Икона Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Россия, XV век, холст, темпера. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей.
1.
Праздник был установлен через семь веков после жизни святителей, в 1084 году. Смысл его, нового праздника, заключался в примирении усердных не по разуму верующих, разделившихся «по признаку почитания» святителей и именовавших себя - василианами, григорианами, а третьи - иоаннитами. Каждый из учителей уже имел свой особый день памяти: Василий Великий - 1 января, Григорий Богослов - 25 января, Иоанн Златоуст 27 января. Не сложно себе представить, что спор однажды набрал высокий градус противостояния именно в конце января. В раздоре принимали участие и простецы, и люди учёные, умеющие красиво спорить. Спор погасили сами святые. Они явились митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу (ок. 1000 - после 1084), известному в Византии учёному мужу и поэту...
Наш великий духовный писатель святитель Димитрий, митрополит Ростовский пишет в «Житиях святых» о существе этого раздора: «Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причём видели в нём мужа, мало, чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова. Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему...»
Икона Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Псков, середина XVI века
Годы жизни вселенских учителей: Василия Великого - ок. 330-379; Григория Богослова - 329-389; Иоанна Златоуста - ок. 347-407. Это время бурного и плодотворного развития богословской мысли. Вобравшая в себя труды языческих философов, как античных, так и современных, эта мысль в турбулентных своих завихрениях порой приводила и к созданию учений еретических, а в политике к действиям даже и прямо антихристианским, христоборческим.
Будущий император Юлиан Отступник (331-363), обучаясь наукам, встречался в Афинах с Григорием (Богословом) и Василием (Великим), которые учились там же. Юлиан с детства воспитывался арианским епископом, позже он многое почерпнул от языческого оратора Либания, который и сумел отвернуть его от христианства. Либаний, между прочим, был учителем Иоанна Златоуста и мечтал передать Златоусту, лучшему ученику, свою школу, «если бы его не похитили христиане». Юлиан, став императором, возжелал возродить в Константинополе язычество, обновлённое - как выразились бы сейчас, с поправкой на опыт христианства. Начались гонения, у христиан отнимались храмы... О подробностях смерти Отступника, который погиб на войне в походе на Персию, распространялись разные сведения. Одно из них чудесно.
Василий Великий во время похода Отступника молился, чтобы злочестивый царь Юлиан не вернулся из Персии и не учинил нового истребления христианской веры. Молился святой Василий перед иконой Пресвятой Богородицы, при которой было изображение великомученика Меркурия с копьём. В какое-то мгновение во время молитвы изображение святого воина сделалось невидимым. Когда же Меркурий вновь появился, остриё его копья было окровавлено. В этот миг в далёкой Персии, получив три раны, одна из которых была смертельной - в печень, - погиб Юлиан Отступник. Следующий император - Иовиан, избранный армией, восстановил в империи христианство, гонения прекратились.
Во все века гонения, расколы, ереси порой прекращались как бы сами собой, а порой - чудовищными войнами. Но среди множества причин непременно была молитва опытных в духовной жизни старцев. Так Божественные Литургии в красной Москве патриарха Тихона разрушили обновленческий раскол, так по молитвам старцев в годы Великой Отечественной возобновилось патриаршество на Руси...
Святитель Димитрий Ростовский пишет о прекращении церковного раздора в Константинополе XI века: «...явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, - притом не во сне, а наяву, - Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости... Они сказали ему едиными устами: - Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство...»
Икона Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Россия, XVI век, Холст, темпера. Государственный объединенный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
2.
Древнейшая церковь в Киеве, освящённая в последующем в честь Трёх святителей, первоначально именовалась Васильевской и была, по некоторым предположениям, построена равноапостольным великим князем Владимиром, Крестителем Руси.
Известный киевский старец - схиархимандрит Серафим (Соболев; 1917-2000) рассказывал о любимом своём Трёхсвятительском храме в центре старого Киева: «Трехсвятительская церковь - моя родная приходская церковь, она была очень древняя и очень красивая. И история ее интересная. Князь Владимир принял крещение с именем Василия Великого... И поставил на месте бывшего языческого капища Перуна на склоне Днепра храм в честь своего ангела - Василия Великого. Много раз он горел, перестраивался, когда, наконец, Пётр Могила поставил на этом месте большую церковь в честь трех святителей - Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова, чтоб поминали святителей вместе, как это у нас принято. Церковь была такая большая, иконостас старинный в стиле барокко, сочетание золота и красного цвета - очень красиво. Так вот, Трехсвятительская церковь существовала до 1935 года, потом её этот Косиор, разбойник, прости Господи, уничтожил. Надумали там какой-то комплекс Ленину строить...»
Трёхсвятительская церковь. Киев. Открытка XIX века
Схиархимандриту Серафиму принадлежат трезвящие слова: «В духовной жизни нет остановки. Есть или восхождение, или падение вниз».
Современные краеведы, в отличие от предшественников, полагают, что следует различать древнюю Васильевскую церковь и другую Васильевскую церковь, которая позже стала именоваться Трехсвятительской.
Ныне об этой церкви напоминает лишь возвращённое название улицы - Трехсвятительская, которая соединяет Европейскую (до 1919 года Царскую) площадь Крещатика с Михайловской площадью. Нет на ней православного храма. Есть католический. А в восстановленном Михайловском Златоверхом монастыре пока молиться нельзя - в нём обосновалась «анафема». Как нельзя молиться и напротив - в древнем Софийском соборе...
Федор Солнцев. Трехсвятительская церковь, акварель.1843 год
3.
Когда-то и в Константинополе - пусть это нас утешит - десятки лет почти всеми храмами владели еретеки-ариане. По этой причине в Святую Софию не мог войти и Григорий Богослов. Его ввёл в храм лично император Феодосий.
Что же касается современного Киева, мы видим: процветает древняя святая лавра и другие монастыри, восстанавливается дивная Голосеевская пустынь, строится новый величественный кафедральный собор во славу Всех Святых... Но при этом видим и несчётное количество «харизматических церквей», наблюдаем укоренение в Киеве униатов, слышим разглагольствования раскольников-филаретовцев. А на том месте, откуда был свержен святым Владимиром Перун, видим вновь языческое капище...
Полон Киев духовных раздоров, расколов, ересей; Русь наша, сама разорванная на части, полна всем этим.
Но мы слышим и голос нашего Патриарха, слышим спасительную для народов проповедь о духовном единстве Русского мира.
Так и видится, вот три государства сокровенной Руси заговорят вдруг вновь едиными устами: «Нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу, ибо мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной».
* * *
В молитве трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту есть слова: «...предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей...»
Святые Вселенские отцы, молите Бога о нас!