В телепрограмме Леонида Млечина о «Голодоморе» от 1 февраля, утверждалось, что Россия и другие республики СССР, якобы, не оказывали Украине продовольственной помощи в тот период. А это имело целью, дескать, «подчинение» украинского крестьянства интересам Москвы и большевиков.
Антирусскую пропаганду в связи с «Голодомором» украинские власти стимулируют и в США. По постановлению правительства Украины от 23 декабря 2011 года, до конца 2012-го «в Вашингтоне будет сооружен «Памятник жертвам Голодомора 1932-1933 годов в Украине». До этого 25 мая 2011 г. украинское правительство выделило из госбюджета деньги для увековечения в Вашингтоне «голодомора».
Согласно его интерпретации украинскими националистами «голодомор» якобы был специально организован советской властью и русскими шовинистами для «геноцида украинского народа».
Мало кто знает, что такого рода интерпретация стала возможной еще и потому, что в середине 1950-х, с подачи Хрущева, были реабилитированы бывшие руководители Украины, впрямую ответственные за продовольственный, прежде всего хлебный кризис в этой республике на рубеже 1920-1930-х годов. Причем они были репрессированы в конце 1930-х, а в вину им вменялось прежде всего то, что ныне в Украине именуют «голодомором».
Но в «послеющенковский» период власти Украины стали взвешеннее, объективнее оценивать тот период, хотя, учитывая расстановку украинских политических сил, властям приходится часто лавировать и в этом вопросе. Что подтверждается упомянутым решением по соответствующему памятнику в Вашингтоне. Естественно, «официальный» Киев учитывает и фактически русофобскую позицию администрации США в том же вопросе. Ибо еще в последний период администрации Г. Трумэна (1949-1953 гг.) она квалифицировала те же события в Украинской ССР и их последствия как «спланированный геноцид украинского и другого местного населения со стороны большевистских властей». Причем эти оценки в США не отменены.
Правда, здесь есть нюансы: во-первых, виновником указаны «большевистские власти» без конкретного указания страны, где они правили. А во-вторых, - сказано «и другого местного населения», а украинские русофобы апеллируют к «геноциду» именно украинцев...
Примечателен в этой связи «свежий» комментарий по той же теме украинского информагентства «Comments.ua» от 16 января 2012 г., занимающего фактически «проющенковскую», националистическую позицию по этой проблеме: «О гуманитарной «перестройке» в Украине пока забыли... Самым ярким примером чего является смена позиций по Голодомору после прихода к власти Януковича. А ведь признание голода 1932-33 годов геноцидом украинского народа - это был один из важнейших пунктов гуманитарной политики Украины, снятие которого с повестки дня cтало не столько подыгрышем Кремлю, сколько признаком политической второсортности власти» (http://politics.comments.ua/2012/01/16/314992/kreml-rasshiryaet-spisok-vragov.html). Объяснить вышеизложенное столь нарочитое недовольство можно и тем фактом, что В.Янукович, выступая в ПАСЕ 27 апреля 2010 года, заявил: «Сегодня мы знаем, что Голодомор был и в Украине, и в России, в Белоруссии и Казахстане. Но признавать Голодомор как факт геноцида по отношению к тому или иному народу - мы считаем, это будет неправильно, это будет несправедливо». Он уточнил, что «это была общая трагедия народов, входящих когда-то в Советский Союз» (http://www.russian.rfi.fr/ukraina/20100427-yanukovich-golodomor-tragediya-vsekh-narodov-ne-tolko-ukraintsev).
«Русский Вестник» и ряд других СМИ подробно разъясняли фальшивый, провокационный, оскорбительный для русских и России в целом характер «голодоморной» кампании и ее подоплеку. Тем временем в 2011-м был снят гриф «совершенно секретно» с ряда документов по той же проблематике, благодаря чему они стали более доступны исследователям и впрямую изобличают как организаторов, так и исполнителей давней русофобской кампании с названием «Голодомор». Потому рушится не только антисоветская и особенно антисталинская, но и антирусская трактовка данной кампании.
