Миссионеры-дипломаты
Первый православный храм появился в Китае в 1685 году, после того как китайцы штурмом взяли Албазинский острог - крупнейшее укрепленное поселение русских первопроходцев на Амуре. Вместе с оборонявшими его казаками попал в плен и был доставлен в Пекин войсковой священник Максим Леонтьев. Император Канси принял пленных хорошо, предоставил им возможность компактного проживания, а для духовных нужд выделил здание бывшей буддийской кумирни. Многие пленные албазинские казаки женились на китаянках, но оставались православными, и отец Максим окормлял их вплоть до своей кончины в 1712 году. После его смерти Синод принял решение о направлении в Пекин официальной Духовной миссии.
Почти 150 лет Духовная миссия в Китае выполняла и дипломатические функции. Из-за государственных обязательств наши миссионеры не могли позволить себе активной проповеди среди китайского населения, поэтому проигрывали в эффективности католикам и протестантам. Но именно эта ненавязчивость снискала особое, теплое отношение к ним китайского народа и власти. В 1861 году в Китае открылось дипломатическое представительство Российской империи, что освободило миссию от государственных функций, и последовал миссионерский взрыв: были полностью переведены на китайский язык Священное Писание и богослужение, появились первые китайские православные священники (самого первого китайца, Митрофана Цзи, рукоположил в 1882 году в Токио равноапостольный Николай Японский), значительно увеличилось число православных китайцев.В 1899 году в Китае началось восстание ихэтуаней (известное также как боксерское) против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая. Иностранным вмешательством в религиозную жизнь повстанцы прежде всего считали христианскую миссию. Начались гонения на христиан. Так появились первые китайские святые - 222 человека.
Восстание было подавлено, однако российская власть склонялась к полному прекращению деятельности православных миссионеров в Китае. Именно для решения этого вопроса начальника XVIII Духовной миссии архимандрита Иннокентия (Фигуровского) отозвали в Петербург. Отец Иннокентий отстоял миссию, вернулся в Китай уже в епископском сане и прослужил в Пекине еще почти 30 лет. «Как миссионер владыка Иннокентий (Фигуровский) сопоставим с равноапостольным Николаем Японским, - считает сотрудник Отдела внешних церковных связей Дмитрий Петровский. - Кроме того, он был выдающимся синологом, составил русско-китайский словарь, с которым сверялись составители всех последующих словарей».
Вклад Российской духовной миссии в Китае в дипломатию и науку был столь велик, что советские китаисты не могли не писать о ней. Правда, ни в одной советской книге или статье о Духовной миссии в Китае не было ни слова о главном - миссионерстве. Сами миссионеры упоминались без сана, монашествующие - под мирскими именами: епископ Иннокентий (Фигуровский) - как Иван Фигуровский, другой выдающийся китаист и дипломат, начальник IX миссии архимандрит Иакинф (Бичурин) - как Никита Бичурин. Наверняка сами авторы знали о духовном смысле и успехах миссии, но не имели возможности поделиться этими знаниями с читателями. Только в постсоветское время были изданы брошюры и монографии об истории Православия в Китае, составленные протоиереем Дионисием Поздняевым (ныне настоятелем храма Святых апостолов Петра и Павла в Гонконге), преподавателями Санкт-Петербургской духовной академии и восточного факультета СПбГУ, Отделом внешних церковных связей Московского патриархата и Институтом Дальнего Востока РАН.
Последний китайский священник Пекина прот. Александр Ду (скончался в 2003 году). Фото из архива Киры Поздняевой
Утраченные подворья
С 1903 года в России начали создаваться подворья Духовной миссии в Китае. В 1914 году такое подворье освятили и в Москве. Конечно, китайские подворья приносили миссии доход, но создавались они не только для этого. Феномен трудовой эмиграции существовал и тогда: после Синьхайской революции 1911 года начался массовый выезд китайцев на работы в страны, граничащие с Китаем, в том числе и в Россию. Кроме того, при Российской миссии в Пекине открылось катехизаторское учебное заведение, в котором учились в основном китайцы. Многие из них хотели продолжить богословское образование. Российские духовные учебные заведения не совсем подходили для этого, хотя, например, в Казанской семинарии была очень сильная кафедра востоковедения. Но миссионеры, прожившие не один год в Китае, понимали, что для китайцев необходимо создать определенные условия. Дело даже не в менталитете, но в бытовой культуре. Например, в Китае совсем другая пища (об этой проблеме Русская Православная Церковь вспомнила в начале нулевых, когда несколько китайцев в частном порядке приехали учиться в духовные школы Москвы, Петербурга и Белгорода - им пришлось организовывать отдельное питание). При подворье предполагалось открыть семинарию. Но революция перечеркнула все планы.В 1923 году Китайское подворье в Москве закрыли. Также были ликвидированы все остальные подворья на территории России, закрыты все миссии. Миссию в Китае продолжила Русская Православная Церковь за границей, но массовая эмиграция из России в Шанхай и Харбин вынудила миссионеров преимущественно заниматься не китайцами, а русскими эмигрантами.
