Появившись
на кенийской земле лишь несколько десятилетий назад, Африканская
Православная Церковь стремительно развивается. Православные храмы,
олицетворяющие просвещение, молитву, помощь нуждающимся и школьное
образование, становятся в сельской местности Африки центром жизни.
Сегодня у нас в гостях кенийский священник о.Филипп ГАТАРИ и переводчик Денис
Маханько, с которыми мы встретились на Зимней православной выставке,
организованной творческим объединением «Духовное наследие».
О.Филипп: - Я принял Крещение маленьким мальчиком, а
повзрослев, пять лет изучал богословие в Румынии. Когда вернулся в
Кению, был рукоположен во священника. Это был 1999 год, и я сначала
преподавал в школе - как видите, очень скромное начало, - потом стал
служить в церкви. У меня ничего не было. Пришлось самому обустраивать
храм и собирать паству. Сейчас в моём приходе 300 человек, правда,
активных членов общины наберётся только сотня... Знаете, вам в России
очень повезло - у вас протестанты не имеют такой власти, как у нас:
весь юг Кении - протестантский. Но наши проповедники стараются
распространить Православие на всю страну. Сегодня в Кении примерно 620
тысяч православных мирян (всего в Кении проживает 288 млн), 260
священников и один епископ - Митрополит Макарий. В
округе Ниери в центральной Кении служат 14 православных батюшек - все
коренные жители, закончившие Православную семинарию в столице страны
Найроби. Старейший священник округа протоиерей Пётр
служит с 1970 года и является духовником всех окрестных храмов. Он
служит в приспособленном под храм сарае на окраине г.Каратина.
- Доводилось ли вам служить в русском православном храме с русскими священниками?
- Я впервые в России, и сначала увидел её с неба, из иллюминатора
самолёта, - прекрасную, безкрайнюю страну. По прилёте служил Литургию в
Москве. Православные богослужения везде одинаковы, и даже если вы не
знаете языка, поймёте суть богослужения. Ведь если вы произносите слова
молитвы «Отче наш...» на русском языке, вы поймёте её и на английском, и
на моём родном языке - кикуйю. Так и я, хотя не знаю русского языка,
чувствовал себя своим и легко следил за ходом Литургии - мне помогали
русские батюшки, и у меня была книга, в которой расписано всё
богослужение на английском, греческом, сербском и русском языках. Я
причастился в русском храме и ощутил себя близким вам во Христе. Это
тёплое чувство духовного родства увезу с собою в Кению и буду
рассказывать о далёкой, но такой близкой России своим братьям.
- А в каких богов верили ваши предки?
- Я из племени кикуйю. Мои предки верили в бога, который живёт на
вершине горы Кении. Бог сотворил первого человека по имени Кикуйю и
женщину по имени Моби. По нашей вере женщины ближе Создателю, чем
мужчины, потому что именно они рожают детей, носят их во чреве девять
месяцев, вскармливают своим молоком и ухаживают, пока есть силы. Даже
если ребёнку 100 лет, а матери - 120, он для неё всё равно дитя... Так
вот, у первых людей родилось девять сыновей. Тогда кикуйю спросили бога:
«Что же нам делать? Как продолжить свой род?» Бог дал им фиговое
дерево, и когда на следующее утро кикуйю проснулись - увидели девять
прекрасных женщин и женились на них. С тех пор мы и ведём свой род по
имени женщины-матери.
Теперь мы знаем: Бог живёт не на горе, а на Небесах.
- В Кении есть священное животное? В Индии, например, корова.
- Мы никогда не поклонялись зверям и не общаемся с людьми,
которые поклоняются зверобогам. Даже племя масаи, которое старше
кикуйю, очень почитают овцу, козу, корову, но не поклоняются им! Также
верблюд очень ценен для людей, живущих в пустыне, но и ему не
поклоняются! Правда, в Кении есть сатанинские культы, которые используют
животных в своих ритуалах...
- Как проходит служба в кенийском православном храме?
Д.Маханько: - Кенийские священники и прихожане строго
следуют правилам, заведённым Церковью, скрупулезно соблюдают
чинопоследование богослужения. Всё благоговейно, пристойно. Причём в
Кении принято ходить в церковь всей семьёй - от стариков до младенцев.
Но вот служба заканчивается, верующие причастились... и дальнейшее
действо становится весьма своеобразным - настаёт время для африканского
народного творчества, вплетённого в церковное богослужение. Барабаны,
трещотки, бубны - традиционные музыкальные инструменты Африки - всё
начинает звенеть, стучать. Тексты, открывающие смысл сегодняшнего
православного праздника, запевалы придумывают на ходу, им вторит весь
храм (во время богослужения также поют все прихожане, церковного хора у
них нет), и начинается танец, в который вовлекаются все
присутствующие. Так они вовлекли в танец о.Филиппа и меня...
