Нужен ли День святого Валентина - День всех влюбленных,
православным? Стоит ли его избегать? Когда лучше признаваться в любви и
правильно ли верующему человеку придавать большое значение влюбленности
в своей жизни - рассуждает иерей Алексий АГАПОВ, настоятель
Михаило-Архангельского храма в г. Жуковском, филолог:
- Конечно, любовь - это прекрасное чувство. И сама потребность всякого
человека в том, чтобы найти любовь, - замечательное свидетельство
живущего в нас образа Любви Небесной. Но я никак не могу согласиться с
тем, что так называемый «день всех влюбленных» помогает нам, жителям
России, лучше узнать подлинную европейскую культуру (которая, как
говорят, и в самой Европе нынче стремительно забывается). Да и появился у
нас этот праздник совсем не как культурное или просветительское
событие, а как простое средство не дать потребителю прерваться в своем
напряженном шопинге. В Европе история этого дня, конечно же, была иной.
Православные могут спорить о нравственной стороне события или о
реальности существования того самого св. Валентина. Однако, бесспорно
то, что европейская традиция праздника зарождалась и складывалась
красиво, куртуазно. Но у нас-то этот праздник придуман совсем не поэтами
и не влюбленными рыцарями, а технологами рынка. О какой же красоте и
культуре здесь можно говорить, кроме разве что «культуры потребления»?
Это как плохой перевод стихов с иностранного языка: в нем теряется
всякая красота - да и всякий смысл, кроме «голого содержания». В данном
случае, это «голое содержание» - подарки и прочие покупки. А атмосфера
чего-то европейского («цивилизованного») и чего-нибудь
массово-эротического («в этот день всем в обязательном порядке
признаваться в любви и целоваться») - всего лишь недорогая, но
привлекательная упаковка.
Мне кажется, что в человеке всегда живет потребность выразить свою
любовь. Но я думаю, что для этого вовсе не нужно идти и делать это
единым сплоченным строем - неким стандартизированным способом и в
установленные сроки. К сожалению, в нашем краю «широкое распространение»
очень быстро превращается в «массовые мероприятия». А массовость и
влюбленность - едва ли сочетаемые понятия.
Но ладно: вот тема есть, она звучит повсюду, и человек - православный,
молодой, прекрасный и влюбленный - поневоле задумывается, не приурочить
ли свое признание к этому дню? Как лучше поступить? В любом случае,
стоит помнить Церковь. А Церковь вовсю готовится вступить в Великий
Пост. И время Поста - время, дающее каждому христианину возможность
прийти в себя. В самом лучшем и глубоком смысле слова. Ну и раз так -
возможны варианты: либо поспешить и успеть до начала Поста открыться в
своих чувствах (чтобы потом суметь уже думать о чем-то важном, кроме
этого); либо уж не спешить: «тише едешь - дальше будешь». Сперва
постараться «молитвой и постом» прийти в себя, а уже после Пасхи -
встретившись вновь со своей любовью, можно и признаться (а глядишь - и
похристосоваться!). Сперва обратить свой взор к Богу, от Которого
зависят все наши пути, и Который знает, с кем нам предстоит связать свою
жизнь - конечно, это более разумный путь. Но все же, как именно
поступить - это должно быть делом глубоко личного выбора. И для Церкви в
суждениях на тему личных отношений, брака очень важна деликатность.
Если ты доверяешь опытному духовнику - можно и нужно с ним
посоветоваться. Но все равно выбор (и ответственность за него) здесь
останется за тобой.
Случается (хотя и далеко не всегда), что влюбленность оказывается для
человека поводом обратиться к Богу. Но бывает и так, что даже верующий
человек, строгий к себе во всем, может увлечься кем-то настолько
внезапно, что сам тому не рад (речь, конечно, идет об одиноких людях). В
таком случае нельзя терять надежду на Господа. Нужно молиться (можно
также подойти к священнику с просьбой о молитве) и просить Бога вот о
чем: если так нужно, если Тебе это угодно - то помоги нам быть вместе; а
если нет Твоей воли - тогда помоги нам сохранить добрые отношения, не
дай мне обидеть человека и помоги встретить ту половинку, с которой мы
будем вместе всю жизнь.
Влюбленность можно сохранить и в браке. Она для отношений - как
вдохновение, как ветер в парусах корабля. С ней для тебя нет ничего
трудного, всякое дело ради второй половинки приносит тебе только
радость. Если же пылкая влюбленность угасает, то и в этом есть своя
польза. Тогда ты словно бы садишься на весла: трудишься, обязательно
молишься, чтобы ушла холодность, «окамененное нечувствие». Да и всегда в
браке необходимо молиться о сохранении любви - не влюбленности даже -
потому что любовь - это «союз совершенства». Она проявляется в семье
по-разному, разными гранями: когда - новой волной влюбленности, когда -
уважением, преданностью, когда - усиленным желанием родить и воспитать
много хороших детей... Любовь - как свет, который может преломиться в
призме жизни и блеснуть любым цветом радуги.
фото pravmir.ru
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10014&article=1983&print=1