-
Отец Тихон, не лучше ли вместо выборов пойти в храм,
ведь в политике и без нас разберутся?
- Действительно, есть такая позиция, которую разделяют немало православных людей, хотя и не большинство. Это, мол, не наше дело, нам - только молиться. А в гражданской жизни, и в частности в предстоящих выборах, нам участвовать ни к чему. Ну, во-первых, давайте вспомним Священное Писание. Господь Иисус Христос сказал совершенно определённо: Богу - Божие, кесарю - кесарево. И когда надо было заплатить подать, заплатил. И в переписи населения участвовал с родителями ещё Младенцем. Так что гражданская жизнь христианам не противопоказана. К тому же бывают времена, когда момент выбора особенно важен для народа.
- Сейчас как раз такой момент?
- Что касается сегодняшней ситуации, давайте смотреть тоже с церковной точки зрения.
Когда ещё в истории России государство предоставляло такую свободу и самоопределение Церкви? Скажем честно: никогда. Даже в лучшие годы власти православного царя Церковь не была так свободна. Был государственный чиновник - обер-прокурор Святейшего Синода, который практически руководил внешней деятельностью Церкви, полностью её контролировал. Я уж не говорю о советском времени, когда место обер-прокурора занял Совет по делам религий.
Сегодня ничего подобного нет. Зато есть реальная помощь государства в восстановлении храмов, монастырей, в возведении новых храмов. Это касается и церковного образования. С будущего учебного года во всех школах страны смогут изучать основы Православия те, кто выберут этот предмет. Конечно, хотелось бы, чтобы всё было лучше, глубже. Но думаю, что это вопрос времени, если всё будет сохраняться в тех же тенденциях. Но ведь их надо сохранить, развить.
- И как это будет зависеть от нашего голосования?
- Многие сейчас спрашивают: как голосовать, за кого голосовать, голосовать ли вообще?
Конечно, и безусловно - это в первую очередь решение каждого конкретного человека.
Могу сказать только о себе. Для меня лично такого вопроса сейчас не существует. Я ведь никогда в советское время не участвовал в выборах. Не голосовал и при Ельцине. А вот с 2000 года, когда был уже намного старше 18-летнего возраста, стал реальным избирателем. И теперь буду голосовать. Потому что в данном случае я знаю, что есть претендент верующий, православный. И его хочу поддержать.
Есть и другие причины, почему я бы хотел, чтобы президентом был Путин. Это связанно не только с церковной жизнью. Сейчас нам предстоят пройти непростой временной этап. У южных рубежей нашей страны в любой момент может начаться война, тяжелейший военный конфликт, связанный с ситуацией вокруг Ирана. Какой человек сможет удержать страну и достойно представлять её на международном уровне в период этого более чем вероятного военного конфликта? Я знаю только одного такого. Именно у него есть и очень серьёзные наработки в области экономики, что тоже будет необходимым в ближайшее будущее. Ведь у нас и сделано здесь уже немало. Мне только совершенно непонятно, почему нам об этом мало рассказывают?
- Что вы имеете в виду?
- Однажды я разговаривал с крупным чиновником и рассказал ему, что один из моих знакомых запустил недавно в Башкортостане два огромных завода тяжёлого машиностроения. Гигантские заводы, которые «Сименс» готов был купить сразу на корню. Но об открытии этих заводов почти никто не знает, даже не показали по телевизору. Так вот, этот чиновник снисходительно на мои слова улыбнулся и сказал: «Батюшка, неужели вы думаете, что пуск завода может быть новостью для телевидения»? Я даже не знаю, как прокомментировать такую позицию.
В результате получается, что мы лишены объективной информации о том, что происходит в стране. За исключением подробнейшей информации по всем каналам об авариях, катастрофах, и, особенно, о самых кошмарных преступлениях. А ведь у нас вступают в строй заводы, гигантские электростанции, наша атомная энергетика - ведущая в мире. Ученые совершают открытия, добрые, отважные люди самоотверженно помогают ближним, несут на себе «тяготы друг друга». Но все это, оказывается, «не интересно для телевидения». Из одной крайности - советского периода, когда производственная тема навязчиво не сходила с экранов, мы устремились в другую крайность - у нас только разруха, тотальная деградация и бесконечный криминал.
Есть такой сайт «Сделано у нас». Мои студенты недавно показали мне его. Там люди самостоятельно собирают то, что нам не показывает телевидение, что сегодня реально делается в промышленности, сельском хозяйстве, науке. И те, кто посмотрят этот сайт, будут по-настоящему поражены: какие предприятия вступают в строй, какие технологии разрабатываются, начиная от военной техники и кончая сельскохозяйственной. Чьим решением эта информация для большинства остаётся неизвестной, я, честно говоря, совершенно понять не могу.
А ведь наша страна сегодня, безо всякого преувеличения, находится в готовности к крупнейшему прорыву за всю свою историю. И я глубоко убеждён, что та группа единомышленников, которая готовит этот прорыв и уже очень много для него сделала, должна получить возможность завершить эту программу. Это будет необычайно интересно.
Валерий Коновалов
Источник: Крестовский мост