Фрагмент статьи из т. 18 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г.
Елецкая Черниговская икона Божией Матери (празд. 5 февр.), чудотворный образ, первые письменные свидетельства о к-ром относятся к 1676 г. История Е. Ч. и. была изложена наместником Елецкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря в Чернигове архим. Иоанникием (Галятовским) в кн. "Скарбница потребная и пожиточная всему свету" (Новгород-Северский, 1676). В этом сочинении приведено предание о наличии в мон-ре еще до монг. нашествия чудотворной иконы Божией Матери, впосл. утраченной. Архим. Иоанникий, опираясь на местное изустное предание о явлении прп. Антонию Печерскому на еловом дереве иконы и летописные сведения о пребывании прп. Антония на черниговских землях (Ипатьевская летопись, 1074), представил древнюю историю Е. Ч. и. в 2 вариантах. В одном он, следуя тексту летописи, сообщает о прп. Антонии, к-рый ископал себе пещеру на Болдиной горе "и ту вселися и есть монастырь Святой Богородицы" (ПСРЛ. Т. 2. Л. 72), и далее от себя добавляет: "Любо тут (в тексте летописи.- Ред.) не придано и не приписано: Елецкой, еднак мается разумети монастырь Богородицы Елецкой" - его и благословил иконой преподобный. В др.- говорит о явлении иконы прп. Антонию и об основании затем на этом месте кн. Святославом Ярославичем Черниговским мон-ря о имя Богородицы. Поскольку в "Скарбнице..." о дальнейшей судьбе древнего образа сказано туманно, впосл. возникло неск. версий о времени и об обстоятельствах его исчезновения из Чернигова, нашедших отражение в лит-ре XIX в.: в 1237/38 г. (при нашествии Батыя), в 1579 г. (вывезен в Москву князьями Барятинскими), в 1611 г. (при нашествии на Чернигов войск польск. кор. Сигизмунда III).
Версия о древнем происхождении Е. Ч. и., изложенная архим. Иоанникием, получила широкое распространение, но с исторической т. зр. малодостоверна. Первой исторически подтверждаемой Е. Ч. и. является образ, к-рый, по свидетельству архим. Иоанникия, в янв. 1676 г. был привезен на Богоявленскую ярмарку в Чернигов из Владимира братьями Никитой и Матфеем Федоровичами Козелами (по-видимому, черниговскими торговцами). Житель Чернигова Константин Константинович Мезопета купил образ и 11 янв. вложил в Успенский мон-рь. В "Скарбнице..." со слов "обывателей московских" сообщается, что иконография Богородицы с Младенцем на еловом дереве имела широкое распространение в Московских землях (что не соответствует исторической действительности) и связывалась с утраченной черниговской святыней, якобы перенесенной "з Чернигова до Москвы под час войны". Для выяснения отдельных моментов истории иконы в том же 1676 г. архим. Иоанникий направил в Москву посольство, иером. Сильвестра (Хмелевича) и диак. Геннадия. Там кн. Никита Иванович Одоевский, ведший свой род от кн. Святослава Ярославича, рассказал им предание, дошедшее "от дедов и прадедов", указав на родовую древность иконы. Очевидно, что для архим. Иоанникия, создававшего "Скарбницу..." вскоре после воссоединения Украины с Россией (1654), важно было сделать акцент на том, что, хотя в Чернигове сам образ и сведения о нем были утрачены, Москва сохранила память о них для его современников и способствовала возвращению святыни.
Всего в "Скарбнице..." приведено 32 чуда. Но только в первых 2 излагаются легендарная история обретения образа в XI в. и события 1676 г. В последующих главах об иконе не упоминается, а описанные чудеса произошли благодаря заступничеству Пресв. Богородицы. В 6-й и 7-й главах рассказывается о чудесах от настенного изображения Пресв. Богородицы, представленной в иконографическом типе "Великая Панагия" (ростовое "Знамение") в Успенском соборе. В 8-й гл. повествуется об обретении во время земляных работ близ монастырской трапезной небольшого круглого оловянного образка Пресв. Богородицы с Младенцем типа "Знамение". Эти чудеса единственные, где речь идет об имевшихся в мон-ре изображениях Пресв. Богородицы, но они не соотносятся с древней Е. Ч. и.; сведений о них недостаточно, чтобы говорить о существовании в Успенском мон-ре до 1676 г. к.-л. чудотворной иконы Богородицы типа ростового или поясного "Знамения".
