Что такое социальное православие

0
172
Время на чтение 5 минут

Со времен СССР прошло более 20-ти лет. Срок огромный. Но в отношении церковной истории мы все еще подвержены влиянию идейных штампов. До сих пор иногда приходится встречаться с абсурдным утверждением, что Церковь в России является слугой государства, глашатаем его светской идеологии и, в конечном счете, воспевает чуждый ей культ. Только заходит речь о реституции, от кого-нибудь непременно слышим: здания церквей возвращают в обмен на лояльность. Как только РПЦ предлагает учить детей нормам православной культуры, непременно кто-нибудь скажет: "Помилуйте! Это же новый обком".

И возникает впечатление, что церковь всецело поддерживает тот странный многовековой режим, который некоторые русские историки со времен Сергея Соловьева называют "внутренней колонизацией" и "опричной системой". Это когда в рамках одного государства две страны, большая и малая. Причем меньшая владеет 90% существующих активов, живет какой-то "другой жизнью" и как будто даже не вполне уверена, есть ли жизнь за МКАДом.

Причем здесь Церковь? Объяснения, как правило, скупы и невнятны. Ну просто потому, что ведь она плоть от плоти власти. Потому что ведь так повелось... Самое смешное - наблюдать, как антицерковные критики либерального направления вдруг переходят на марксистские позиции, в принципе им чуждые, и рассуждают в том духе, что, мол, православие - это часть идеологии правящего класса.

Идеология эта хорошо известна: накопительство и потребление. Отсюда специально для церкви автоматически выводятся заглянцевевшие формулы: "солидный Господь - для солидных господ", "православная этика и дух капитализма"... Полюбуйтесь на православных бизнесменов, осеняющих знамением банковские ячейки... Картина, что и говорить, пренеприятная. Но, к счастью, очень мало соответствующая реальности. Об этом говорит хотя бы "Социальная концепция РПЦ", вышедшая в свет в начале "нулевых". Достаточно бегло пролистать указанный документ, чтобы убедиться в фальсифицирующей направленности мифов о "неосергианстве", государственной церкви и православном госкапитализме. Но паства наша, задерганная работой и спасаемая многодетностью, читает порой невнимательно. Вот и пытается, не зная сути, примирять в душе непримиримое. Любовь к неоязыческим культам и слово Божье. У некоторых, честное слово, это даже получается...

Но, право же, не стоит труда. Поскольку само утверждение, будто совмещенный культ кесаря и патриарха есть чаемая "симфония", - столь же пафосно, сколь и неверно. На самом деле это что-то из области кентавристики. Зародившись во времена безудержных религиозных поисков царя Алексея Михайловича, данное представление по недоразумению и вопреки исторической реальности все еще остается в силе. И бродит по умам, словно переходящее красное знамя.

Но реальность совсем не такова. Церковь в России далеко не всегда была причастна к интересам правящего класса. До середины 17 века в стране существовала народная теократия. Она возникла после татарского нашествия и была создана усилиями всей русской нации. Произошло это, заметим, вопреки государственному вассалитету князей перед ханами. Скажем еще точнее: в России в этот период развивалось социальное православие. Оно продвигалось энтузиазмом "нестяжателей" в лице Нила Сорского и его последователей. И дожило до времен Аввакума и Ивана Неронова. До той поры, пока Церковь не была насильно вписана в проект бюрократического государства.

Отголоски этой ситуации наблюдались и в начале ХХ века. Не случайно русская версия социализма связана с именем Сергия Булгакова. Не случайно протоиерей Валентин Свенцицкий в 1912 году призывает верующих людей голосовать за левые партии (не большевистские). К сожалению, идея социального государства в 1917 году попала в руки политических авантюристов, большевиков, использовавших ее как временный манок для русского общества. Что произошло потом, хорошо известно.

Конечно, дыма без огня не бывает. Государство временами стремится навязать Церкви то холопские комплексы, то кодекс коммунизма, то веберовский идеал. Но Церковь, как может, противостоит этому нажиму. Стараниями того же Нила Сорского, Феодосия Печерского, митрополита Филиппа, патриархов Тихона и Сергия. Период "государственного пленения" Церкви, когда она утрачивала автономию, длился после Раскола (Реформы) и вплоть до окончания синодального периода в 1917 году. С обер-прокурором Синода вместо патриарха во главе Церкви. Тогда члены церкви и впрямь должны были совмещать Слово Божье со словом кесаря. Они еще не знали, не догадывались, что скоро этот период закончится навсегда.

Сперва Церковь была отторгнута большевистской властью от общества. Это означало гибель тысяч священников. Ситуация болезненная и страшная. Она была подретуширована после 1943 года, а репрессии частично прекращены при патриархе Сергии и до конца советского периода. Но, не убив Церковь до конца, власть в начале 90-х забыла про неё на десятилетие. За это время РПЦ выпрямилась и сформировала собственную социальную концепцию, не имеющую ничего общего с господствующим в официальных кругах социал-дарвинизмом, законами джунглей и обществом борьбы всех против всех.

Непросто осознать, что Церковь стоит на защите социального государства. До сих пор, упоминая о социализме или социал-демократии, очень сложно объяснить, что речь вовсе не идет о Ленине и Сталине. В той же Германии феномен "социальной церкви", "социального христианства" воспринимается куда легче и привычнее.

Но ситуацию надо менять. Не выйдя за рамки порочной объяснительной модели, нельзя двигаться вперед. Причем прекрасные условия для этого шага сложились именно сейчас. Со времен господства госатеизма Церковь впервые оказалась свободна. Насильно закрепощать ее пока никто не пытается. Причины очевидны: у государства и так хватает "непрофильных активов" вроде социалки, пенсионеров, фундаментальной науки и проч. А вот намерение вытолкнуть РПЦ из пространства общественных дискуссий прослеживается вполне отчетливо. Стандартный вопрос римской Фемиды "Кому выгодно?" читатель задаст себе сам. Мы лишь подчеркнем, что попытки эти явно запоздалые: православные в России уже оформились в мощную социальную группу, голос которой заглушить нельзя.

Повторим главное: Церковь в посткоммунистический период была и остается автономной. Именно поэтому она не имеет не малейших резонов поддерживать систему денежного феодализма и соответствующую ей гламурную идеологию (в основе мальтузианскую), которую навязывают "креативные менеджеры" от власти.

Она сама по себе. Она принадлежит только Господу и истории. А потому попытки искусственно отделить социальное служение и милосердие от духа Святого Писания - тщетны. Они лишь выдают попытки гламурных идеологов соблазнить православных верующих холодным сиянием неоязыческих культов. Напрасный труд. Церковь не гламурна. Сочувствие, солидарность, справедливость, взаимопомощь, любовь к униженным (на ИХ языке - к "аутсайдерам" и "лохам") не просто сочетаются с церковностью. Они необходимы для истинного поклонения Христу в духе и истине.

Обращая взор на политические баталии сегодняшнего дня, православный верующий неизбежно задастся вопросом: кто из пяти кандидатов на пост Президента России действительно это понимает? Пусть он ответит на него сам.

http://www.religare.ru/2_92582.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Владимирович Щипков
«Нацизм напрямую связан с либерализмом, он из него проистекает»
Всплеск нацификации сознания на Западе – не что иное как агония либерализма
24.09.2024
Путин и Русский Мир
«Щипков № 297»: Анализ интервью Такеру Карлсону
28.02.2024
Все статьи Александр Владимирович Щипков
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06