Кстати, еще в ноябре 2008 года выяснилось, что документов, подтверждающих трактовку «голодомора» как намеренного советско-русского геноцида украинцев, не существует ! А именно: как заявила в середине ноября 2008-го украинским СМИ депутат Верховной рады Украины от тогдашней пропрезидентской (ющенко-тимошенковской) фракции «НУ-НС» Ольга Герасимюк, «украинская делегация надеется поставить вопрос о голодоморе на рассмотрение сессии ООН. Но основной преградой (выделено А.Ч.) на пути к расследованию и признанию такого преступления является отсутствие официальных юридических документов, которые чётко подтверждают факт геноцида» (см., например, www.//regnum.ru/news/1079448.html).
Так что российская сторона вправе требовать от Киева компенсации за моральный, национальный и политический ущерб. Но чего же тогда стоит вся эта провокационная, оскорбительная кампания?!
...Конец 1920-х-начало 1930-х: практически «всесоюзная» засуха, массовое раскулачивание, низкая обеспеченность сельского хозяйства СССР кадрами, техникой, хранилищами, удобрениями. В результате из-за низкого урожая зерновых и колоссального падения животноводческого поголовья начался голод почти по всему СССР (кроме Закавказья и некоторых республик Средней Азии). А теперь - внимание: вследствие голода в СССР в тот период, по данным официальной советской статистики, из всех погибших и пропавших без вести - русских было почти 55%, украинцев - 20%, казахов - 11%, белорусов - 6%. Хотя та засуха, то есть начала 1930-х, охватывала почти 65% тогдашней территории Украины, всю тогдашнюю Белоруссию, до трети территории РСФСР и почти половину территории Казахстана.
И еще: на Украину в те же годы с Зауралья, Западной Сибири, Северо-запада РСФСР, а также из Закавказья и Средней Азии были поставлены многие десятки, если не сотни тонн продовольствия и лекарств. Принимались и другие меры помощи Украине. Что зафиксировано и украинскими инстанциями, и отражено в документах, с которых, повторим, в России, на Украине и в ряде других постсоветских стран недавно снята «сверхсекретность».
Так, в письме Кагановича Сталину от 6 июня 1932 года отмечено: «Цифры о севе Вы знаете; если бы не Украина, мы шли бы выше прошлого года на 3 миллиона га. Нажали мы на Урал, они отстают сильно, ...отстает от прошлого года и Северный Кавказ (на 400 тыс. га, но мы пока им ничего не посылали. Пришлось дать Нижнему Новгороду ввиду града 700 тонн проса для пересева там побитых градом посевов. Украине добавочно выделено хлеба для снабжения - 1 млн. 600 тыс. пудов (выделено А.Ч.; 1 пуд = 16,38 кг). Остальным всем на их телеграммы отказываем». Но это было лишь небольшой частью хлебопоставок Украине. Ибо накануне этого письма, то есть 5 июня 1932 г., политбюро ВКП (б) решило увеличить план завоза хлеба на Украину сверх ранее утвержденных 6,5 млн. пудов - на упомянутые 1,6 млн. пудов из Средней Азии.
Примечательно и то, что высшее руководство государства распорядилось в тот же период снизить хлебозаготовительный план для Украины. Так, в письме Сталина Кагановичу и Молотову от 24 июля 1932 г. сказано: «Наша установка на безусловное исполнение плана хлебозаготовок по СССР совершенно правильна. Но имейте в виду, что придется сделать исключение для особо пострадавших районов Украины. Это необходимо не только с точки зрения справедливости, но и ввиду особого положения Украины, общей границы с Польшей и т.п. Я думаю, что можно было бы для Украины скосить колхозам особо пострадавших районов половину плана, а индивидуалам (единоличникам. Прим. А.Ч.) - треть. На это уйдет 30 или 40 миллионов пудов зерновых. Но сделать это нужно не сейчас, а в середине или в конце августа, чтобы озимый сев мог пойти более оживленно...». Так и было сделано в начале-середине августа 1932-го; тогда же аналогичный план и план по мясозаготовкам на 15-20% снизили Белоруссии, Приднестровской Молдавской республике, Грузии, Армении и Казахстану.
