Поведение в храме есть отражение нашего внутреннего состояния, душевного и духовного. Когда человек понимает, куда и, главное, зачем он пришел, это сразу видно. И так же сразу видно, когда не понимает. Храм - он как бы видит нас такими, каковы мы на самом деле. Видит и высвечивает то, чем человек грешен и чем прекрасен. Недоброе и недостойное присутствует несомненно - как в тех, кто заходит в храм раз в год на Крещение с десятком пластиковых бутылок, так и в тех, кто считается примерным прихожанином. Но и доброе, светлое тоже никуда не делось и ничем не побеждено.
Грустно наблюдать за людьми, стоящими в крещенской очереди. Складывается впечатление, что «бабоньки» - а их в очереди за крещенской водой большинство - пришли сюда поговорить о чем угодно, но только не о Боге и уж тем более не для того, чтобы просто молча помолиться. О чем только не было говорено в тот показавшийся невероятно долгим час, что довелось мерзнуть у входа в Петропавловский храм, а точнее, в приспособленное помещение - ведь храм еще не достроен: и о начинке для пирожков, и о бездельнике-муже, и о дочке, которая «ничего слушать не хочет»...
Но все эти бытовые дрязги, отвлекающие сознание от главного, далеко не самое печальное. Гораздо хуже вот эта непонятно откуда взявшаяся тяга всех и вся осуждать, а в особенности «попов» и своих же «сестер по разуму», и все это - прямо здесь, у церковного порога.
- Мне вот интересно знать: почему у католиков храмы открыты круглосуточно, заходи когда хочешь, а у нас доступ к Богу ограничен по графику? Что это за безобразие? Зайдешь свечку поставить, а у них закрыто... У католиков вон и скамейки, и священникам жениться нельзя, а у наших попов: и женись - не хочу, и все у них есть... Вон один отслужил и пошел, а ты тут стой, мерзни...
- Девушка, отойдите в конец очереди, а то некоторые тут волнуются, что вы без очереди пролезете...
- Да я, вообще-то, не за водой, я на службу...
- Женщины, миленькие, пропустите, там мои стоят, как бы очередь не потерять...
- Женщина! Какая вам тут очередь! Вы в церкви, а не на базаре! Успокойтесь!!!
- Да мне бы к моим...
- Успокойтесь, я вам говорю! Быстро успокойтесь! Что за люди?! Ужас! Ужас!
- Скорей бы уже, что ли, храм достроили...
- Да его и не строят совсем! Непонятно, чем занимаются...
- Вон как та, в брюках пришла, как так можно? А эта вон пять бутылок воды набрала... Куда ей столько влезет?
- Бабоньки, ну что вы ругаетесь, у меня дети, внуки...
- Да ладно «дети-внуки»!.. Лишь бы набрать побольше...
Грустно от всего этого. И вроде понимаешь, что большинство этих людей, конечно, никакие не прихожане, что эта группа «очередников», выражаясь модным словом, нерепрезентативна и не имеет никакого отношения ни к конкретному приходу, ни к Церкви вообще, и судить по ней о людях церковных нельзя. И нельзя никого осуждать. Но просто какая-то жалость берет... Оттого, что стоим и порой совершенно не понимаем, куда пришли и зачем, не чувствуем духа Церкви и самого церковного праздника и совсем не имеем между собой любви. Это последнее обстоятельство особенно чувствуется. И какую мы получим пользу от освященной воды, агиасмы, ради которой пришли и стоим на морозе, если доступ к Богу так сильно ограничен? Не во времени и пространстве, а в нашем собственном сердце...
Елена Балаян
Опубликовано на сайте Православие и современность
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=59172&Itemid=3