Бог народа кикуйю - Христос

0
261
Время на чтение 6 минут

Появившись на кенийской земле лишь несколько десятилетий назад, Африканская Православная Церковь стремительно развивается. Православные храмы, олицетворяющие просвещение, молитву, помощь нуждающимся и школьное образование, становятся в сельской местности Африки центром жизни. Сегодня у нас в гостях кенийский священник о.Филипп ГАТАРИ и переводчик Денис Маханько, с которыми мы встретились на Зимней православной выставке, организованной творческим объединением «Духовное наследие».

О.Филипп: - Я принял Крещение маленьким мальчиком, а повзрослев, пять лет изучал богословие в Румынии. Когда вернулся в Кению, был рукоположен во священника. Это был 1999 год, и я сначала преподавал в школе - как видите, очень скромное начало, - потом стал служить в церкви. У меня ничего не было. Пришлось самому обустраивать храм и собирать паству. Сейчас в моём приходе 300 человек, правда, активных членов общины наберётся только сотня... Знаете, вам в России очень повезло - у вас протестанты не имеют такой власти, как у нас: весь юг Кении - протестантский. Но наши проповедники стараются распространить Православие на всю страну. Сегодня в Кении примерно 620 тысяч православных мирян (всего в Кении проживает 288 млн), 260 священников и один епископ - Митрополит Макарий. В округе Ниери в центральной Кении служат 14 православных батюшек - все коренные жители, закончившие Православную семинарию в столице страны Найроби. Старейший священник округа протоиерей Пётр служит с 1970 года и является духовником всех окрестных храмов. Он служит в приспособленном под храм сарае на окраине г.Каратина.

- Доводилось ли вам служить в русском православном храме с русскими священниками?

- Я впервые в России, и сначала увидел её с неба, из иллюминатора самолёта, - прекрасную, безкрайнюю страну. По прилёте служил Литургию в Москве. Православные богослужения везде одинаковы, и даже если вы не знаете языка, поймёте суть богослужения. Ведь если вы произносите слова молитвы «Отче наш...» на русском языке, вы поймёте её и на английском, и на моём родном языке - кикуйю. Так и я, хотя не знаю русского языка, чувствовал себя своим и легко следил за ходом Литургии - мне помогали русские батюшки, и у меня была книга, в которой расписано всё богослужение на английском, греческом, сербском и русском языках. Я причастился в русском храме и ощутил себя близким вам во Христе. Это тёплое чувство духовного родства увезу с собою в Кению и буду рассказывать о далёкой, но такой близкой России своим братьям.
- А в каких богов верили ваши предки?

- Я из племени кикуйю. Мои предки верили в бога, который живёт на вершине горы Кении. Бог сотворил первого человека по имени Кикуйю и женщину по имени Моби. По нашей вере женщины ближе Создателю, чем мужчины, потому что именно они рожают детей, носят их во чреве девять месяцев, вскармливают своим молоком и ухаживают, пока есть силы. Даже если ребёнку 100 лет, а матери - 120, он для неё всё равно дитя... Так вот, у первых людей родилось девять сыновей. Тогда кикуйю спросили бога: «Что же нам делать? Как продолжить свой род?» Бог дал им фиговое дерево, и когда на следующее утро кикуйю проснулись - увидели девять прекрасных женщин и женились на них. С тех пор мы и ведём свой род по имени женщины-матери.
Теперь мы знаем: Бог живёт не на горе, а на Небесах.

- В Кении есть священное животное? В Индии, например, корова.

- Мы никогда не поклонялись зверям и не общаемся с людьми, которые поклоняются зверобогам. Даже племя масаи, которое старше кикуйю, очень почитают овцу, козу, корову, но не поклоняются им! Также верблюд очень ценен для людей, живущих в пустыне, но и ему не поклоняются! Правда, в Кении есть сатанинские культы, которые используют животных в своих ритуалах...

- Как проходит служба в кенийском православном храме?

Д.Маханько: - Кенийские священники и прихожане строго следуют правилам, заведённым Церковью, скрупулезно соблюдают чинопоследование богослужения. Всё благоговейно, пристойно. Причём в Кении принято ходить в церковь всей семьёй - от стариков до младенцев. Но вот служба заканчивается, верующие причастились... и дальнейшее действо становится весьма своеобразным - настаёт время для африканского народного творчества, вплетённого в церковное богослужение. Барабаны, трещотки, бубны - традиционные музыкальные инструменты Африки - всё начинает звенеть, стучать. Тексты, открывающие смысл сегодняшнего православного праздника, запевалы придумывают на ходу, им вторит весь храм (во время богослужения также поют все прихожане, церковного хора у них нет), и начинается танец, в который вовлекаются все присутствующие. Так они вовлекли в танец о.Филиппа и меня...

