споров о количестве Вселенских Соборов, подробностей взаимоотношений Византии и Рима, которые именно в этот период дали глубокую трещину, попробуем вспомнить некоторые события эпохи иконоборчества. Не являются ли они внешними проявлениями, «симптомами» болезней, знать о которых нужно и важно нам, сегодняшним православным?

Можно сказать, что ересь иконоборчества «вызревала» в течение нескольких столетий - одновременно с установлением традиции иконописания и ростом почитания святых икон. В VI веке христианство переживало, казалось бы, благополучнейший период своего существования, имея уже долгое время статус государственной религии. Массы людей становились христианами «по факту рождения» и не проявляли никакого интереса к изучению богословских истин. Как тогда, так и сейчас «обыденная вера» легко наполняется суевериями. К рубежу VI-VII веков множество таких суеверных, полуязыческих обычаев оказались связанными с иконопочитанием. Преподобный Анастасий Синаит писал: «Многие думают, что крещение достаточно чтится тем, кто, войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на Литургию и богослужение». В 730 году император Лев III, претендовавший на первенство не только в системе светской, но и духовной власти («Я император и священник»), запретил почитание икон как идолопоклонство. Вот первый симптом - ересь иконоборчества возникает, когда светская, императорская власть навязывает Церкви свое понимание веры и принуждает ее к подчинению.

Хотя среди пострадавших в иконоборческий период множество мучеников и мучениц - мирян, гонения были направлены прежде всего против монашествующих. Все императоры-иконоборцы были, как правило, успешными военачальниками. Расцвет монашества казался им бессмысленной потерей людских ресурсов, а сами монахи - дезертирами и изменниками (спустя почти тысячелетие так же, с недоверием и презрением, будет относиться к монашеству Петр I). Хронист Феофан сообщает, что один наместник в Малой Азии собрал монахов и монахинь своей провинции в Эфесе и сказал им: «Пусть каждый из вас наденет белое платье и немедленно возьмет жену, тот же, кто так не сделает, будет ослеплен и выслан на Кипр». Монахи, держа женщин за руки, должны были ходить по ипподрому при насмешках и оскорблениях собравшегося народа. Тех, кто не соглашался нанести прилюдно поругание священным образам, казнили, пытали, ссылали. Около 50 тысяч монашествующих бежали из Византии и разошлись по миру в поисках пристанища, а сколько их было казнено и изувечено - Бог весть... Ненависть к монашеству - вторая отличительная черта ереси иконоборчества, как и многих других.

Третья - отрицание почитания Пресвятой Богородицы. Император Константин V Копроним, талантливый правитель-полководец, страдавший в то же время серьезными физическими и духовными недугами (об этом свидетельствует прозвище, с которым он вошел в историю: Гноеименный - самый мягкий перевод из встречающихся), по примеру своего отца Льва III навязывал Церкви собственное «богословие». Однажды, держа в руке кошелек, набитый золотом, он спросил, имеет ли он цену. Ему ответили, что немалую. Тогда он вытряхнул золото из кошелька и повторил свой вопрос. Ему ответили, что теперь он не стоит ничего. «Вот так и Мария,- сказал Константин,- пока носила в себе Христа, была достойна чести. А родив Его, уже ничем не стала отличаться от других женщин». Воин, чтивший своего полководца, уже не сомневался в том, что ударить копьем в лик Божией Матери на иконе - некая доблесть...

Почему же Церковь придала такое значение преодолению именно этой ереси? Византийское иконоборство было бессильной попыткой разрушить весь строй православной Христовой Церкви,- говорят нам в своих поучениях многие святые отцы и подвижники. «Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною,- разъясняет святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Слове в Неделю Православия».- ...Нет Православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум - плод падения».

Этот лжеименный разум еще не раз проявлял и проявляет себя в истории. «Симптомы» чуть видоизменяются на разных витках истории, и поэтому очень важно знать их суть. Разве не похожие вещи происходили в России - например, в эпоху царствования Петра I , или в советское время? Что привело к тому, что перед храмами горели костры из икон? Напоминает ли нам о чем­либо ситуация, когда миллионы людей стоят в очереди, чтобы прикоснуться к святыне, связанной с Пресвятой Богородицей, а вслед им, со страниц СМИ и из Интернета, несется: «Темные язычники, идолопоклонники, мракобесы!» Дорожим ли мы драгоценным сокровищем - учением Святаго Духа, которое хранит Православная Церковь? Пока дорожим - в наших храмах будет совершаться Торжество Православия.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=59414&Itemid=3
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горенок
Все статьи Наталья Горенок
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06