Как такое допустимо? Исторически сложилось так, что Африка немало
пострадала от колонизаторов, которые пытались уничтожить африканскую
культуру. И вот в 20-30-х годах века минувшего кикуйю начали
задумываться о том, как бы найти такую веру, которая была бы
христианской (они понимали, благодаря миссионерам, что нужно верить во
Христа), но не была бы связана с колониальными войнами. И чудесным
образом Господь их направил в Православную Церковь. В 1930-х годах по
приглашению лидеров кикуйю в Кении появляется православный епископ из
Южной Африки Александр Даниил - бывший чернокожий
англиканский священнослужитель. Он основывает первые церкви, обучает
людей Православию, рукополагает священников. В 1946 году православные
кенийцы были приняты под омофор Александрийского Патриархата. Греки не
запрещали использование в богослужении народных элементов, и это
привлекло кенийцев. Согласно греческой традиции, кенийцы исповедуются
не чаще одного раза в месяц специально назначенному для этого
священнику. В 1950-х годах Православная Церковь Кении оказалась под
запретом: английские власти отождествляли Православие с
национально-освободительным движением мао-мао, но Христова Церковь
победила. Богослужение ныне ведётся на трёх языках - английском,
межплеменном языке суахили и языке проживающего в данной местности
племени, а всего племён 42! Священник пользуется двумя богослужебными
книгами; та, что на языке племени, - рукописная. Печатные книги стоят
дорого.
- В честь какого святого освящён храм, где служит о.Филипп? Какие в храме имеются святыни: чудотворные иконы, св.мощи?
Д.Маханько: - Храм освящён в честь св.Антония Великого
- родоначальника монашества. Я видел более десятка храмов в
центральной Кении, и, несмотря на всю их внешнюю непохожесть на
греческие или русские храмы, они посвящены нашим любимым святым -
св.Пантелеимону, св.Георгию Победоносцу, Свт.Николаю Мирликийскому...
Есть храм Воскресения Христова... И когда кикуйю приглашали: «Пойдём в
Никольский или в Пантелеимоновский храм...» - я чувствовал себя как дома.
Что касается святынь... Кенийские христиане живут аскетично, и всё
достояние храма - то, что необходимо для богослужения, и, может быть,
две-три иконы, чаще бумажные. Кое-где - и меня это искренне потрясло,
проняло до слёз - верующие украшают храмы разноцветной бумагой, чтобы
красиво было. В храмах побогаче вешают гирлянды... Не хватает даже
нательных крестиков... Богослужебное облачение - невероятная роскошь, оно
выдаётся священнику при рукоположении на 15 лет. Когда риза совсем
ветшает, священник обращается к митрополиту с просьбой о замене.
Стихари для алтарников перешиваются и передаются по наследству. Для
кипячения воды в храмах, как в древние времена, используют раскалённые
угли. Вот картинка из жизни кенийцев, чтобы было понятно... Во время
воскресной Литургии я обратил внимание, что в храме много розеток и в
каждой заряжается мобильник: у большинства прихожан дома нет
электричества. И в школе, которую в посёлке Ишамара построили о.Филипп
(он же директор школы) и прихожане храма св.Антония Великого, тоже нет
электричества... Но при всей бедности кенийцы настолько тверды в вере,
что просто диву даёшься.
О.Филипп: - В Кении те же проблемы, что и везде. Люди
страдают от безработицы и возвращаются в деревни, к земле. Мы - страна
аграрная, экспортируем кофе, чай, консервированные ананасы, волокно из
листьев агавы - сизаль... Мои прихожане выращивают кофе, держат коров. Но
не пьют сами молоко, а продают. Некоторые занимаются
предпринимательством, чтобы принести своим детям хоть что-то покушать.
Но когда я прошу, они отдают всё, что у них есть. Благодаря этим
деньгам мы построили и содержим церковь и школу. Ведь когда я в первый
раз зашёл в церковь, настоятелем которой был назначен, в ней не было
даже пола - просто земля, не было электричества. В нашей церковной
школе мы кормим учеников обедами, поскольку уроки длятся с раннего утра
до вечера, а многие ученики живут за 10 км от школы. Пищу готовим на
земле, как и 300 лет назад. На перемене один из учителей, взяв в руки
мотыгу, идёт ковыряться на школьном огороде. Кто-то из учеников бежит
кормить всеобщую любимицу - школьную корову: чай с молоком в Кении -
национальный напиток. Церковь же платит зарплату учителям и
обезпечивает детей учебниками. Мы всё делаем вместе. На гербе Кении
начертано слово Harambee - то есть Вместе, всем миром, сообща. Этому девизу подчинена и жизнь Православной Церкви.