А вот письмо Сталина Кагановичу от 11 августа 1932 года показывает, что Косиор и Чубарь, тогдашние руководители Украины, впрямую ответственны за продовольственную и, соответственно, за общеполитическую ситуацию там и что их надо срочно сменить: «...Самое главное сейчас Украина. Дела на Украине из рук вон плохи. Плохо по партийной линии. Говорят, что в двух областях Украины (кажется, в Киевской и Днепропетровской) около 5-ти райкомов высказались против плана хлебозаготовок, признав его нереальным. В других райкомах обстоит дело, как утверждают, не лучше. На что это похоже? Это не партия, а парламент, даже карикатура на парламент. Вместо того, чтобы руководить районами, Косиор все время лавировал между директивами ЦК ВКП (б) и требованиями райкомов, и вот - долавировался до ручки. Плохо и по линии советской: Чубарь - не руководитель...
Если не возьмемся теперь же за выправление положения на Украине, Украину можем потерять. Имейте в виду, что Пилсудский (тогдашний глава Польши, выступавший за «Польшу от Литвы до Черного моря». Прим. А.Ч.) не дремлет, и его агентура на Украине во много раз сильнее, чем думает Косиор... Имейте также в виду, что в Украинской компартии (500 тысяч членов) обретается не мало (да, не мало!) гнилых элементов, сознательных и бессознательных петлюровцев, наконец - прямых агентов Пилсудского. Как только дела станут еще хуже, эти элементы не замедлят открыть фронт внутри (и вне)... Самое плохое это то, что украинская верхушка не видит этих опасностей. Так дальше продолжаться не может».
И далее: «Нужно: а) взять из Украины Косиора и заменить его...; в) через несколько месяцев после этого заменить Чубаря другим товарищем...; г) поставить целью превратить Украину в кратчайший срок в настоящую крепость СССР, в действительно образцовую республику. Денег на это не жалеть.
Без этих и подобных им мероприятий (хозяйственное и политическое укрепление Украины, в первую очередь - ее приграничных районов, и т.п.), повторяю, - мы можем потерять Украину. За это дело надо взяться поскорее...» (подробнее см., например, РГАСПИ. Ф. 558, Оп. 11, Д. 740; http://www.archives.gov.ua/Sections/Famine/Publicat/Fam-Stalin-Kaganov.php; см. также документы и материалы сектора Украинской ССР Мюнхенского Института (ФРГ) по изучению истории и культуры СССР).
Отметим и то, что 9 ноября 1933 г. по решению политбюро были снижены на 15-24% по всему СССР цены на хлеб, реализуемый в порядке свободной продажи из государственных магазинов. Причем для Украины (а также Белоруссии и Приднестровской Молдавии) это снижение было максимальным - 23-24% (подробнее см. РГАСПИ, Ф. 17, Оп. 3, Д. 934, Л. 12-13).
Так при чем же здесь советско-русский «геноцид украинского народа»?!
Между тем мы неспроста упомянули критику Сталиным Косиора и Чубаря, как и решение их заменить. Потому что украинские власти 4 года тому назад определили украинских виновников «голодомора» и с тех пор сносят им памятники и их бюсты, переименовывают улицы с искомыми названиями на Украине. Ее министерство культуры и туризма весной 2008-го выпустило указ, по которому должны «устранены» памятники не только Ленину и Дзержинскому, но также «ответственным за Голодомор» Косиору и Чубарю (последние двое, повторим, руководили Украиной именно в тот период).
А что было с ними дальше? Косиора с Чубарем отозвали с Украины уже в первой половине 1930-х и... расстреляли в 1939-м. Та же участь во второй половине 1930 годов постигла наркома земледелия СССР 1929-1934 гг. Эпштейна (Яковлева), возражавшего против временного снижения хлебо- и мясозаготовительных планов для Украины. И, стало быть, тоже ответственного за тамошний продовольственный кризис на рубеже 1920-х-1930-х годов.
Зато в 1955-1957 годах всех их, подчеркнем, реабилитировали по инициативе Хрущева, возглавлявшего Украину в конце 1930-х и в 1940-х...
И что получается? А то, что Хрущев фактически оправдал тот самый «голодомор» и, по версии нынешних украинских властей, -непосредственных его виновников, если не исполнителей...
Чтобы что-то доказать, приходится оперировать документами и документально подтвержденными фактами. Особенно теми, которые намеренно замалчиваются и потому малоизвестны. Хотя навряд ли эти те же факты не ведомы «режиссерам» таких операций, как «голодомор». Просто куда важнее для них - пропагандистская и, значит, политическая популярность, конъюнктурный эффект. Любой ценой и за любой счёт...