25 февраля исполнилось девять лет с того дня, когда лидер Сербской радикальной партии профессор юридического факультета Белградского университета Воислав Шешель добровольно прибыл в Международный трибунал по бывшей Югославии, чтобы опровергнуть выдвинутые против него обвинения в совершении международных преступлений. Итоги этих девяти лет во многом поразительны. Несмотря на то, что против В.Шешеля работал самый дорогостоящий международный судебный механизм в мире (25% бюджета ООН), ни одно из обвинений доказать не удалось. Несмотря на то, что В.Шешель защищается лично, ему было отказано в реализации практически всех процессуальных прав: право на разумное время проведения процесса, право на временное освобождение, право на привилегированное общение с адвокатом и даже... право на уведомление о причинах ареста!
Воислав Шешель является единственным обвиняемым МТБЮ, которому отказано в праве на финансирование его защиты! Никому, в том числе высшим государственным лицам бывшей Югославии, например президенту Республики Сербской Р.Караджичу, президенту Сербии М.Милутиновичу или президенту Югославии С.Милошевичу, не отказывали в этом праве. Никому, кроме В.Шешеля. Восторжествовало бесправие: было сорвано проведение защитной части процесса, нарушено ещё одно право обвиняемого - право на представление защиты. Интересно, что в современных международно-правовых актах по правам человека «право на представление защиты» не закреплено. Закреплено право на достаточное время для подготовки защиты, право на достаточное время для представления защиты, но само право на защиту прямо не предусмотрено. И это понятно: создателям этих актов даже не приходило в голову, что обвиняемый может быть лишён права на само представление защиты. Однако в наши дни, в XXI веке, лишение человека права на защиту - реальность «великой демократической Западной цивилизации»! И об этом мировая общественность должна знать.
Воислав Шешель лишён не только процессуальных, но и общечеловеческих прав, например права на адекватную медицинскую помощь. Заключение независимой медицинской комиссии показало, что предоставляемая Шешелю терапия не просто неадекватна, но губительна! При этом и членам семьи, и любому лицу, которое посетит В.Шешеля в тюрьме, запрещается говорить о состоянии его здоровья! Возникает вопрос: почему супруга В.Шешеля не имеет права сообщить, что её муж тяжело болен или что он не получает необходимой медицинской помощи? Кто дал гаагским прокурорам право требовать от родственников подобные «подписки о неразглашении»? И разве не являются такие требования доказательством преступного умысла? А ведь только что было установлено, что в январе Шешелю пытались подсунуть среди других лекарств некий неизвестный препарат. И власти МТБЮ хранят по этому поводу молчание! Только молчать в этой ситуации не получится. Ибо любой нормальный трибунал обязан провести в такой ситуации расследование. Отсутствие расследование есть само по себе доказательство преступного умысла.
А самое поразительное - за эти годы Западу не удалось уничтожить Сербскую радикальную партию, которая остаётся одной из главных политических сил, противостоящих глобализму. И не только на Балканах. Это воочию показал грандиозный митинг, состоявшийся 25 февраля в Белграде.
Мне доводилось бывать на митингах сербских политических партий не раз. И если ранее митинги СРП собирали около 5 тысяч человек, то на этот раз была заполнена 25-тысячная Белградская «Арена». На митинге, продолжавшемся более 4 часов, выступили руководители партии, юридические советники В.Шешеля, историки, военные, юристы, деятели культуры. Выступали и свидетели на процессе В.Шешеля в МТБЮ (в том числе те, которые подвергались угрозам со стороны прокуратуры МТБЮ - они публично рассказали об этом). Выступавшие требовали немедленного и безусловного освобождения В.Шешеля. В зале присутствовали послы многих стран мира и, хотя они не выступали, сам факт их присутствия говорит о позиции этих государств. Особо эмоционально восприняли собравшиеся выступления представителей Российского общественного комитета в защиту прав В.Шешеля: Председателя Комитета ректора Московского торгово-экономического университета профессора С.Н.Бабурина, руководителя Центра изучения современного балканского кризиса Института славяноведения РАН профессора Е.Ю.Гуськову и автора настоящей статьи. Важно отметить, что митинг начался с российского гимна. И даже гимн Сербии исполнялся после него. Выступления постоянно прерывались аплодисментами и скандированием «Русия!» каждый раз, когда упоминалось само имя государства российского.
Хочется верить, что Россия сможет сказать своё слово при действительно объективной оценке деятельности Международного трибунала по бывшей Югославии. Ведь ряд процессов в МТБЮ могут «перетечь» в новый международный трибунал под названием МОМУТ («Международный остаточный механизм для международных уголовных трибуналов»). И хотя этот МОМУТ начнёт свою деятельность только в следующем году, уже сейчас можно сказать, что мы воскликнем: «Ба, знакомые все лица!» Состав этого трибунала будет почти полностью идентичен МТБЮ. Кстати, как стало видно из ежегодного доклада МТБЮ в СБ ООН, Гаагский трибунал планирует рассматривать дело Шешеля аж до 2016 года! Это означает, что даже если Шешель будет оправдан судебной палатой, ему придётся просидеть в тюрьме ещё четыре года - столько выделили себе гаагские судьи для рассмотрения апелляции прокуратуры!
Подведение итогов девяти лет заточения В.Шешеля в гаагской тюрьме и митинг 25 февраля стали событиями противоречивыми. С одной стороны, был отмечен рубеж растянувшегося на девять лет преступления против лидера СРП, причём преступления - подчеркнём это, - совершаемого под эгидой ООН. Однако, с другой стороны, все увидели, что Сербская радикальная партия под руководством В.Шешеля укрепилась и готова к новым победам. Это особенно важно для мобилизации всех сербских патриотических сил перед предстоящими в мае 2012 года парламентскими выборами.
http://www.fondsk.ru/news/2012/02/26/gimn-rossii-nad-belgradom.html