Летом 1954 года в силу политических причин Священный Синод упразднил Миссию в Китае, оставив все православные храмы в Китае в ведении Экзархата Московской Патриархии в Восточной Азии. В 1956 году Восточно-Азиатский Экзархат был упразднен. В связи с этим Священный синод Русской Православной Церкви в Москве даровал Китайской Церкви автономию. Во время Культурной революции (1965-1976) Китайская Церковь практически прекратила свою деятельность. В Китае, как и в СССР, атеизм был неотъемлемой частью государственной идеологии, и Мао Цзэдун боролся с религией не менее ревностно, чем советские вожди.
Софийский собор в Харбине - недействующий храм Харбинской и Маньчжурской епархии Китайской Православной Церкви. Долгие годы собор находился в запустении. Некоторое время в храме размещалось рабочее общежитие. Сейчас здесь архитектурный музей. Фото из архива Киры Поздняевой
Что нас объединяет?
В конце 1980-х годов притеснение верующих прекратилось, но это ненамного улучшило положение Китайской Православной Церкви. К 40-летию дарования автономии в 1997 году Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение, что до избрания предстоятеля Китайской Церкви Поместным собором первосвятительское попечение о ней несет Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Практическую деятельность поручено осуществлять председателю ОВЦС в координации с китайскими властями и китайским законодательством. Командированные в Китай российские священники окормляют живущих там наших соотечественников и иногда с разрешения китайских властей совершают богослужения в местных храмах. С 1986 года усилиями православных китайцев было открыто четыре храма, но по причине отсутствия местных священников регулярных богослужений там нет - по воскресным и праздничным дням миряне собираются просто вместе помолиться. Сегодня в Шанхае проживают два священнослужителя-китайца, рукоположенные еще до Культурной революции: 87-летний протоиерей Михаил Ван и 84-летний протодиакон Евангел Лу. Они не могут совершать литургию, так как Китайская Православная Церковь не прошла предписанную законом перерегистрацию. Несколько раз китайские власти разрешали им сослужить российским священникам.Китайское Патриаршее Подворье было учреждено в Москве указом Святейшего Патриарха Кирилла от 7 февраля 2011 года. Настоятелем подворья назначен протоиерей Игорь Зуев, китаист по светской специальности. Ранее отец Игорь 12 лет служил в Хабаровске, был духовником епархии и членом епархиального совета, восстановил и построил там несколько храмов. В 2002 году во время визита в Хабаровск председателя Комитета обороны КНДР (Северной Кореи) Ким Чен Ира именно отцу Игорю поручили показать высокому гостю православный храм. После посещения храма Святителя Иннокентия в Хабаровске Ким Чен Ир принял решение построить православный храм в Пхеньяне. В 2006 году нынешний Патриарх, а тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, освятил этот храм в честь Живоначальной Троицы.
Пока Китайское подворье ничем не отличается от обычного приходского храма. Правда, на воскресной литургии некоторые ектеньи возносятся по-китайски. Предполагается, что в определенные дни на китайском языке будет совершаться все богослужение.
Отец Дионисий Поздняев надеется, что открытие подворья положит начало возрождению миссионерской деятельности Русской Православной Церкви среди китайцев. До направления в Гонконг он часто ездил в сибирские и дальневосточные епархии, несколько раз в году бывает там и сейчас. По его словам, пока такая деятельность не ведется. «Некоторые китайцы, живущие в России, принимали Православие, но либо через браки с россиянами, либо через интерес к русскому языку, культуре, церковному искусству, а не в результате миссионерской деятельности», - рассказывает он. Для эффективного миссионерства необходимы средства, инициатива епархий и координирование этих инициатив. Создание центра при Китайском подворье в Москве - первый шаг. По мнению отца Дионисия, такие же центры нужны в Петербурге, Казахстане, Сибири и на Дальнем Востоке.
В девяностые и начале двухтысячных годов в Московской, Сретенской, Санкт-Петербургской и Белгородской духовных семинариях проходили обучение около двадцати китайцев. Но все они приехали учиться как частные лица, поэтому в соответствии с китайским законодательством не могут служить на территории Китая. Пока, правда, ни один из учившихся в российских семинариях китайцев (некоторые из них ушли оттуда, не доучившись) не рукоположен. Один с разрешения китайских властей стал старостой храма. Недавно между Москвой и Пекином было достигнуто соглашение - китайская сторона дала согласие присылать студентов. Возможно, со временем при подворье удастся создать специальный учебный центр для китайцев.
Одной из задач подворья будет работа с китайцами, живущими или временно работающими в России. Сейчас разрабатываются методические пособия для епископата и духовенства приграничных с Китаем епархий. «После дарования Китайской Церкви автономии мы не осуществляем миссию на ее канонической территории, - объясняет Петровский.- Сегодня РПЦ только помогает ей нормализовать положение Православия в Китае. Китайцам же, находящимся на территории России, мы можем показать красоту и глубину Православия, объяснить, что это не чуждая Китаю традиция, что 300 лет Православия в Китае - наша общая история. И она объединяет нас больше, чем политические и экономические контакты».
Леонид ВИНОГРАДОВ
http://www.nsad.ru/index.php?issue=90§ion=10014&article=1967