Как такое допустимо? Исторически сложилось так, что Африка немало пострадала от колонизаторов, которые пытались уничтожить африканскую культуру. И вот в 20-30-х годах века минувшего кикуйю начали задумываться о том, как бы найти такую веру, которая была бы христианской (они понимали, благодаря миссионерам, что нужно верить во Христа), но не была бы связана с колониальными войнами. И чудесным образом Господь их направил в Православную Церковь. В 1930-х годах по приглашению лидеров кикуйю в Кении появляется православный епископ из Южной Африки Александр Даниил - бывший чернокожий англиканский священнослужитель. Он основывает первые церкви, обучает людей Православию, рукополагает священников. В 1946 году православные кенийцы были приняты под омофор Александрийского Патриархата. Греки не запрещали использование в богослужении народных элементов, и это привлекло кенийцев. Согласно греческой традиции, кенийцы исповедуются не чаще одного раза в месяц специально назначенному для этого священнику. В 1950-х годах Православная Церковь Кении оказалась под запретом: английские власти отождествляли Православие с национально-освободительным движением мао-мао, но Христова Церковь победила. Богослужение ныне ведётся на трёх языках - английском, межплеменном языке суахили и языке проживающего в данной местности племени, а всего племён 42! Священник пользуется двумя богослужебными книгами; та, что на языке племени, - рукописная. Печатные книги стоят дорого.

- В честь какого святого освящён храм, где служит о.Филипп? Какие в храме имеются святыни: чудотворные иконы, св.мощи?

Д.Маханько: - Храм освящён в честь св.Антония Великого - родоначальника монашества. Я видел более десятка храмов в центральной Кении, и, несмотря на всю их внешнюю непохожесть на греческие или русские храмы, они посвящены нашим любимым святым - св.Пантелеимону, св.Георгию Победоносцу, Свт.Николаю Мирликийскому... Есть храм Воскресения Христова... И когда кикуйю приглашали: «Пойдём в Никольский или в Пантелеимоновский храм...» - я чувствовал себя как дома. Что касается святынь... Кенийские христиане живут аскетично, и всё достояние храма - то, что необходимо для богослужения, и, может быть, две-три иконы, чаще бумажные. Кое-где - и меня это искренне потрясло, проняло до слёз - верующие украшают храмы разноцветной бумагой, чтобы красиво было. В храмах побогаче вешают гирлянды... Не хватает даже нательных крестиков... Богослужебное облачение - невероятная роскошь, оно выдаётся священнику при рукоположении на 15 лет. Когда риза совсем ветшает, священник обращается к митрополиту с просьбой о замене. Стихари для алтарников перешиваются и передаются по наследству. Для кипячения воды в храмах, как в древние времена, используют раскалённые угли. Вот картинка из жизни кенийцев, чтобы было понятно... Во время воскресной Литургии я обратил внимание, что в храме много розеток и в каждой заряжается мобильник: у большинства прихожан дома нет электричества. И в школе, которую в посёлке Ишамара построили о.Филипп (он же директор школы) и прихожане храма св.Антония Великого, тоже нет электричества... Но при всей бедности кенийцы настолько тверды в вере, что просто диву даёшься.

О.Филипп: - В Кении те же проблемы, что и везде. Люди страдают от безработицы и возвращаются в деревни, к земле. Мы - страна аграрная, экспортируем кофе, чай, консервированные ананасы, волокно из листьев агавы - сизаль... Мои прихожане выращивают кофе, держат коров. Но не пьют сами молоко, а продают. Некоторые занимаются предпринимательством, чтобы принести своим детям хоть что-то покушать. Но когда я прошу, они отдают всё, что у них есть. Благодаря этим деньгам мы построили и содержим церковь и школу. Ведь когда я в первый раз зашёл в церковь, настоятелем которой был назначен, в ней не было даже пола - просто земля, не было электричества. В нашей церковной школе мы кормим учеников обедами, поскольку уроки длятся с раннего утра до вечера, а многие ученики живут за 10 км от школы. Пищу готовим на земле, как и 300 лет назад. На перемене один из учителей, взяв в руки мотыгу, идёт ковыряться на школьном огороде. Кто-то из учеников бежит кормить всеобщую любимицу - школьную корову: чай с молоком в Кении - национальный напиток. Церковь же платит зарплату учителям и обезпечивает детей учебниками. Мы всё делаем вместе. На гербе Кении начертано слово Harambee - то есть Вместе, всем миром, сообща. Этому девизу подчинена и жизнь Православной Церкви.

Записала Ирина РУБЦОВА

http://pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Филипп Гатари
Из сердца Африки
Беседа с отцом Филиппом Гатари,православным священником из Кении
16.12.2011
Все статьи Священник Филипп Гатари
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06