Нам заповедано прощать - и прощенное воскресенье еще раз об этом напоминает. Нередко, когда речь заходит об этой заповеди, люди представляют себе что-то возвышенное и героическое - мученик прощает палачей, родители - убийцу сына, узник концлагеря - охранников. Это драматическое представление о прощении делает его чем-то, с одной стороны, почти недостижимо трудным, с другой - не относящимся к нашей жизни. Слава Богу, мало кто из нас сталкивается с такими масштабами зла и страдания. Мы сталкиваемся с чем-то другим - с мелкими обидами на работе, с пренебрежением от тех, на чье внимание мы рассчитывали, с язвительными словами, сказанными в наш адрес, с невыполненными обязательствами, с нарушенными обещаниями. Это неприятно, но от этого не умирают.
Тем не менее, прощать трудно - вот если бы злодеи вели бы меня на
расстрел, я бы конечно, всех их простил; а мелкие гадости, сказанные
невзначай, никак нельзя оставить без ответа. Но нам нужно именно
научиться прощать мелкие обиды. Именно мелкие обиды и мелкая
мстительность вернее всего разрушают нашу духовную жизнь. Но почему мы
все так склонны к саморазрушению? Непрощение, лелеяние своих обид,
пережевывание обидных слов или ситуаций ничего не дает, кроме
повышенного давления и язвы желудка. Почему же люди занимаются этим с
таким странным упоением?
Более того, когда людям не хватает личных обид, они охотно
заимствуют обиды других людей - и клянутся "не забыть и не простить"
преступления, о которых знают исключительно с чужих слов. Почему?
Понятно, когда служители закона преследуют злодеев - они исполняют свой
долг, а не следуют страсти. Но почему все остальные так рады упиваться
страстным непрощением и незабыванием?
Этому есть объяснение - поза негодующего истца есть, на самом деле,
поза защитная. "Меня нельзя задержать как неблагонамеренного! Я сам
всех задержу, как неблагонамеренных!". Яростные обвинения в адрес
других, настойчивые поиски чужих безобразий - попытки заглушить
тревожащий голос совести. Простить - значит лишиться должности прокурора
(в своих глазах, и, возможно, в глазах других), и оказаться перед тем
фактом, что не только другие, но и мы сами подлежим суду.
Поэтому чтобы прощать, надо принять прощение - "как Христос простил
вас, так и вы. (Кол.3:13)". Благая весть говорит о том, что наши грехи
не будут поставлены нам в осуждение, потому что за них умер Невиновный.
Как говорит Псалмопевец, (а святой Апостол Павел его цитирует)
"Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек,
которому Господь не вменит греха. (Рим.4:7,8)". Бог больше не вменяет
грехи тем, кто пришел ко Христу с покаянием и верой. Обвинительное
заключение против нас уничтожено: "истребив учением бывшее о нас
рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и
пригвоздил ко кресту; (Кол.2:14)". Нам надо поверить словам, которые мы
услышали на исповеди - "Господь и Бог наш Иисус Христос да простит тебе,
чадо, все грехи твои" и жить этим прощением, не вменяя другим их грехи -
как Судия не вменяет нам наши.