Сегодня в Успенском соборе Елецкого мон-ря у правого клироса в киоте находится Е. Ч. и., прославившаяся в Новое время: в кн. "Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия", хранившейся в монастырской ризнице, зафиксированы чудеса от нее, случившиеся во 2-й пол. XIX в. Икона имела много драгоценных привесов, была украшена серебряным позолоченным окладом и венцом с драгоценными камнями, выполненными, судя по характеру орнаментики, во 2-й пол. XIX в. (оклад не сохр., известен по фотографиям). В летнее время образ находился в Успенском соборе, на зиму его переносили в теплую ц. апостолов Петра и Павла, где он стоял в особом киоте справа у клироса (киот был сооружен в 1880 надворным советником Герасимом Ивановичем Галузевским в благодарность за исцеление от гангрены). Каждую среду перед иконой совершался молебен с чтением акафиста; ее носили по домам черниговских жителей. Не исключено, что этот образ не является первоначальным, а был одним из ранних его списков и входил в состав икон местного ряда соборного иконостаса (известен по описаниям и старым фотографиям, размеры и форма доски Е. Ч. и. совпадают с др. иконами местного ряда). В таком случае он уже до сер. XIX в. мог заменить подаренную мон-рю Мезопетой икону, исчезнувшую из обители при неизвестных обстоятельствах.
В 1930 г. икону передали в Черниговский исторический музей им. В. В. Тарновского. В период Великой Отечественной войны она не была эвакуирована, но чудом спаслась во время бомбардировок Чернигова в авг. 1941 г.: на пепелище сгоревшего музея ее обрела некая женщина и принесла в Троицкий Ильинский мон-рь. Там она была сохранена от передачи в военную комендатуру, о чем распорядились нацистские власти в отношении уцелевших музейных экспонатов. По окончании войны икона вновь оказалась в музейном хранении. 1 апр. 1999 г. выдана во временное пользование в Успенский Елецкий мон-рь.
Икона написана в смешанной технике (размеры 135Ч76 см), стиль живописи однозначно указывает на то, что она была создана местным укр. мастером в посл. трети XVII в. По иконографии относится к особой типологической группе изображений чудесных явлений икон на деревьях, к-рые появляются в рус. иконографии не ранее 2-й пол. XVII в. (Оковецкая-Ржевская, Жировицкая иконы Божией Матери др.). На ней представлен стоящий на ели и выделенный резной рамкой образ Богоматери с Младенцем (размеры 49Ч33 см) на фоне пейзажа с изображениями монастырского собора, окруженного крепостной стеной Чернигова, и протекающей за ними Десны.
Архим. Иоанникий дал описание образа, на к-ром "изображено дерево еловое или ель с ветками зелеными, между теми ветками зелеными высоко сидящая изображена Матерь Божия, на Своих коленях Дитя Христа сидящего под мышки левой рукой, (а правой.- Ред.) за ноги держит, а Христос в левой руке держит хартию свитую" (Л. 1-2). Несмотря на то что автором отмечены наиболее типичные черты иконографии, под это описание попадает 2 разных извода, представленные на иконе из Елецкого мон-ря и на гравюре в "Скарбнице...". Они отличаются гл. обр. положением Младенца Христа. Для типа, известного по гравюре, характерно фронтальное изображение сидящего на коленях Богоматери Младенца, Его голова в легком повороте вправо, руки разведены в стороны, правая двуперстно благословляет, в левой - хартия в виде полураскрытого листа; Богородица кистью опущенной вниз правой руки касается кончиков пальцев правой ноги Младенца, левой - поддерживает Его под левой рукой. Изображение сидящей на кроне дерева Богородицы, окружено сиянием, границ явленного образа не видно, т. е. в этом изводе представлено явление не столько иконы, сколько Самой Богоматери.
К особенностям иконы из Елецкого мон-ря, относится то, что Младенец изображен в 3/4-ном повороте, сидящим на левой руке Богородицы, правой ручкой на уровне груди Богоматери Он двуперстно благословляет, левая лежит на колене - в кулачке едва различима снизу полоска свитка; Богоматерь держит Младенца правой рукой за ступню, левой поддерживает Его корпус под левой ручкой. Границы явленного образа четко обозначены, т. е. представлено собственно явление иконы.
Иконография обоих вариантов изображения не связана происхождением с древней визант. традицией, а сложилась под воздействием поздних итало-критских или зап. образцов: фигуры представлены в свободных разворотах, Богородица касается правой рукой правой ножки Младенца.http://www.sedmitza.ru/text/977545.html