22 февраля 2012 года на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре под председательством святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла было принято обращение к будущему президенту России. Архимандрит Тихон: «Нам необходима государственная стратегия в области культуры, образования и воспитания»
Фото: ИТАР-ТАСС
Какова главная цель и идея этого документа? Почему он был принят именно сейчас - а не год или два назад? Какие практические шаги необходимы для его реализации? Об этом рассказал ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, член Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству, наместник Сретенского монастыря г. Москвы архимандрит Тихон (Георгий Александрович Шевкунов).
- Почему вопрос о культуре возник именно сейчас? Почему обращение адресовано будущему президенту? Казалось бы, разумнее было обратиться - еще год или два назад - к президенту действующему или подождать итогов выборов и обратиться к президенту уже избранному?
- Вопрос о нынешнем состоянии современной культуры и святейший патриарх, и деятели церкви, и деятели культуры поднимали довольно часто. Патриарший совет по культуре был создан сравнительно недавно - год назад. Поэтому, быть может, раньше такого солидарного и авторитетного обращения не возникло. На заседание совета, который прошел 22 февраля 2012 года, святейший патриарх пригласил целый ряд сделавших очень много для русской культуры представителей искусства и литературы, ученых, журналистов. Главным итогом этой встречи стало принятие обращения к будущему президенту России. Когда президент будет избран, святейший патриарх ему это обращение от лица всех собравшихся передаст.- Какова главная цель и идея этого обращения?
- Сегодня наша культура, начиная от обычной бытовой культуры и кончая тем, что призвано быть высокой художественной культурой, находится в сложном положении, многие называют его кризисным. Мы все воочию видим это слишком часто, чтобы сейчас вновь и вновь умножать горькие примеры. Они у всех перед глазами. Главная задача, с нашей точки зрения, это разработка стратегии государства в области культуры, образования и воспитания. У нас принимаются стратегии в области экономики, военные доктрины и так далее, а вот стратегии в области культуры, образования и особенно воспитания - до сих пор нет. В этой сфере предпочитают говорить о пресловутых рыночных отношениях, которые, как мы убедились, поощряют самые скверные черты и нашего доморощенного, и привнесенного к нам бескультурия. Помните, Пушкин говорил: «чувства добрые я лирой пробуждал»? Это великий завет Александра Сергеевича Пушкина для всех поколений деятелей культуры. К сожалению, этот завет сегодня забыт, а чаще бесстыдно попран.
- Можете ли вы представить какие-то практические шаги в этом направлении?
- Практические шаги совершенно конкретные. Необходимо создать ответственную и авторитетную рабочую группу, в которую бы вошли и деятели культуры, и представители средств массовой информации, и ученые, и представители образования - для разработки национальной концепции России в области культуры, образования и воспитания.
- Как же отбирать этих представителей, которые войдут в эту рабочую группу? Кто будет этим заниматься?
- Для того чтобы такая стратегия осталась не только на бумаге, этот вопрос должен быть решен государственным руководством. Собравшиеся на Патриарший совет по культуре предложили свои возможности, но кого изберут для создания такой программы - это не наш вопрос.
- В принятом обращении в качестве одного из инструментов духовно-нравственного воспитания общества упоминается проект Общественного телевидения. Каким образом, по-вашему, возможно этот проект осуществить? Стоит ли создавать новый канал и не разумнее ли преобразовать один из тех, которые уже имеются?
- Этой задачей должны, конечно, заниматься профессионалы. Есть впечатляющий международный опыт, например, такое телевидение, как ВВС. Есть кодекс этого телевидения. Если вы с ним ознакомитесь, то увидите, что он неожиданно весьма жесткий. Четко прописано, что возможно и что невозможно на ВВС. Коротко говоря, невозможны безнравственность, духовное и культурное разрушительство, необъективность. Мое сугубо частное мнение - если бы, например, кодекс ВВС был взят за основу общественного телевидения, это было бы почти идеально. Конечно, его необходимо адаптировать для России, но как база - это один из лучших вариантов.
Произвол в СМИ, который сейчас выдается за свободу, и самые низменные потребности рынка не могут диктовать политику СМИ и культуры - это совершенно очевидно.
- Что можно сказать о влиянии внедряемой у нас Болонской системы на образование и культуру?
- Дело даже не в самой системе, а в ее бездумном копировании. Возможно, Болонская система и действительно сейчас в чем-то нужна. Хотя я, например, глубоко убежден, что система советского образования, отринутая у нас сегодня, давала намного более качественных специалистов, людей, укорененных в отечественной культуре (даже несмотря на идеологические пороки советского образования) и граждан своей страны, чем то, что делает Болонская система. Эта система вообще не предусматривает воспитательного процесса, а лишь дает некий пакет знаний. Достаточно ли этого? Сейчас, как подчеркивалось в речи святейшего патриарха, воспитание возложено лишь на родителей. А успевают ли родители это делать? Если государство полностью сняло с себя заботу о духовно-нравственном воспитании человека, в первую очередь подрастающего поколения, то почему мы удивляемся и возмущаемся тому, что происходит на наших улицах, в нравственной жизни общества, - что посеяли, то и пожинаем.
- Какие должны быть предприняты действия? Каким образом вернуть воспитание в школу?
- У нас нет готовых рецептов и панацей. Конечно, у каждого из присутствующих были свои конкретные пожелания, размышления на эту тему. Но, еще раз повторю, разработка государственной стратегии в области культуры, образования и воспитания требует серьезной работы со стороны государственных органов и общественности, деятелей культуры и деятелей образования. Совершенно ясно одно - надо безотлагательно приступать к этому делу лучшими духовными и интеллектуальными силами страны. Создание концепции, конечно, займет время, но в результате мы должны получить выверенную и созидательную стратегию, которая сможет обеспечить всем свободный доступ к истинным сокровищам духовного, нравственного и культурного наследия России и мировой культуры. Если сейчас мы самым серьезным образом не озаботимся этим, то будем повинны в появлении поколений обедненных, искаженных, враждебных по отношению к исторической России, болезненных и, в конце концов, нежизнеспособных.
- Как, по-вашему, есть ли среди нынешних кандидатов - не называя конкретных имен - тот, кто услышал бы это воззвание и готов был бы его поддержать?
- Посмотрим, что мы будем заранее говорить? У нас была просьба, наказ к будущему руководителю страны. И очень бы хотелось, чтобы он прислушался к этой насущной потребности, которую высказали святейший патриарх и деятели искусства.