Вот уже ушла из земной жизни игуменья Спасо-Елизаровского монастыря монахиня Елисавета (Беляева). Игуменья Елисавета - воспитанница старцев Троице-Сергиевой лавры и стариц Дивеевской обители, известная своей активной деятельностью на ниве возрождения почитания русских государей, была пострижена в честь великой княгини Елизаветы Федоровны.
Под ее руководством Спасо-Елеазаровский монастырь - бывшая мужская обитель, давшая Пскову преподобных Евфросина и Серапиона Елеазаровских, начала воссоздаваться в 2000 году по благословению митрополита Псковского и Великолукского Евсевия как женская."Мать Елизавета была душой не только материального восстановления обители, но и возрождения ее духовного значения, положив начало серии международных конференций "Москва - третий Рим». Знаменитая концепция была высказана старцем Спасо-Елеазаровской обители Филофеем в XVI веке. Благодаря активной деятельности матушки Елисаветы в настоящее время в монастыре восстановлены собор Трех Святителей и братский корпус.
Сейчас многими здравомыслящими людьми движет вера в собирание русских земель, русского духа и возрождения России. На фоне убывания территорий, духовности, нравственности, культуры, экономики. Когда мы с писателем А.Прохановым были на Псковщине, то совершенно как бы ниоткуда, как озарение, нам пришла в головы мысль поставить Крест- Голгофу, в котором бы воплотилась идея собирания России в единое державное и духовное целое. это и стало основой замысла. Мы начали ездить в поисках подходящего места. Так попали в Спасо - Елеазаровский монастырь, где встретились с матушкой Елисаветой: хотелась посоветоваться с ней, где, на каком месте поставить Крест-Голгофу, которая бы символизировала «Русский крест», русскую историю, собирала бы воедино расторгнутые во времени и в пространстве русские эпохи, начиная с момента крещения Руси и кончая современным этапом. Спасо - Елеазаровский монастырь - место упокоения старца Филофея, выдвинувшего одну из центральных для русской философии, отечественного богословия и национального миропонимания и миросознания - идею «Москва-третий Рим, а четвертому не бывать».
Мы живем сейчас в этой эпохе - эпохе третьего Рима.
Священный Холм был призван воочию явить идею старца Филофея, которую он так тонко, деликатно, но и очень современно сформулировал в ХVI веке. Вначале было решено этот Холм-памятник назвать « Холмом славы», но потом название этого проекта приобрело другое более сильное звучание - «Священный холм». Ибо та историчность, что вложена в это понятие, наполнилась со временем более глубоким и тонким пониманием духовного смысла всего замысла, а именно идеи символического собирания земли русской. Основная проблема России сейчас - это не нехватка каких-то материальных ресурсов. Их в стране достаточно, и, как бы кто не старался, расхитить все не удастся: территория остается огромной, богатства находятся в недрах. Проблема в убывании духа, в поникшем духе нации.
В апреле 2007 года мы приступили к работам по воздвижению холма и изготовлению креста, к сентябрю они его уже были в основном закончены. Одно то, что все эти согласования и работы, включая освещение проекта в федеральных СМИ, были завершены в срок (а это считанные месяцы), - одно это воспринимается как чудо Божие.
Монахини доставили к Холму землю с могилки старца Филофея, а матушка Елисавета сама активнейшим образом участвовала во всех этапах подготовки. Тогда же, в 2007 году, в день Крестовоздвижения - 27 сентября, в присутствии псковского священства, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, освятил Священный Холм и Крест-Голгофу. На торжества съехались представители многих регионов России, прежде всего Северо - Запада, Центральной России и, естественно, Москвы. Состоялась очень трогательная церемония приношения земель в основание Голгофы. Этот десятиметровый крест весом около четырех тонн из сделанный из лиственницы, установлен на исторически памятном месте - месте сшибки, где сходились, сшибались русские полки с войсками агрессоров. Сам по себе Изборск, близ которого поставлен этот крест, - город важнейший в Русской истории. Отсюда, как считают многие ученые, началась Русь, Святая Русь, по преданию здесь могила упокоения Трувора. Изборск - первая русская каменная крепость, 1150 лет которой мы будем праздновать в 2012 году. На этом месте, псковичи грудью принимали бесчисленные удары с Запада. И сюда же к подножию из разных мест России начали приносить щепоти родной земли. Иногда это были небольшие мешочки с землей от святых мест, иногда приносили земли в проржавевших касках военных времен, снарядных гильзах, пилотках. Несли и несли земли - земли сердца своего. У подножия холма на гранитной плите так и написано: «Путник принеси к холму землю сердца своего».
Что это за земля? Здесь земля со священных мест, где были совершены ратные, духовные трудовые подвиги нашего народа. Эти земли, как мощи, щепотями, струйками собираются к основанию холма, символизируя собирание силы нашего духа. Вот в этом суть монумента.
Был прекрасный теплый день. В момент освящения на фоне бирюзового неба появился аист, он сел на левое плечо Голгофы и начал разглядывать собравшихся. Потом опустился на землю и стал разгуливать среди народа. Его не испугали даже псковские десантники с автоматами. Всегда осторожная птица подпускала к себе буквально на метр, позволяя чуть ли не трогать себя. Ни до, ни после этого дня я, не видел больше аиста так близко от себя. Сейчас мы довольно легкомысленно относимся к подобным явлениям, а ведь это, если задуматься, был явный знак: птица, как чудо, как посланница небес.
Матушка Елисавета рассказывала, что примерно через два года после освящения Креста, монахини монастыря и группа паломников, будучи на Холме, а это было глубокой осенью, видели еще одно чудо: небо вдруг расчистилось, тучи разошлись, и все увидели просиявшие в небе восемь Богородичных огненных крестов. Вообще это место обладает удивительной энергетикой. Как мы нашли его? В дороге у нас неожиданно заглохла машина. Невдалеке мы увидели небольшую груду камней и по хляби и снегу подошли к ней. А когда взошли на эти камни, то оказались будто бы в совершенно ином мире, словно столп силы шел с земли к небесам. Так пришло решение - на этом месте возвести Холм русской славы и Голгофу над ним.
В основание холма находятся земли и от старца Филофея, со станции Дно Псковской области, где отрекся от престола Царь Николай II, с родины крестителя Руси Владимира Красна Солнышка, и оттуда, где его бабушка Ольга, фактически первая на Руси Царица- христианка, познакомилась с князем Игорем, перевозя его через реку Великая. Тут же лежат земли, с того места, где геройски погибла рота Псковской десантной дивизии, земля с Чудского озера, где полки Александра Невского сошлись со шведскими рыцарями. Есть земли от наших эмигрантов, соотечественников, из Франции, например. Есть земля из Иерусалима от Гроба Господня, есть земля доставленная полярником академиком Челингаровым с пятитысячаметровой глубины от Северного полюса, куда нырял наш батискаф, есть даже частичка лунного грунта, земля с места, где совершил свой подвиг Александр Матросов. Здесь собирается во единое целое Россия разных эпох и времён.
Александр Нотин
http://pereprava.org/projects/749-pamyati-matushki-elisavety.html